Логотип Магариф уку
Цитата:

Поэзия Александра Кушнера в круге чтения современных подростков

Современные подростки, к сожалению, недостаточно знают современную русскую поэзию, поэтому считаем целесообразным систематически на уроках внеклассного чтения знакомить учащихся с творчеством известны...

Современные подростки, к сожалению, недостаточно знают современную русскую поэзию, поэтому считаем целесообразным систематически на уроках внеклассного чтения знакомить учащихся с творчеством известных русских поэтов. Урок, посвященный творчеству поэта Александра Семеновича Кушнера, предлагаем провести в 11 классе при изучении темы «Литература конца
ХХ – начала XXI века» по программе под редакцией В.Я. Коровиной.
Предварительно, разделившись на три группы, ученики готовят сообщения о жизни и творчестве А.С.Кушнера: 1 группа – о его жизненном пути,
2 группа – о тематическом многообразии творчества А.С. Кушнера, 3 группа – о поэзии, адресованной детской аудитории. Каждая группа подбирает материал, создавая мультимедийную презентацию, и, изучив понравившиеся стихотворения А.С.Кушнера, учит их наизусть.
Эпиграфом к уроку может послужить высказывание И. Бродского: «Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов ХХ века, и его имени суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский».
Урок начинается с беседы, во время которой актуализируются знания учащихся о своеобразии русского историко-литературного процесса второй половины ХХ века. Беседа проходит по вопросам учителя: 1. Как можно определить особенности литературного процесса конца ХХ века и каково соотношение литературных и внелитературных факторов в этом процессе? 2. Назовите имена и произведения современных русских поэтов. 3. Прочитайте любимые стихотворения русских поэтов.
Затем урок продолжают выступления учеников с заранее подготовленными сообщениями о жизни и творчестве А.С. Кушнера. При подготовке домашнего задания ученики могут воспользоваться многочисленными публикациями в журналах «Новый мир», «Арион», «Дети Ра» и других, размещенных на сайте «Журнальный зал», а также материалами персонального сайта поэта.
Рассказывая о биографии А.С. Кушнера, ученики отмечают, что поэт родился 14 сентября 1936 года в Ленинграде. Живет в Петербурге, закончил в 1959 году филологический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена и десять лет преподавал в школе русский язык и литературу. А.С. Кушнер печатается с 1956 года, член Союза писателей с 1965 года, с 1987 года – член ПЕН клуба.
Далее выступает 3-я группа учеников с информацией о произведениях А.С. Кушнера для детей. Ученики с увлечением рассказывают о детских стихотворениях поэта, главным героем которых, как правило, выступает маленький мальчик со своими друзьями. Стихи написаны с юмором, отражают своеобразное детское мироощущение и детские ценности. Свой рассказ ученики иллюстрируют примерами из стихотворений А.С. Кушнера. Например, стихотворение «Что лежит в кармане?»: «Что лежит в кармане? Фишка. / Что лежит в кармане? Шишка. / Носовой лежит платок / И пластмассовый свисток. / Пистолет лежит в кармане! / И билет лежит в кармане! / Что ещё в кармане? Ручка / От старинного зонта. / И резинка, и тянучка, / И цепочка, и слюда. / Вы подумали, что это / Всё? Лежит в кармане жук. / Гайка. Лампочка. Монета. / И пистонов десять штук. / Всё, что поздно или рано / Пригодится, может быть. / Человеку без кармана / Очень трудно было б жить».
Ученики приводят примеры из стихотворений А.С. Кушнера «Если видишь на картине…», «Не шумите!», «Веселая прогулка» и другие.
Вторая группа выступает с сообщением о многообразии тем стихотворений А.С. Кушнера. Одна из ведущих тем в поэзии автора – философские размышления о времени – воплощается в неразрывном единстве прошлого, настоящего и будущего («Времена не выбирают...», «Эти вечные счеты, расчеты, долги…», «Снег подлетает к ночному окну…», «Век-заложник, каинова печать…»).
Учитель предлагает ученикам выразительно прочитать программное стихотворение А.С. Кушнера «Времена не выбирают…» и ответить на вопросы: 1. Назовите тему и идею стихотворения. 2. Как вы понимаете строчку: «Что ни век, то век железный / Но дымится сад чудесный…» 3. Назовите русских поэтов XIX – XX веков, в творчестве которых воплощается образ времени.
Далее ученики читают стихи о Петербурге, отмечают преемственность с предшественниками в разработке данной темы от А.С. Пушкина до О.Э. Мандельштама. На уроке могут быть прочитаны и проанализированы стихотворения А.С.Кушнера: «Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки…», «Таврический сад», «Через Неву я проезжал в автобусе…», «Вижу, вижу спозаранку…», «Закрою глаза и вижу тот город, в котором живу…», «Свежеет к вечеру Нева…», «Ленинградские реки», «Воспоминания», «Сон» и др.
Ученики называют одну из особенностей творчества А.С. Кушнера – бережное отношение к классической поэзии как русской, так и мировой, что проявляется в выстраивании поэтических диалогов с предшествующими поэтами: через мотивы, цитаты, реминисценции и осмыслние в целом их творчества.
В качества примера ученики приводят стихотворение «Солонка» А.С. Кушнера [Кушнер, 1997, с. 32]. Отправной точкой для размышления о судьбе поэта становится для лирического героя музейная солонка: «Я в музее сторонкой, сторонкой, / Над державинской синей солонкой, / Оттененной резным серебром. / И припомнится щука с пером / Голубым и хозяин в халате» [Кушнер, 1997, с. 32].
Учитель предлагает полностью прочитать текст и назвать стихотворения Г.Р. Державина, которые вспоминает современный поэт. Ученики перечисляют стихотворения и комментируют их: «Евгению. Жизнь Званская», «Приглашение к обеду». Ученики отмечают, что А.С. Кушнер обращается в целом к поэзии Г.Р. Державина: к воспеванию дружеских застолий, семейных ценностей (жены Катюши – Плениры), к размышлениям о месте поэта и поэзии в обществе, о жизни и смерти. Вывод современного поэта, вложенный в уста Г.Р. Державина, грустен: «Тут хозяин, сжав пальцы до хруста, / Скажет: «Все ничего, только грустно, / Что подружка грибов и супов / Долговечнее наших стихов» [Кушнер, 1997, с. 32]. Подобный сравнительно-сопоставительный анализ можно провести и со стихотворением А.С. Кушнера «Ты увидишь Державина, как бы ни славил он…». Этот вид работы позволяет актуализировать на уроке внутрипредметные связи.
Завершается урок выразительным чтением учителем и учениками полюбившихся стихотворений А.С. Кушнера.
Домашнее задание предполагает продолжение самостоятельного знакомства старшеклассников с творчеством А.С. Кушнера и составление сборника его стихов «Избранное» с предисловием от составителя-ученика о жизни и творчестве поэта.
Таким образом, введение в круг чтения современных подростков поэзии известного современного поэта А.С. Кушнера позволяет приобщить их к высокой поэзии, развивает их филологический вкус.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
А.Кушнер
ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ...
 Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время - это испытанье.
Не завидуй никому.
Крепко тесное объятье.
Время - кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас - его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять.
 СНЕГ ПОДЛЕТАЕТ К НОЧНОМУ ОКНУ...
 Снег подлетает к ночному окну,
Вьюга дымится.
Как мы с тобой угадали страну,
Где нам родиться!
 
