Логотип Магариф уку
Цитата:

От земского училища до школы Превосходства

Во время республиканской августовской конференции педагогов, прошедшей в Кукморах в 2018 году, делегацию из представителей министерств, глав районов, директоров передовых школ Татарстана эта школа вос...

Во время республиканской августовской конференции педагогов, прошедшей в Кукморах в 2018 году, делегацию из представителей министерств, глав районов, директоров передовых школ Татарстана эта школа восхитила и удивила до глубины души. Современное, инновационное оформление не только учебных классов, но и всего школьного пространства; богатейшая экспозиция из оригинальных работ обучающихся: одежду из войлока, именно одежду, а не валенки, любезно продемонстрированную ученицами на школьном подиуме, гости точно увидели впервые; мастер-классы по изготовлению брендовых вещей, разукрашиванию самодельных кукол; стильные театрализованные постановки. Участники конференции просто не успевали воспринимать и переваривать все то, что предстало перед ними. Спустя почти год мы снова оказались в этой удивительной школе.
«У нас самая обычная школа», – с этими словами встретила нас Любовь Степановна Камалова – директор многопрофильного лицея им. А.М.Булатова города Кукмор.

Начало положено в 1869 году


Этим летом в августе многопрофильный лицей им. А.М.Булатова отметит свой большой юбилей – 150-летие со дня основания. История школы насчитывает полтора века, и началась она в 1869 году с создания в селе Кукмор одноклассного земского начального училища. Располагалось оно в полуподвальном помещении. Современные дети с трудом верят в то, что первые ученики школы, помимо учебных принадлежностей, для отопления здания должны были приносить с собой еще и по полену дров.


В начале XX века было построено новое здание на улице Школьной, что позволило открыть два класса с пятью отделениями и обучать около 100 детей. В 1917 году на этой базе создается Высшее начальное училище, которое в 20-х гг. стало семилеткой. В годы коллективизации школа в очередной раз меняет статус: она становится школой второй ступени с девятилетним образованием. Открывается много параллельных классов, а контингент учащихся возрастает до 500 человек. В 1936 году осуществляется переход на десятилетку, и через год состоится первый выпуск десятиклассников (15 юношей и девушек). К началу Великой Отечественной войны в 23 классах обучались 800 учеников. Было построено двухэтажное типовое здание с одиннадцатью классными комнатами и спортивным залом. Начавшаяся война стала новой страницей в летописи истории школы. Выпускники 1941 года, получив аттестаты, как и многие их ровесники, уже в первые месяцы войны оказались в рядах защитников Родины. Пятеро ребят из этого выпуска пали смертью храбрых. Да и в только что построенном новом здании не суждено было зазвенеть школьному звонку: вместо учеников школа приняла раненых бойцов. Здесь разместили эвакогоспиталь № 2786. Несмотря на это, школа продолжала свою работу, уроки велись в приспособленных для занятий других зданиях.


История школы длиною в 150 лет изучена до мельчайших подробностей и нашла достойное место в школьном музее в виде фотографий, архивных материалов, рукописей очевидцев и создателей этой летописи, а также в виде экспонатов: личных вещей, писем с фронта и исторических предметов. В 2006 году при активной поддержке главы района, отдела образования, руководства школы и заместителя Председателя Государственного Совета РТ Риммы Атласовны Ратниковой, выпускницы этой школы, музей получил второе рождение: здесь был сделан капитальный ремонт, подготовлены совершенно новые, интереснейшие экспозиции. И в этом же году школе присвоено имя её отца Атласа Минхаировича Булатова, долгие годы руководившего Кукморским районом. Более полутора десятка лет Атлас Минхаирович проработал первым секретарем Кукморского райкома партии. В городе, кроме лицея, еще одна улица носит имя этого человека, который внес бесценный вклад в развитие Кукмор. Время его правления кукморцы называют эпохой Булатова.


 

Лицеисты все до единого востребованы на своей малой родине


Лицей сегодня – это трехэтажное типовое здание на 910 мест с 32 классами, полностью укомплектованными учащимися, с 42 оборудованными учебными кабинетами, с 2 спортивными, тренажерным и хореографическим залами, современнейшим медицинским кабинетом, актовым залом на 400 мест, столовой на 160 посадочных мест, библиотекой и мастерскими. Здание для мастерских построено в 2018 году. У школы также имеется свой стадион с искусственным покрытием.


