Логотип Магариф уку
Цитата:

Основание Казани: мифы и реальность

Великий Волжский путь: русы в Булгарии Среднее Поволжье долгие века располагалось в стороне от бурно развивавшихся цивилизаций Азии и Европы. Тягучая размеренная жизнь его населения, жившего в «четвер...

Великий Волжский путь: русы в Булгарии
 Среднее Поволжье долгие века располагалось в стороне от бурно развивавшихся цивилизаций Азии и Европы. Тягучая размеренная жизнь его населения, жившего в «четвертом мире», лишь спорадически прерывалась переселениями новых племен и разнообразилась торговыми контактами с более развитыми южными народами, доносившими до них отголоски иных культур. Однако в конце IX века традиционная история Поволжья, как периферии цивилизации, была сломана, и создалась совершенно новая политическая и культурно-историческая ситуация. Возникло государство, образовалась целая сеть городских поселений, стали регулярными торговые связи со странами Европы и Азии, ислам стал государственной религией. Иными словами, Среднее Поволжье стало неотъемлемой частью культурной ойкумены.

Толчком, катализатором этих социальных изменений в булгарском обществе стали военные и торговые походы викингов. Имя викингов ассоциируется, прежде всего, с дружинами отважных воинов, бороздивших на своих судах моря и реки, совершая дерзкие набеги на европейские земли. Но «эпоха викингов» в Северной и Восточной Европе не сводится только к истории войн и набегов. Нельзя не заметить, что именно этот период истории у многих народов наполнен бурными процессами сложения средневекового общества: возникают и расцветают города, появляется письменность, утверждаются мировые религии и устанавливаются обширные торговые связи. Никогда еще мир не был связан так крепко торговыми путями как в IX–X вв., когда в регулярный товарообмен были втянуты практически все народы от Англии на западе до Китая на востоке и от Прикамья на севере до Индии на юге. Достаточно вспомнить о многочисленных кладах этого времени, включающих сотни и тысячи монет, как пунктиром очерчивающих торговые пути. Особенно тесно были связаны между собой страны Северной и Восточной Европы, которые, сохраняя присущие им традиции, впитывали новые элементы культуры. Именно тогда сходные вещи, украшения, орнаментальные мотивы и композиции, особенно оформляющие военный быт и определяющие социальный престиж владельца, распространяются от берегов «Туманного Альбиона» до Булгарии. Не всегда все новшества этого периода можно связать прямо с присутствием скандинавов-викингов, но роль их в распространении новых элементов культуры и в налаживании регулярного обмена между разными частями Европы, особенно на начальных этапах, очень велика.
В Восточной Европе контакты скандинавов развивались по двум направлениям: по пути «из варяг в греки» (волховско-днепровскому) и «из варяг в арабы» (волго-балтийской) магистралям. Важно заметить, результатом функционирования этих путей стало появление двух новых государств – Руси и Булгарии. Именно поэтому объясним интерес к роли викингов в судьбах народов Поволжья.
Первые сведения по этой теме были получены в конце XIX века после публикации в России восточных источников, в первую очередь выдержек из сочинения Ахмеда Ибн-Фадлана. В упомянутых им «русах» можно узнать скандинавов-викингов – отряды воинов и торговцев, осуществлявших военные и торговые экспедиции по Волго-Балтийскому торговому пути в страны Востока.
Позднее были обнаружены и археологические следы присутствия викингов в Среднем Поволжье (курганный могильник близ с. Балымеры с остатками кремации умерших, сопровождаемых набором вещей североевропейского и местного облика), убедительно подтверждавшие сведения Ибн-Фадлана, описавшего похороны знатного руса. Эти материалы свидетельствовали о близости всего комплекса погребальных обрядов и вещевого инвентаря (меч, поясные накладки, кресало, посуда) этих курганов к ряду могильников Восточной Европы (Гнездово, Михайлово, Тимерово и др.). Все эти сопоставления позволили сделать вывод, что этот могильник оставлен русами.
В настоящее время удалось собрать значительный материал о булгарской военной культуре, сопоставить ее развитие с процессом становления городов и государства у булгар, а также выявить роль контактов булгар с Северной Европой как признак, социально маркирующий эти процессы.
Одновременно среди находок X в. из городов Волжской Булгарии выявлен целый комплекс вещей североевропейского происхождения. Наиболее интересной из них являются находки каролингских мечей и их фурнитуры (мечи и их детали, наконечники ножен и т. д.). Сопоставление с рядом других находок (умбоны от круглых щитов, широкие удлиненно-треугольные копья, шпоры, детали украшения узды и др.) позволило сделать вывод о неслучайном их характере. Все они связаны, так или иначе, с военно-дружинным бытом, а мечи, как редкое и дорогое оружие, использовались, в основном, военной знатью. Новые виды вооружения, не известные до этого времени у булгар, демонстрируют распространение общеевропейских средств ведения вооруженной борьбы, характерных для феодальных обществ. Кроме того, выделяется ряд находок, связанных с женским скандинавским костюмом (фибулы, застежки и др.).
Картографирование этих находок демонстрирует, что все они концентрируются близ раннегородских центров Булгарии: Болгар, Биляр, Балымер, городищ у Старой Майны и Старых Нохрат, частично Казани и др. Показательно, что такая концентрация подобных социально престижных изделий характерна и для Руси, и для Венгрии в период становления государственности.
Сопоставление археолого-нумизматических находок с данными письменных источников позволяет наметить некоторые «критические точки» булгаро-скандинавских отношений и истории становления городов.
Начало их, очевидно, относится к периоду становления торгового пути «из варяг в арабы» из Балтики на Каспий, когда в Поволжье фиксируются клады первой волны восточных монет (840-е гг.). Булгары в этот период только вступают в мировую торговлю, что привело к резкому убыстрению их социально-экономического развития, происходит становление городов, как торговых и политических центров – Биляр, Болгар, Сувар.
В начале X в. движение варягов-русов (шведов в значительной части) по Волге активизировалось, причем действовать они начинают не только самостоятельно, но и в составе дружин Русского государства (походы Аскольда и Олега на Византию и Халифат). В 913 г. укрепившееся булгарское государство наносит поражение русам на Волге и подчиняет себе стихию варяжских дружин. С этого времени происходит стабилизация отношений булгар с русами. Часть их продолжала торговлю по Волге, уплачивая правителю Булгарии пошлину, а другая – включается в социальную структуру булгарского общества. Некоторые дружины русов поступают на службу к булгарской знати, причем часть из них после окончания службы возвращается в Скандинавию и на Русь, привозя с собой булгарские изделия, особую моду (поясной гарнитур, конское снаряжение и т. д.) и знания о народах Поволжья («Булгария»). Определенная же часть русов оседает в городах булгар, входя в среду булгарской знати. Процесс этот зафиксировал Ибн-Фадлан, отметивший лагерь дружины русов близ ставки эльтебера булгар Алмыша. Примерно в это же время хазарский каган Иосиф указывает в своем письме в Андалусию на угрозу русов владениям мусульман: «Я охраняю устье реки и не пускаю русов, приходящих на кораблях ... чтобы идти на исмаильтян. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада». Видимо, в этот период наряду с крупными городами начинает складываться целая городская сеть – торгово-ремесленные центры, торговые фактории в устьях рек, следы которых зафиксированы в Верхнем Прикамье и Приказанье. Свидетельством этих торговых контактов являются находки восточных серебряных дирхемов в окрестностях Казани.
Кульминации эти связи достигли в 985 г., когда в Восточной Европе утвердились два феодальных государства – Русь и Булгария, которые заключили между собой мирный договор. С этого момента связи булгар и русов перешли в ранг межгосударственных отношений. Мировая торговля резко сокращается. Монетные потоки иссякают. Значительно большее значение приобретает торговля сельскохозяйственной и ремесленной продукцией. Булгары окончательно закрепляются в Предкамье, где на месте прежних факторий возникают городки – центры сельской округи.
 
