Поэзия Александра Кушнера в круге чтения современных подростков

Современные подростки, к сожалению, недостаточно знают современную русскую поэзию, поэтому считаем целесообразным систематически на уроках внеклассного чтения знакомить учащихся с творчеством известных русских поэтов. Урок, посвященный творчеству поэта Александра Семеновича Кушнера, предлагаем провести в 11 классе при изучении темы «Литература конца
ХХ – начала XXI века» по программе под редакцией В.Я. Коровиной.

Предварительно, разделившись на три группы, ученики готовят сообщения о жизни и творчестве А.С.Кушнера: 1 группа – о его жизненном пути,
2 группа – о тематическом многообразии творчества А.С. Кушнера, 3 группа – о поэзии, адресованной детской аудитории. Каждая группа подбирает материал, создавая мультимедийную презентацию, и, изучив понравившиеся стихотворения А.С.Кушнера, учит их наизусть.

Эпиграфом к уроку может послужить высказывание И. Бродского: «Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов ХХ века, и его имени суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский».

Урок начинается с беседы, во время которой актуализируются знания учащихся о своеобразии русского историко-литературного процесса второй половины ХХ века. Беседа проходит по вопросам учителя: 1. Как можно определить особенности литературного процесса конца ХХ века и каково соотношение литературных и внелитературных факторов в этом процессе? 2. Назовите имена и произведения современных русских поэтов. 3. Прочитайте любимые стихотворения русских поэтов.

Затем урок продолжают выступления учеников с заранее подготовленными сообщениями о жизни и творчестве А.С. Кушнера. При подготовке домашнего задания ученики могут воспользоваться многочисленными публикациями в журналах «Новый мир», «Арион», «Дети Ра» и других, размещенных на сайте «Журнальный зал», а также материалами персонального сайта поэта.

Рассказывая о биографии А.С. Кушнера, ученики отмечают, что поэт родился 14 сентября 1936 года в Ленинграде. Живет в Петербурге, закончил в 1959 году филологический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена и десять лет преподавал в школе русский язык и литературу. А.С. Кушнер печатается с 1956 года, член Союза писателей с 1965 года, с 1987 года – член ПЕН клуба.

Далее выступает 3-я группа учеников с информацией о произведениях А.С. Кушнера для детей. Ученики с увлечением рассказывают о детских стихотворениях поэта, главным героем которых, как правило, выступает маленький мальчик со своими друзьями. Стихи написаны с юмором, отражают своеобразное детское мироощущение и детские ценности. Свой рассказ ученики иллюстрируют примерами из стихотворений А.С. Кушнера. Например, стихотворение «Что лежит в кармане?»: «Что лежит в кармане? Фишка. / Что лежит в кармане? Шишка. / Носовой лежит платок / И пластмассовый свисток. / Пистолет лежит в кармане! / И билет лежит в кармане! / Что ещё в кармане? Ручка / От старинного зонта. / И резинка, и тянучка, / И цепочка, и слюда. / Вы подумали, что это / Всё? Лежит в кармане жук. / Гайка. Лампочка. Монета. / И пистонов десять штук. / Всё, что поздно или рано / Пригодится, может быть. / Человеку без кармана / Очень трудно было б жить».

Ученики приводят примеры из стихотворений А.С. Кушнера «Если видишь на картине…», «Не шумите!», «Веселая прогулка» и другие.

Вторая группа выступает с сообщением о многообразии тем стихотворений А.С. Кушнера. Одна из ведущих тем в поэзии автора – философские размышления о времени – воплощается в неразрывном единстве прошлого, настоящего и будущего («Времена не выбирают…», «Эти вечные счеты, расчеты, долги…», «Снег подлетает к ночному окну…», «Век-заложник, каинова печать…»).

Учитель предлагает ученикам выразительно прочитать программное стихотворение А.С. Кушнера «Времена не выбирают…» и ответить на вопросы: 1. Назовите тему и идею стихотворения. 2. Как вы понимаете строчку: «Что ни век, то век железный / Но дымится сад чудесный…» 3. Назовите русских поэтов XIX – XX веков, в творчестве которых воплощается образ времени.

Далее ученики читают стихи о Петербурге, отмечают преемственность с предшественниками в разработке данной темы от А.С. Пушкина до О.Э. Мандельштама. На уроке могут быть прочитаны и проанализированы стихотворения А.С.Кушнера: «Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки…», «Таврический сад», «Через Неву я проезжал в автобусе…», «Вижу, вижу спозаранку…», «Закрою глаза и вижу тот город, в котором живу…», «Свежеет к вечеру Нева…», «Ленинградские реки», «Воспоминания», «Сон» и др.

Ученики называют одну из особенностей творчества А.С. Кушнера – бережное отношение к классической поэзии как русской, так и мировой, что проявляется в выстраивании поэтических диалогов с предшествующими поэтами: через мотивы, цитаты, реминисценции и осмыслние в целом их творчества.

В качества примера ученики приводят стихотворение «Солонка» А.С. Кушнера [Кушнер, 1997, с. 32]. Отправной точкой для размышления о судьбе поэта становится для лирического героя музейная солонка: «Я в музее сторонкой, сторонкой, / Над державинской синей солонкой, / Оттененной резным серебром. / И припомнится щука с пером / Голубым и хозяин в халате» [Кушнер, 1997, с. 32].