«Образование и здоровье – главные приоритеты в нашем учебном процессе», – эти слова очень часто звучали из уст Любови Степановны. К концу нашей встречи никаких сомнений не было, что это именно так. Расскажу только о самых удивительных новшествах, которые и не во всех казанских школах увидишь.


Начальная школа. Стабильный педагогический состав, средний возраст учителей 45 лет. В этом учебном году коллектив начальной школы пополнился молодыми кадрами. Окончив учебу в Арском педагогическом колледже им. Г.Тукая, вернулась в свою школу, но уже в качестве учителя Алина Андреева. В первый же год работы она стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в Республике Татарстан в номинации «За эрудицию и неординарное мышление», попав в десятку самых лучших молодых учителей страны. Начальная школа работает по традиционной программе «Школа России». Именно в начальной школе происходит выявление способностей детей, что позволяет в дальнейшем осуществлять поточно-групповой метод обучения.


Здесь с детьми по внеурочной деятельности занимается мастер своего дела – Елена Закирова, которая владеет разными видами декоративно-прикладного творчества, работает с любым материалом и успешно обучает этому детей. Они и рисуют, и лепят, и вышивают, и декорируют. Стены первого этажа лицея украшают картины, написанные ее учениками. По технике и манере исполнения сразу и не определишь, что это творения рук младших школьников.


Патриотическое воспитание в лицее начинается с воспитания любви к малой Родине, с уважения и гордости за своих земляков-тружеников. Учащиеся начальной школы ходят на экскурсии на фабрику валяльно-войлочных изделий, на швейную фабрику, завод металлопосуды, где непосредственно знакомятся с рабочими профессиями и откуда приходят с чувством гордости за своих земляков, чьи плоды труда пользуются спросом не только в родной республике, стране, но и далеко за её пределами.


Среднее звено или поточно-групповое обучение. Здесь начинается самое интересное. Не секрет, что неуспевающие дети – вечная проблема всех школ. Мы так думаем. А вот в лицее эта проблема, можно сказать, сведена к нулю. Любовь Степановна вначале сама ознакомилась с методикой поточно-группового обучения в 7-й гимназии Ново-Савиновского района г. Казани. Эта гимназия является экспериментальной площадкой Российской академии образования. Изучив все досконально, директор приняла решение внедрить и в своем лицее данный метод обучения. Ездили два раза всем коллективом в 7-ую гимназию, изучали опыт. Сегодня лицей является соучастником экспериментальной работы гимназии по внедрению данного метода. Что это такое?


Начиная со второго класса идет мониторинг детей: изучается успеваемость по всем предметам, с этими результатами регулярно знакомят родителей. Выстраивается диаграмма, и к концу четвертого класса по итогам этого мониторинга дети определяются в три группы по успеваемости: повышенный уровень, средний уровень и базовый уровень. В каждом классе есть и сильные, и средние, и слабые ученики. И учитель в таком классе обязан дифференцированно подходить ко всем ученикам. А по поточно-групповому методу все ребята получают базовые знания, а вот кто попадает в группу повышенного уровня, те решают сложные задачи, у них появляется возможность углубленно изучить предмет. Они также могут решать олимпиадные задачи. В группы среднего уровня попадают хорошисты, они выполняют базовые и еще дополнительные знания.


Пока такой эксперимент практикуется только по русскому языку и математике. Здесь ученики не по классам делятся, а поток делится на три группы. И самое главное, у каждого есть возможность подтянуть свои знания до нужного уровня и перейти в следующую группу. А каково учителям? Учить, например, детей среднего или только базового уровня? По словам директора, учителя каждый год берут группы разного уровня. Получается у каждого учителя есть и повышенный, и средний, и базовый уровни. И вот что интересно: один и тот же ребенок по одному предмету может обучаться в группе повышенного уровня, по другому – в группе среднего уровня.


Метод направлен на выполнение ФГОС и достижение высоких показателей на ГИА, так как высокие баллы помогают выпускникам быть вне конкуренции при поступлении в ссузы и вузы. Лицей по праву гордится своими учениками – 100-балльниками разных выпусков, такими как: Алмаз Хабибрахманов по химии и физике, Лейла Гилаева по химии, Камилла Шайдуллина, Эльвина Белоусова, Анвар Нурмухаметов, Азалия Закирова, Алина Хабибуллина по русскому языку.