Вьюжная. Ватная. Снежная вся.
Давит на плечи. Но и представить другую нельзя
Шубу, полегче.
 
Гоголь из Рима нам пишет письмо,
Как виноватый.
Бритвой почтовое смотрит клеймо
Продолговатой.
 
Но и представить другое нельзя
Поле, поуже.
Доблести, подлости, горе, семья,
Зимы и дружбы.
 
И англичанин, что к нам заходил,
Строгий, как вымпел,
Не понимал ничего, говорил
Глупости, выпив.
 
Как на дитя, мы тогда на него
С грустью смотрели.
И доставали плеча твоего
Крылья метели.
 
ВВОДНЫЕ СЛОВА
 
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова,
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И все ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чем, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью...»
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «во-первых», «во-вторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю где была душа.
* * *
Когда я очень затоскую,
Достану книжку записную,
И вот ни крикнуть, ни вздохнуть —
Я позвоню кому-нибудь.
О голоса моих знакомых!
Спасибо вам, спасибо вам
За то, что вы бывали дома
По непробудным вечерам,
За то, что в трудном переплете
Любви и горя своего
Вы забывали, как живете,
Вы говорили: «Ничего».
И за обычными словами
Была такая доброта,
Как будто Бог стоял за вами
И вам подсказывал тогда.
 
* * *
Горячая зима! Пахучая! Живая!
Слепит густым снежком, колючим, как в лесу,
Притихший Летний сад и площадь засыпая,
Мильоны знойных звезд лелея на весу.
Как долго мы ее боялись, избегали,
Как гостя из Уфы, хотели б отменить,
А гость блестящ и щедр, и так, как он, едва ли
Нас кто-нибудь еще сумеет ободрить.
Теперь бредем вдвоем, а третья — с нами рядом
То змейкой прошуршит, то вдруг, как махаон,
Расшитым рукавом, распахнутым халатом
Махнет у самых глаз, — волшебный, чудный сон!
Вот видишь, не страшны снега, в их цельнокройных
Одеждах, может быть, все страхи таковы!
От лучших летних дней есть что-то, самых знойных,
В морозных облаках январской синевы.
Запомни этот день, на всякий горький случай.
Так зиму не любить! Так радоваться ей!
Пищащий снег, живой, бормочущий, скрипучий!
Не бойся ничего: нет смерти, хоть убей.
* * *
Морем с двенадцатого этажа,
Как со скалы, любоваться пустынным
Можно, громадой его дорожа,
Синим, зеленым, лиловым, полынным,
Розовым, блеклым, молочным, льняным,
Шелковым, вкрадчивым, пасмурным, грубым,
Я не найдусь, — ты подскажешь, каким,
Гипсовым, ржавым, лепным, белозубым,
Мраморным. Видишь, я рад перерыть,
Перетряхнуть наш словарь, выбирая
Определения. Господи, быть
Точным и пристальным — радость какая!
Что за текучий, трепещущий свет!
Как хорошо на летящем балконе!
Видишь ли, я не считаю, что нет
Слов, я и счастья без слов бы не понял.
Альфия ГАЛИМУЛЛИНА,

профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук

Фото: ВикипедиЯ

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