Модели школ 21 века в РТ: реалии и точки роста

Дардымова Кристина Сергеевна, заместитель директора по учебной работе МАОУ «Лицей № 146 “Ресурс”»

Борисова Светлана Сергеевна, и. о. заместителя директора по учебной работе МАОУ «Лицей № 146 “Ресурс”»

Какой должна быть школа 21 века? Какой ее представляют участники образовательного процесса: родители, дети, учителя, директор? Для того чтобы ответить на данные вопросы, необходимо обратиться к современным требованиям качества школьного образования, сформировать систему его оценки. Школе не только нужно соответствовать запросам времени, но и предугадывать, опережать их. Опираясь на модель проекта «Школы Минпросвещения России» в развитии единого образовательного пространства, выделим пять ключевых направлений, в центре которых стоит ученик: знания (качество и объективность), здоровье, творчество, воспитание, профориентация. Эти направления дополняются еще тремя составляющими: учитель, школьный климат и образовательная среда. Таким образом, можно прийти к выводу, что школа 21 века – это центр образования, воспитания и просвещения, объединяющий территориально и духовно детей и взрослых, разные поколения, разные профессии, разные социальные группы для обретения смысла жизни через познание, созидание, нравственные ценности для творческого построения будущего каждого.

Рассмотрим выделенные выше пять ключевых направлений на примере нашей образовательной организации. 146 лицей «Ресурс» был основан в 1991 году в качестве экспериментальной школы Молодежного жилищного комплекса – социокультурного центра микрорайона. В 2019 году произошел апгрейд «школы с историей»: от типовой образовательной организации к лицею № 146 «Ресурс», основанный на слиянии следующих составляющих – профессиональной административной команды и педагогов, инфраструктуры, технологии здоровьесбережения, проектного офиса и многоканального финансирования. Недавно мы совершили уверенный шаг в 30-летие: сбылось даже то, о чем не мечтали в годы его основания. На сегодняшний день лицей № 146 – это 56 классов, 1482 лицеиста, 79 преподавателей, которые объединены общей идеей – «быть в ресурсе».

Перейдем к первому ключевому направлению – знанию и главной проблеме современного образования – его качеству. Для нашего лицея качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой результаты достигнуты.

Неотъемлемой частью этого процесса является создание условий для организации парной и групповой работы, а также использование технологий корпоративного обучения, что создает ситуацию успеха для слабомотивированных детей.

В лицее выстроена целая система работы с учащимися, которые «не тянут даже на 3». Она представляет собой следующий алгоритм действий:

С января 2020 года в нашем лицее был запущен проект «Достигающие успеха», главная задача которого – не упустить учащихся с низкими учебными возможностями и отсутствием мотивации. После того, как дети стали работать с целеполаганием, мы стали получать результаты. Средний балл по итогам прошлого года детей выше, количество «троек» уменьшилось, а самое главное – дети изменили восприятие себя.

Во время работы по улучшению качества образования должны быть задействованы все участники образовательного процесса, поэтому большое внимание следует уделять внутрикорпоративному обучению педагогического состава и повышению их эмоционального интеллекта. В нашем лицее была разработана система наставничества, которая развивается в формате 4Д: внутренняя, внешняя, горизонтальная, вертикальная. В этом учебном году в лицее произошло существенное обновление педагогического состава – 25 новых преподавателей, которые нуждались в методической и эмоциональной поддержке. Поэтому система наставничества решила данную проблему. А в апреле этого года состоялся тренинг преподавательского состава лицея с кандидатом педагогических наук, автором и ведущим программ по лидерству и личной эффективности, бизнес-тренером Владиславой Друтько по развитию управленческих навыков и личностному развитию. К тому же педагоги нашего лицея осуществляют постоянный обмен опытом в рамках образовательных стажировок со школами России из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Вологды, Подмосковья и др. Все вышеперечисленное позволяет нам не только развиваться, но и проводить рефлексию в профессиональном обмене: останавливаться и смотреть на себя и свои успехи и неудачи со стороны, чтобы делать верные выводы, двигаться вперед, а не скатываться назад.

В нашем лицее активно работала программа «Содействие занятости населению» в рамках федерального проекта «Демография». Благодаря ей учителя старше 50 лет смогли получить дополнительные знания по программе «Содержание и технологии современного образования», повысить профессиональные компетенции. Образовательные программы предоставили крупнейшие вузы страны – РАНХиГС и Академия «Просвещение». В Республике Татарстан обучение проводилось на базе «Института развития образования». Все модули программы были успешно пройдены, педагоги нашего лицея получили документ об образовании.