Профильное образование. Ориентация на профильное обучение начинается еще в VII–VIII классах. Изучая дополнительно химию, биологию, физику и обществознание, в IX классе дети могут выбрать для сдачи ОГЭ один из них, а потом по результатам поступить в профильный класс. В лицее всего 4 профильных группы: химико-биологическая, физико-математическая, социально-экономическая и социально-гуманитарная. Конечно, жестких требований по приему в эти классы нет, но есть мотивация: это результаты экзаменов. В эти профильные классы приходят и выпускники девятых классов других школ.


Любовь Степановна отмечает, что лицей долгие годы являлся в городе основным образовательным учреждением, выпускающим абитуриентов в вузы и ссузы с медицинским уклоном. И все благодаря первоклассным учителям по химии и биологии.


А вот два года как открылись профильные медицинские классы. О них нам подробно рассказала Люция Махмутова – научный руководитель этих классов. Мы уже хорошо понимаем, что такое образовательный кластер: это дошкольное учреждение, школа, вуз и предприятие, куда, в конечном счете, молодой специалист должен поступить на работу. Здесь эта цепочка выглядит так: лицей, Казанский государственный медицинский университет и Кукморская районная центральная больница. Обучающиеся не только получают теоретические знания, но и раз в неделю ходят в больницу на практические занятия. Самое главное, практика дает возможность понять, правильно ли выбрана жизненная дорога, профессия медика или нет. Все-таки врач – это особая профессия, где случайных людей не должно быть. А летом еще проходят практику: в течение десяти дней работают полный рабочий день. Дети, успешно окончившие медицинский класс, получают сертификат младшего медицинского персонала и волонтерскую книжку, которая дает возможность при поступлении в вуз дополнительно получить 2 балла. По словам Люции Петровны, ребята также очень активно участвуют в мероприятиях и конкурсах, проводимых университетом. Недавно на Всероссийской конференции «Гиппократ» заняли второе место. И студенты сами приезжают в лицей. Выпускники, окончившие медицинские классы, второй год подряд все до единого поступают в вузы и ссузы, а после окончания возвращаются в медицинские учреждения Кукморского района.


И это не единственный пример того, как можно профессионально и умело направить ребенка в его будущий самостоятельный и перспективный мир. Например, технология дизайна как спецкурс вводится уже в V классе. Ребята занимаются компьютерной графикой, по своим же бизнес-проектам изготавливают логотипы, визитки, сувенирную продукцию. Под руководством учителя технологии дизайна Сергея Иванова сегодня дети трудятся над юбилейной продукцией школы – в 3D принтере печатают брелоки, магнитики, занимаются оформлением подарочных упаковок. По словам Сергея Константиновича, все это очень интересно: дети видят готовую продукцию, которую сами же проектируют с помощью компьютерной программы. На днях стало известно еще об одном достижении юных дизайнеров: они стали финалистами Всероссийского конкурса ЭКСПО – 2025 «Матрешка будущего».


Выпускники в дальнейшем работают в рекламных компаниях города. Если учесть, что молодой город Кукмор – это туристическая зона с новыми маршрутами, то понятно: сувенирная продукция всегда востребована.


Андрей Гладких по первому образованию инженер, хотя в лицее специалисты с двумя высшими образованиями не исключение. Андрей Сергеевич четвертый год занимается с детьми робототехникой и, как сам говорит, «выращивает будущее поколение инженеров». Дети работают в группах со II по X классы. В прошлом учебном году заняли 2 место на республиканской олимпиаде по робототехнике. В этом году тоже будут участвовать и работают над проектами «Умный город», «Умный дом». Это инновационное управление освещением, чистота улиц. Только вот когда все неодушевленное станет таким умным, одушевленным место останется?! Андрей Сергеевич заверил, что хотя роботы пишут даже стихи, но человека они не вытеснят. Роботы действуют по стандартному алгоритму, а люди, особенно выдающиеся личности, нестандартные. Но что бесспорно: роботы могут стать хорошими помощниками в жизни человека.


Школа так же успешно сотрудничает со швейной фабрикой, с валяльно-войлочным комбинатом, с заводом металлопосуды, с индивидуальными предпринимателями, с Набережночелнинским педагогическим университетом и Арским педагогическим колледжем. Подытожив эту тему, Любовь Степановна отметила:


– Прежде чем открыть эти кластеры, мы досконально изучили потребности района в кадрах и оценили свои силы, проанализировали, какие направления можем взять. Глава района Сергей Димитриевич Димитриев каждый год приходит в лицей, встречается с выпускниками, рассказывает о перспективах города и района, подчеркивая тем самым, что молодые специалисты все до единого нужны своей малой родине.