Легенды об основании Казани
 
Основание Казани, как и большинства древних городов, овеяно легендами и преданиями. Существует несколько основных версий этих сказаний, объясняющих причины и обстоятельства возникновения города именно в этом месте и происхождения его топонимики. Часть из них, несомненно, довольно позднего происхождения и несут следы влияния поздней литературы, а часть – сохранила отголосок древних легенд, возникших на заре истории города. Все эти предания в один голос отмечают, что город был основан булгарами. Одни указывают, что его возвели выходцы из Болгара, другие – из Буляра (Биляра). Как бы то ни было, но народная память явно отдает предпочтение булгарской версии (например, легенды «Казан Туйбики», «Казан, закипающий без огня», «Где построили Казань», «Несгораемая девушка», «Основание старой Казани» и др.). Упоминание же имен Бату-хана (Саин-хана) и эмира Тимура (Аксак-Тимур) носит следы поздней вставки и переработки. Вместе с тем, нельзя не отметить подчеркивающийся в преданиях высокий социальный статус (хан, предводитель племени) основателя города.
Само основание и строительство города, благодаря некоторым мифическим подробностям, заставляет считать их частью сохранившихся древних легенд. В первую очередь это касается той части сказаний, где говорится о том, что город никак не могли построить из-за огромного количества змей, водившихся в его округе. Этот мотив враждебности новой, еще не освоенной и не «окультуренной» земли отражает древние архетипы сознания, что ничья земля, над которой не совершены определенные обряды очищения, враждебна жителям. Именно поэтому булгары (иногда это правитель, иногда чародей, а в одной версии – девушка) «очищают» землю, зажигая огромный костер, уничтожая зло, которое олицетворяют змеи или огромный двухголовый змей зилант (в более, видимо, позднем варианте – дракон). Змеиная кровь здесь же играет роль священной крови, пролитой в основание города, как знак его могущества.
Важнейшим и, несомненно, древним эпизодом ряда легенд является указание на то, что построить город (то есть освятить новую землю) можно только после принесения в его основание строительной жертвы. В одной из самых древних, видимо, легенд такой жертвой является сын правителя, который должен быть закопан под его постройками. В результате долгих споров жертвой была выбрана собака (интересно, что такая строительная жертва находит подтверждение в булгарских археологических материалах). Очевидно, вариантом сказаний, объединяющим змеиную и человеческую жертву, является сказание о Казани, записанное известным историком и филологом Н.Ф. Катановым, в котором юноша, уничтоживший змей, гибнет от укусов огромной змеи. По другим сказаниям, в основание города был закопан казан предводительницы булгар Туйбики – символ богатства и изобилия, причем пока он находится в земле, он будет приносить жителям его счастье и изобилие.
Жертвы и борьба за окультуривание земли позволили булгарам не только построить город, но расценивать это как «освящение» земли, вступление с ней в особую сакральную связь. Отсюда и представления о святом характере, окружающей город местности и самих недр, поэтизация и мифологизация различных мест и названий, которые дошли до нас, очевидно, с глубокой древности: Казан, Булак, Кабан, Зилант-тау и другие. Вариантом таких представлений являются древние сказания, зафиксированные еще в летописях, о Святом (Тайном) ключе, бившем из подножия Кремлевского холма.
Века скрывают от нас реальные обстоятельства основания города Казани, но народная память, при всей ее сложности и фантастичности, тем не менее позволяет связывать это событие с булгарами, которые освоили и окультурили этот край, возвели здесь свой город.
 
