Логотип Магариф уку
Цитата:

Креативные методы обучения как средство повышения мотивации к чтению

В последние годы мы все чаще задаем вопрос: «Почему дети не читают?». Ответы на него не отличаются разнообразием. Обвиняем новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие визуализацию, но отбивающую...

В последние годы мы все чаще задаем вопрос: «Почему дети не читают?». Ответы на него не отличаются разнообразием. Обвиняем новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие визуализацию, но отбивающую желание постигать информацию через чтение; говорим о пассивности нового поколения в целом, отсутствии мотивации развивать свой интеллект, так как в настоящее время среди молодежи все чаще наблюдается крен на решение материальных задач.
Так, почему же дети не читают? На мой же взгляд, вся проблема – в языке! Дети, читая тексты великих писателей и поэтов, не понимают языка, на котором изъясняются их авторы. А ведь золотое правило литературы гласит: читателю интересно читать о том, о чем он сам что-то знает.
Длинные распространенные предложения утомляют юного читателя, привык­шего черпать информацию из примитивных заголовков глянцевых журналов и новостных лент в социальных сетях всемогущего, на взгляд многих современников, Интернета (а именно по его негласным законам развивается и воспитывается молодое поколение). Зачастую учащийся к концу предложения не может вспомнить, с чего оно начиналось. В итоге нить прочитанного обрывается, его смысл не фиксируется – материал не усвоен. Таким образом, неумение читать приводит к слабым познаниям не только литературы, но и знаний в целом. Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении – правильном, осознанном, быстром.
Таким образом, в ходе моей работы была обозначена главная проблема: не просто нежелание, а сопротивление некоторых учащихся к освоению школьной программы по литературе. В результате мы имеем: неумение пользоваться литературной нормой, преобладание в речи детей сленга. Поэтому не стоит удивляться тому, что Достоевский эФ. эМ. в юных умах – это название радиостанции.
Среди моих учащихся был проведен опрос «ПРОчтение», который подтвердил выявленную проблему. И я, как учитель русского языка и литературы, осознаю, что большую ответственность в формировании правильной речи несут педагоги и, прежде всего, языковеды.
Невольно приходят на ум строки великого А.С. Пушкина: « О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!». Но чтобы подвести современных детей к осознанному желанию просвещаться, нам, педагогам, необходимо искать новые, креативные методы и формы обучения.
В основе методов и форм по формированию творческих способностей лежит выход за пределы предметов, а это значит, что реализуется одна из основ стандартов второго поколения – системно-деятельностный подход, который предполагает развитие, прежде всего, правого полушария, ведущего к творческому развитию личности.
 Мне бы хотелось ознакомить читателей журнала с теми приемами, которые, на мой взгляд, более эффективны и результативны:

  1. Основным приемом по привлечению к содержанию художественных произведений стало погружение в сюжеты
    с помощью ролевой игры. На уроках русского языка и литературы ребята активно инсценируют отрывки из произведений и проигрывают заданные речевые ситуации, используя опорные слова, домашнюю словарную работу. Например, на уроке русского языка по теме «Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?» ребята делятся на группы, им дается задание проиграть различные речевые ситуации, близкие к действительности: проезд в переполненном общественном транспорте, родители не отпускают на день рождения к другу, прохожий просит помощи в поиске неизвестного вам адреса, вас опережают
    в очереди у кассы и т.д. Учащиеся готовятся, затем выходят и проигрывают подготовленную ситуацию, употребляя как можно больше этикетных слов. Это помогает не только закрепить материал, но и, вживаясь в роль, уяснять собственные социальные установки, импровизировать (а это является основной предпосылкой мыслить
    креативно), также осваивать новые модели поведения и формы общения.

  2. С целью духовно-нравственного и патриотического воспитания, стала проводить внеклассные мероприятия с этнокультурным русским компонентом.
    Так, готовясь к двухдневному походу
    с VI классом на тему «Забытые традиции», ребята читали не только инструкции о том, где и как ставить палатки, но и знакомились с русскими фольклорными произведениями и даже отрывками из древнерусских текстов. «Строя» русскую деревню из палаток, представляли себя древними русичами. А при подготовке к театрализованной постановке, посвященной Князю Владимиру, школьникам пришлось заняться поиском информации о Крещении Руси.