День начинается с физзарядки, а продолжается воспитанием


Лицей сегодня – это еще и школа, которая содействует здоровью золотого уровня, где каждый новый день начинается с утренней зарядки, а 89% учащихся посещают лицейские кружки и учреждения дополнительного образования. Дети, которые обучаются по ФГОС, все занимаются внеурочной деятельностью.


На протяжении многих лет под руководством опытного тренера Владислава Абдуллова ученики лицея и воспитанники субботней школы раннего развития обучаются игре в шахматы. Среди них много победителей республиканских, всероссийских и международных соревнований. Ученица VIII класса Диана Гарафутдинова – самая титулованная юная шахматистка не только в лицее, но и в городе. Она занимается с первого класса в кружке по шахматам. Диана – дважды вице-чемпионка и чемпионка Республики Татарстан. Участвовала в чемпионате Европы в Хорватии.


Учителя, благодаря своим личным достижениям, являются примером для подражания. Например, Альберт Шангараев – учитель физкультуры, тренер по самбо. Под руководством мастера спорта международного класса Марса Бадрутдинова сам с 6 лет занимается этим боевым видом спорта. В прошедшем чемпионате России по самбо он стал серебряным призером, а совсем недавно на чемпионате Европы в Испании, завоевав золотую медаль, стал чемпионом. Альберт Ильсурович с 2016 года ведет в лицее кружок самбо, где занимаются мальчики и девочки разных возрастов. В 2018 году он еще стал и победителем гранта «Наш новый учитель».


Нельзя не упомянуть еще об одной спортивной звездочке. Здесь в VIII классе учится российская чемпионка и бронзовый призер чемпионата Европы по армреслингу Тансылу Гилемуллина.


Еще одно доказательство того, что для лицейских педагогов личный пример не пустые слова: недавно прошла районная спартакиада учителей, в которой команда учителей лицея заняла I место.


В лицее день начинается с физзарядки, продолжается воспитанием и заканчивается также воспитанием. Как отмечает заместитель директора по воспитательной работе Роза Курбанова,в школе обучаются 820 детей, а их воспитанием занимаются 30 классных руководителей, педагог-организатор, педагог-психолог, педагог-логопед и, конечно же, все учителя-предметники.



«Парад звезд» – это не просто «Последний звонок»


В конце учебного года проводится большая торжественная линейка – «Парад звезд», на которой большинство учащихся оказываются в числе награжденных за достигнутые успехи в учебе, спорте и творческой деятельности. «Парад звезд» проводится уже много лет, и это не «Последний звонок». Здесь, кроме личных достижений, выявляются еще и «Лучший ученик года», «Лучший спортсмен года», «Лучший интеллектуал года», «Лучшая творческая личность» и «Лучший класс года». Финансирование этого масштабного мероприятия происходит с заработанных лицеем денег. «Проводим сладкие ярмарки, сдаем макулатуру», – уточняет Любовь Степановна.


С 2013 года выпускники лицея за достигнутые успехи удостаиваются Гранта от Рафаэля Зуфаровича Валиуллина, директора департамента корпоративного развития одного из предприятий, и с 2018 года Гранта от предпринимателя Фоата Гильфановича Гильмутдинова (оба бывшие выпускники школы). Эти гранты вручаются с условием, что дети, получившие их, сами в будущем станут меценатами.


После всего увиденного посетила мысль: вот бы все школы были такими же обычными, как школа Превосходства – лицей им. А.М.Булатова, где ученики и педагоги принимают активное участие в республиканских и всероссийских конкурсах и являются победителями и призерами многих из них. К примеру, лицеисты на муниципальном этапе предметной олимпиады школьников завоевали 50 призовых мест, из них 18 победных, а 4 ученика стали призерами заключительного этапа республиканской олимпиады, 3 ученика стали призерами регионального этапа всероссийской олимпиады; где уже десять лет занимаются шахматами, плаванием; где вся начальная школа занимается хореографией и каждый год проходит хоровой марафон с участием всех классов; где обучающиеся занимаются в таких столярных и швейных мастерских, оборудованием которых даже многие профильные предприятия порой не располагают…


Раушания ХУСНУТДИНОВА


Фото автора

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