Предупреждение дисграфии у дошкольников как одно из условий их успешного обучения в школе

Предупреждение нарушений письма должно проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития и у других категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

По мнению известного педагога В.П.Кащенко, новая атмосфера школы с ее непривычными требованиями, укладом, вхождение в новый коллектив производят неизбежный перелом во всей жизни даже здорового ребенка. Отставание в учебе, неусвоение школьной программы ведут к тому, что дети постепенно «роняют свой престиж», отчуждаются от одноклассников, теряют веру в себя, и все это при неправильной педагогической тактике ведет к полной потере познавательного интереса, к стойкому нежеланию учиться, когда лишь одно упоминание о школе рождает в душе ребенка дискомфорт.

При работе с детьми с ОВЗ эта задача усложняется, так как дети с речевым недоразвитием, наряду с общей моторной недостаточностью, лишаются возможности полноценной ориентации в пространстве. Неумение правильно ориентироваться на листе тетради приводит к смешению оптически сходных букв.  У детей с ОВЗ недостаточна устойчивость внимания, ограниченны возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, элементы рисунка, сложные инструкции. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, эти дети без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, зрительным в частности, сравнением и обобщением. У них наблюдается несформированность пространственных представлений, что в конечном результате и дает большой процент дисграфии.

Поэтому в повседневную работу необходимо включать игры и занятия, направленные на развитие общей и мелкой моторики, на развитие пространственных восприятий, произвольного внимания и памяти (зрительной и слуховой). Эта работа должна проводиться постоянно и планомерно. Систематизировал эту работу наш современный психолог Л.А.Венгер, который в помощь педагогам приготовил к изданию книги: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию у дошкольников».

Интересны в этом плане разработки и таких авторов, как А.Н.Ефименкова и И.Н.Садовникова. В своей книге «Исправление дисграфии у детей» они рассматривают проблему предупреждения дисграфии у дошкольников и предлагают подборку игр и упражнений, направленных на развитие слухового и зрительного внимания, развитие пространственного внимания.

Я же хочу предложить вниманию разработки по активизации коррекции мелкой моторики, а конкретно – работу с тетрадью и карандашом. За карандаш ратую потому, что удобнее в работе: неудачное, неточное изображение стирается, и исчезает повод для расстройства ребенка. Это позволяет поддерживать рабочий настрой и моральное равновесие. Практический опыт позволяет мне сделать вывод: чем раньше ребенку в руки дается карандаш и привлекается его внимание к тетрадной клетке, тем значительно выше его подготовка к времени выпуска в школу.

Много премудростей надо постичь детям на занятиях по графике:

– начинать с правильной посадки за рабочим столом (осанка дело не последнее). Плечи расправлены, локти раздвинуты шире плеч, между грудью и столом помещается кулачок;

– правильно держать карандаш, чтобы кончик смотрел в правое плечо, а пальцы не закрывали рабочую строку;

– горизонтальные линии учимся проводить только слева направо, а вертикальные сверху вниз;

– левая рука придерживает тетрадь, которая слегка под углом к работающему.

Особое внимание – организации занятий. Приучаем ребенка к тому, что любое дело нужно начинать, только подготовив все необходимое, разложив на столе в порядке, удобном для работы. Очень непросто для ребенка с ОВЗ одновременно со всеми начинать и заканчивать работу, а мы готовим его к требованиям школы. Но если ребенок увлечен, а время занятия истекло, всегда должен быть найден компромисс, позволяющий безболезненно для обеих сторон выйти из данной ситуации. Непросто для детей сосредоточиться на своем задании, не отвлекаться в процессе рисования. Не сравнивайте их работы друг с другом; старайтесь отмечать положительные стороны работы каждого ребенка.

В процессе обучения ребенок учится слушать внимательно инструкцию, производить точный отсчет клеток в заданной фигуре, соблюдать нужный интервал между элементами рисунка, учиться планировать и комментировать, проговаривая, свою деятельность, запоминает чередование элементов в работе при раскраске или при штриховке, практикуется в пространственной ориентации на тетрадном листе: уточняются пространственные представления: «вверху — внизу», «справа —
слева», «между», «в центре», «посередине листа, строки», «над — под», вырабатывается умение проводить линии без излишнего нажима, без отрыва, без исправлений, повторных обводок.

Зрительные и слуховые диктанты логично проводить в середине учебного года или в конце как контрольные задания, но 1-2 можно ввести и в начале года как обучающие занятия. На этих занятиях дети учатся произвольно концентрировать внимание на предметах, рисунках, словах педагога. Затем воспроизводить заданный рисунок, выкладывая его на столе полосками бумаги плоскими фигурками или счетными палочками или делая зарисовку карандашом в тетради.

Для зрительных диктантов педагог готовит рисунок на разлинованной доске, или таблицы, или фланелеграф. Кроме того, для каждого ребенка готовятся индивидуальные наборы пособий: плоские цветные палочки, плоскостные фигуры разных размеров. Для этого можно использовать строительные наборы, деревянную мозаику, заготовки из плотного картона. Фигуры должны быть раскрашены в основные цвета, в соответствии с цветом фигур, используемых в диктанте. Если работа ведется в тетради, то готовятся цветные карандаши. Узор дается на рассмотрение на 1-2 минуты. Задание не анализируется, не уточняются детали, ребенок запоминает самостоятельно, затем рисунок убирается.

Зрительные диктанты чередуются со слуховыми. Фигуры слуховых диктантов подбираются из числа уже знакомых детям.

Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, в чередовании цветовой гаммы, а для графических работ – в усложнении исполнения элементов.

Примерный план проведения занятия

  1. Показ образца в тетради.
  2. Зарисовка и объяснение на доске.
  3. Уточнение элементов рисунка, размеров, раскраски по наводящим вопросам.
  4. Планирование работы детьми.
  5. Физкультпауза.
  6. Самостоятельная работа, раскраска, штриховка.
  7. Итог.

Как правило, работа начинается со средней группы.

Средняя группа предполагает 5 этапов работы:

1 этап: (6 занятий) раскраска рисунков, сделанных по трафарету, по темам:

  1. Игрушки.
  2. Одежда.
  3. Посуда, животные.
  4. Овощи, фрукты.
  5. Транспорт.
  6. Животные.

2 этап: (6 занятий) рисунки по опорным точкам (размеры рисунка выбираются педагогом произвольно, расстояние между точками небольшое):

  1. Дом.
  2. Гриб.
  3. Мебель.
  4. Транспорт.
  5. Шарик.
  6. Листочек.

3 этап: (4 занятия) на одном занятии дается 2-3 задания (детям необходимо продолжить линию), примерные задания:

  1. Вдень нитку в иголку.
  2. Помоги рыбаку поймать рыбку.
  3. Помоги кошке найти рыбку.
  4. Дождик.
  5. Дорожки.
  6. Парашютисты.

4 этап: (6 занятий) обводка трафаретов по темам:

  1. Игрушки.
  2. Одежда.
  3. Посуда, животные.
  4. Овощи, фрукты.
  5. Транспорт.
  6. Животные.

5 этап: рисунки по опорным точкам:

  1. Забор.
  2. Лесенка.
  3. Кубики.
  4. Флажки.
  5. Кирпичик.
  6. Вагоны и т.д.

 

Вера КАЧИНА,
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории Нижнекамской школы-интерната «Надежда» для детей с ограниченными
Фото: pixabay.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.