Казань – булгарский город
 
Обширная пойма, богатая растительность и разнообразный животный мир устья реки Казанка издавна создавали благоприятные условия для расселения здесь древних охотников, рыболовов и собирателей.
Первые поселения в Приказанье появляются, вероятно, в эпоху верхнего палеолита. На следы пребывания здесь древнего человека указывают целый ряд находок костей ископаемых плейстоценовых животных (мамонт, шерстистый носорог, бизон, дикая лошадь и др.) и обломков кремня, отщепов и заготовок кремневых орудий, обнаруженных вместе с ними.
Картина расселения народов в Приказанье резко изменяется в связи с переселением сюда булгарских племен. Судя по новейшим археологическим данным, булгарское поселение раннегородского облика возникает на Кремлевском холме уже во второй половине X в.
Булгарское государство, возникшее в Среднем Поволжье в X в., активно осваивало не только Нижнее Прикамье и Поволжье, но и передвигалось на север. Видимо, в этот период, наряду с крупными городами, начинает складываться целая городская сеть – торгово-ремесленные центры, торговые фактории в устьях рек, следы которых зафиксированы в Верхнем Прикамье и Приказанье. В Приказанье известны такие булгарские поселения X–XII вв. в районе с. Русский Урмат, Уньма, Сосновка, Чурилино и Бужа. Все это создало основу для возникновенья близ устья Казанки города – административного, хозяйственного и религиозного центра округи.
Судя по археологическим исследованиям, первоначально Казань занимала северо-восточную оконечность кремлевского холма. Крепость эта была довольно хорошо укреплена. В районе кремлевского сада с южной напольной стороны исследованиями А.Х. Халикова в 1977–78 гг. были выявлены остатки земляного вала шириной до 12 м и высотой до 2 м, по верху которой шла белокаменная стена шириной до 4,5 м, и рва перед ним (ширина до 14 м и глубина до 5 м). Остатки подобных стен выявлены также с западной и восточной стороны. В северо-восточной части города располагались проездные ворота в виде башни и целой системы валов и деревянных стен в виде срубов. Все это окружало площадь около 5 га.
Здесь при раскопках в начале 1998–2005 гг. под руководством Ф.Ш. Хузина были сделаны открытия не только небольшого слоя, но связанных с ними находок. Это, прежде всего, находки гончарной посуды, изготовленной по характерной технологии X–XI вв. Важными предметами, которые позволили датировать этот слой, являются обломки серебряного дирхема конца X в., детали конской амуниции X – начала XI в. и некоторые другие. Самой интересной и неожиданной археологической находкой, сделанной в Казанском Кремле, стал свинцовый оттиск с монеты Вацлава Святого (около 907–935 гг.), чеканенной в Чехии от имени этого короля (924–935 гг.). Этот свинцовый оттиск, скорее всего, являлся пломбой, скреплявшей мешок с каким-то товаром или дипломатическим документом. Это свидетельствует, что в конце X – начале XI в. Казань не просто участвовала в торговле с Северной и Центральной Европой, но и была важным центром на этом пути, где концентрировались товары и торговцы. Позднее Казань развивалась как пограничная крепость, защищавшая северо-западные рубежи Булгарии, и имела тот же набор гончарной посуды, орудий труда и вооружения, характерных для других булгарских городов.
Таким образом, Казань X–XIII вв. была сильной крепостью и важным торгово-экономическим центром в северо-западных районах булгарского Поволжья. Не исключено, что возникновение такой сильной крепости в устье Казанки, где был целый ряд булгарских поселений, связано с желанием закрепить Приказанье в составе Волжской Булгарии и обеспечить охрану северной части Великого Волжского пути.
И.Л. Измайлов,
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник
Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