Учитель предлагает полностью прочитать текст и назвать стихотворения Г.Р. Державина, которые вспоминает современный поэт. Ученики перечисляют стихотворения и комментируют их: «Евгению. Жизнь Званская», «Приглашение к обеду». Ученики отмечают, что А.С. Кушнер обращается в целом к поэзии Г.Р. Державина: к воспеванию дружеских застолий, семейных ценностей (жены Катюши – Плениры), к размышлениям о месте поэта и поэзии в обществе, о жизни и смерти. Вывод современного поэта, вложенный в уста Г.Р. Державина, грустен: «Тут хозяин, сжав пальцы до хруста, / Скажет: «Все ничего, только грустно, / Что подружка грибов и супов / Долговечнее наших стихов» [Кушнер, 1997, с. 32]. Подобный сравнительно-сопоставительный анализ можно провести и со стихотворением А.С. Кушнера «Ты увидишь Державина, как бы ни славил он…». Этот вид работы позволяет актуализировать на уроке внутрипредметные связи.

Завершается урок выразительным чтением учителем и учениками полюбившихся стихотворений А.С. Кушнера.

Домашнее задание предполагает продолжение самостоятельного знакомства старшеклассников с творчеством А.С. Кушнера и составление сборника его стихов «Избранное» с предисловием от составителя-ученика о жизни и творчестве поэта.

Таким образом, введение в круг чтения современных подростков поэзии известного современного поэта А.С. Кушнера позволяет приобщить их к высокой поэзии, развивает их филологический вкус.

Время — это испытанье.

Не завидуй никому.

А.Кушнер

ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ…

 Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; я в пять лет

Должен был от скарлатины

Умереть, живи в невинный

Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,

А при Грозном жить не хочешь?

Не мечтаешь о чуме

Флорентийской и проказе?

Хочешь ехать в первом классе,

А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; обниму

Век мой, рок мой на прощанье.

Время — это испытанье.

Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.

Время — кожа, а не платье.

Глубока его печать.

Словно с пальцев отпечатки,

С нас — его черты и складки,

Приглядевшись, можно взять.

 СНЕГ ПОДЛЕТАЕТ К НОЧНОМУ ОКНУ…

 Снег подлетает к ночному окну,

Вьюга дымится.

Как мы с тобой угадали страну,

Где нам родиться!

 

Вьюжная. Ватная. Снежная вся.

Давит на плечи. Но и представить другую нельзя

Шубу, полегче.

 

Гоголь из Рима нам пишет письмо,

Как виноватый.

Бритвой почтовое смотрит клеймо

Продолговатой.

 

Но и представить другое нельзя

Поле, поуже.

Доблести, подлости, горе, семья,

Зимы и дружбы.

 

И англичанин, что к нам заходил,

Строгий, как вымпел,

Не понимал ничего, говорил

Глупости, выпив.

 

Как на дитя, мы тогда на него

С грустью смотрели.

И доставали плеча твоего

Крылья метели.

 

ВВОДНЫЕ СЛОВА

 

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И все ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чем, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью…»

И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю где была душа.

* * *

Когда я очень затоскую,

Достану книжку записную,

И вот ни крикнуть, ни вздохнуть —

Я позвоню кому-нибудь.

О голоса моих знакомых!

Спасибо вам, спасибо вам

За то, что вы бывали дома

По непробудным вечерам,

За то, что в трудном переплете

Любви и горя своего

Вы забывали, как живете,

Вы говорили: «Ничего».

И за обычными словами

Была такая доброта,

Как будто Бог стоял за вами

И вам подсказывал тогда.

 

* * *

Горячая зима! Пахучая! Живая!

Слепит густым снежком, колючим, как в лесу,

Притихший Летний сад и площадь засыпая,

Мильоны знойных звезд лелея на весу.

Как долго мы ее боялись, избегали,

Как гостя из Уфы, хотели б отменить,

А гость блестящ и щедр, и так, как он, едва ли

Нас кто-нибудь еще сумеет ободрить.

Теперь бредем вдвоем, а третья — с нами рядом

То змейкой прошуршит, то вдруг, как махаон,

Расшитым рукавом, распахнутым халатом

Махнет у самых глаз, — волшебный, чудный сон!

Вот видишь, не страшны снега, в их цельнокройных

Одеждах, может быть, все страхи таковы!

От лучших летних дней есть что-то, самых знойных,

В морозных облаках январской синевы.

Запомни этот день, на всякий горький случай.

Так зиму не любить! Так радоваться ей!

Пищащий снег, живой, бормочущий, скрипучий!

Не бойся ничего: нет смерти, хоть убей.

* * *

Морем с двенадцатого этажа,

Как со скалы, любоваться пустынным

Можно, громадой его дорожа,

Синим, зеленым, лиловым, полынным,

Розовым, блеклым, молочным, льняным,

Шелковым, вкрадчивым, пасмурным, грубым,

Я не найдусь, — ты подскажешь, каким,

Гипсовым, ржавым, лепным, белозубым,

Мраморным. Видишь, я рад перерыть,

Перетряхнуть наш словарь, выбирая

Определения. Господи, быть

Точным и пристальным — радость какая!

Что за текучий, трепещущий свет!

Как хорошо на летящем балконе!

Видишь ли, я не считаю, что нет

Слов, я и счастья без слов бы не понял.

Альфия ГАЛИМУЛЛИНА,
профессор кафедры русской и зарубежной литературы ИФМК им. Льва Толстого Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук
Фото: ВикипедиЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.