  3. Следующим приемом стало составление и написание сказок, стихотворений на заданные темы.



  • Лингвистические сказки


При изучении темы «Деепричастие» учащиеся VII класса писали сказку о Деепричастии, где ребята не только пытались выстроить логические связи, показать знание материала, но и использовать полученные знания на уроке в новой форме.

  • Cказка-алфавит


Суть задания: каждое слово должно начинаться с последующей буквы. В итоге сказка должна быть логически завершенной. Сказка-алфавит позволяет не только вспомнить алфавит, но и развивает логику, способность проводить причинно-следственные связи, логически правильно выстраивать предложения, работать с толковым словарем.
Стоит отметить, что учащиеся при повторном написании сказки работают с разными словами, что говорит о росте словарного запаса. Используя индивидуально-дифференцированный подход, слабым учащимся предлагаю использовать предлоги и союзы. В самом начале, когда это было домашним заданием, ребятам помогали родители, затем они научились работать со словарями. В итоге они справляются с этим уже самостоятельно на уроке, используя онлайн-словари с помощью телефонов. Радует то, что дети уяснили, что Интернет – это не только выход в социальные сети, но и источник полезной информации.

  1. Сочинение стихотворений.


Постигая процесс стихосложения, дети работают не только с рифмой и ритмом, но и постигают основы литературоведения, расширяют лексический запас.

  1. Публицистика с элементами исследования.


Ко Дню Победы с целью патриотического, духовно-нравственного воспитания учащиеся участвовали в проекте «Я помню!». Работая над сочинениями, ребята беседовали не только со своими родителями, им пришлось находить информацию у бабушек и дедушек, у дальних родственников. Работа была непростой, но приобретенные знания и налаженная связь нескольких поколений в семье сплотила их, заставив ребят задуматься о подвигах наших прадедов и переоценить действительность.

  1. С целью мотивации учащихся к работе на уроке использую их творческий потенциал. Следует отметить, что большим подспорьем в работе оказались результаты диагностик, проведенных школьным психологом. В работе учитываю, прежде всего, ведущий тип модальности. А потому, изучая на уроках литературы фольклорные произведения, использую вокальные данные учащихся. Говоря о поэзии, прошу ребят, посещающих музыкальную школу, «настроить» одноклассников на восприятие прекрасного с помощью игры на музыкальных инструментах. Например, при изучении басен И.С.Крылова квартета собрать не удалось. Но с помощью самих ребят мы работали над понятием «квартет», продемонстрировали звучание живых инструментов, показали необходимость навыка работать в «унисон». Мораль басни оказалась очевидной.

  2. Для развития творческого потенциала учащихся, с целью обучить их работать с читательской массой, была создана редакция школьной газеты. В течение учебного года были проведены профильные элективные курсы «Основы журналистики» для учащихся XI классов, где мне помог опыт работы журналистом. Полученные знания помогли ребятам успешно сдать экзамены, определиться с выбором профессии.

  3. Использование эпистолярного жанра.


Изучая язык и литературу, широко использую эпистолярный жанр. Ведь изучать русскую литературу XIX века, где широко представлена салонная культура, невозможно без дневниковых записей, воспоминаний современников пушкинской эпохи. А потому понятие «эпистолярный жанр» рассматривается на примере создания и заполнения стилизованных девичьих альбомов XIX века. Это позволяет не только совершенствовать речевые умения, развить письменную речь, но и пробуждать интерес к написанию писем и поздравлений.
Таким образом, в подобных мероприятиях оказываются задействованы и слабомотивированные к учебной деятельности учащиеся. Постепенно возрастает интерес к эпистолярному жанру: ребята начинают вести дневники, а написание письма от руки (или пера!) приобретает чуть ли не торжественный характер. Устанавливается связь со многими родителями, которые, участвуя в жизни детей и школы, проявляют интерес к поддержанию русских традиций. А самое главное – увеличивается число осознанно читающих.
Так, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя креативные формы и методы работы, я имею возможность инициировать у школьников интерес к читательской деятельности.  
Анна Тимшина,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы №143
г. Казани

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