Следующей составляющей успешной школы является обеспечение здоровьесбережения участников образовательного процесса. 2 сентября 2013 года состоялось торжественное открытие ре-эстетика – нового стиля жизни лицея. Это проект современного школьного ресторана, главной задачей которого является формирование здорового образа жизни и соблюдения культуры питания. Этот проект в 2019 году получил признание на Всероссийском конкурсе питания в номинации «Лучшая практика совершенствования системы управления и контроля организации системы питания в общеобразовательных школах». Ре-эстетик является не только местом приема пищи, но и центром социализации.

Несколько лет назад родилась добрая традиция, ставшая брендовым проектом лицея «Деловые завтраки по четвергам» – встреча с успешными людьми из совершенно разных сфер деятельности, семьями лицеистов и выпускниками прошлых лет.

Особое внимание заслуживает реализация программы «Разговор о правильном питании» – уникальный образовательный проект, который учит детей основам здорового образа жизни и правильному питанию. Благодаря данным «фишкам», этим открытиям, этим инфраструктурным находкам родители считают, что у нас особенный лицей, хотя базовым предметам мы обучаем так же, как и везде.

Качество, безусловно, является неотъемлемой частью образования, однако для развития конкурентоспособной личности необходимо развивать в учащихся творческие способности. Поэтому в нашем лицее реализуется проект «Ритмика – третий час урока физкультуры». У нас танцуют все с 1 по 11 класс. Овладевая элементами хореографии, ребенок становится более уверенным в себе, дружелюбным, внимательным, а самое главное – родители видят выход этого проекта, результат. Если вы посмотрите на нашем youtube-канале, как проходят новогодние праздники, то увидите – это своего рода ЕГЭ, только «экзамен» по ритмике принимают Дед Мороз и Снегурочка. «Я хочу, чтобы мой ребенок танцевал со всеми на сцене», – пожелание большинства родителей, которое мы с удовольствием выполняем.

Особое внимание в лицее уделяется воспитательному аспекту образования. Воспитательная работа у нас строится с учетом модулей Программы воспитания. Ее цель – организация личностного развития детей. Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. Для более эффективного достижения целей воспитания мы проводим огромную работу с родителями или законными представителями обучающихся ресурса: общелицейский родительский совет, родители-наблюдатели в ре-эстетике, реализация проекта «Коворкинг-центр лицея» – новый формат создания единой воспитательной среды «семья-школа». Сначала родители помогали, приходя на субботники, вкладывая благотворительные средства, потом они стали экспертами – проверяли, как мы учим, воспитываем, как организовываем работу пищеблока; сейчас они встали рядом с нами и начали преподавать. Преподавать в той области, в которой они имеют навыки. Это помогает нам сделать образовательный процесс более многогранным, более емким и более практико-ориентированным. Лицей с радостью использует в целях воспитания и социализации огромный потенциал родителей своих учеников.

В рамках развития детского движения мы реализуем инновационную образовательную программу «Основы лидерства», а также проект «ШУС – нетворкинг: время объединенных действий». Не менее уникален проект, реализуемый в нашем лицее под названием «Семьеведение», потому что мы видим в нем большую перспективу для воспитания граждан, патриотов своей большой и малой Родины, просто порядочно и душевно красивых людей, способных донести до собственных детей и внуков всю богатейшую культуру традиционной семьи.

Немалая роль в нашем лицее отведена и профориентационной работе, которая осуществляется через участие в работе Всероссийского проекта «Билет в будущее», «Я в профессию пойду, пусть меня научат», в лицейском проекте «Мое будущее начинается сегодня». В прошлом году в рамках сетевого взаимодействия Консорциума мы начали сотрудничать с инженерно-технологической школой № 777 г. Санкт-Петербурга, которая является ее организатором.

Итак, рассмотрев современные требования, предъявляемые к школьному образованию, мы готовы ответить на вопрос: какой должна быть школа 21 века? Название нашего учебного заведения дает ответ на этот вопрос: «ресурс» – развитие, единство, созидание учеников, родителей, сотрудников. Данная формула проста, но в ней кроется истинный смысл успешной школы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.