Логотип Магариф уку
Цитата:

Сюмбель ТАИШЕВА. Принцип больших чисел

Интервью с главным редактором «Учительской газеты» Петром Положевцем.В прошлом году мы всей республикой болели за нашего математика – «Учителя года Татарстана» Алмаза Хамидуллина, который представлял...

Интервью с главным редактором «Учительской газеты» Петром Положевцем.


В прошлом году мы всей республикой болели за нашего математика – «Учителя года Татарстана» Алмаза Хамидуллина, который представлял педагогическое сообщество в конкурсе «Учитель года России – 2017» и стал финалистом. Это престижное мероприятие в 29 раз организуется «Учительской газетой». Педагоги и журналисты буквально уткнулись в телевизор и глазами искали земляка на встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Такое общение с руководством страны за круглым столом способствует повышению имиджа профессии педагога. И в этом большая заслуга главного редактора издания «Учительская газета» Петра Положевца.


ПГПедагогическое сообщество нашей республики отлично знает Петра Григорьевича. Полтора года назад он был модератором образовательного форума Educare в Казани. «Учительская газета» провела масштабное исследование образовательной системы Татарстана ICCS-2016. Мы встретились с ним в Москве в его кабинете, который оформлен, как в туристической компании: на полках шкафа располагается огромное количество сувениров, подаренных педагогами из различных стран и регионов Российской Федерации. На столе лежали сверстанные страницы будущего номера газеты. Мы обсудили острые темы: возможную пенсионную реформу, языковой вопрос, разделение минобрнауки на два самостоятельных ведомства и, конечно, будущее образовательной системы страны.


Одним из самых обсуждаемых вопросов в обществе, в том числе в учительской среде, является возможное повышение пенсионного возраста. Совместно с Общероссийским профсоюзом образования вы издаете специальное приложение к «Учительской газете». Какова ваша личная позиция?


– Я против повышения пенсионного возраста, несмотря на то, что наше Правительство уговаривает нас ориентироваться на экономику развитых стран и на те страны, где пенсионный возраст гораздо выше, чем в Российской Федерации. Однако мы забываем о том, что там и продолжительность жизни выше. Тот ужасный термин, который придумали то ли финансисты, то ли социологи – «время дожития» после пенсии до момента смерти, в нашей стране, если будет принят закон, составит два года. В развитых странах, в том числе в Японии, Корее и Сингапуре, он составляет двадцать лет. И вот в эту вторую половину жизни, а она реально таковой является, поскольку люди делают то, что не успели сделать до этого в своей взрослой, т.е. за время трудовой деятельности, жизни, когда они воспитывали детей, давали им образование или оплачивали кредит за квартиру и, наконец, все это завершили… – они путешествуют. По статистике среди путешествующих по миру пенсионеры составляют значительную часть – почти двадцать пять процентов от числа всех путешествующих по миру. Эти люди живут и занимаются своим делом в свое удовольствие. Что можно сделать в два года нам, мужчинам, когда мы выйдем на пенсию в 65, а средний возраст по стране составляет 67 лет? И я не верю, что в ближайшие несколько лет у нас будет повышена продолжительность жизни на 10–15 лет, как это обещает правительство. Сделать это в течение нескольких лет невозможно в силу того, что у нас не развита инфраструктура поддержания жизни, включая и здравоохранение! Поэтому я отношусь к этому плохо. Вначале обеспечьте продолжительность жизни! Конечно, многое зависит от человека самого, от того, как он заботится о своей жизни, и тогда можете повышать пенсионный возраст. И мне понравилась позиция профсоюзов России, которая заявила, что не поддержит нынешнюю пенсионную реформу.


Несмотря на обещание вице-премьера Татьяны Голиковой, что пенсия ежегодно будет расти в целом на тысячу рублей и в следующем году она достигнет в среднем 16 тыс., а через год 17 тыс., возникает еще один очень важный вопрос: как прожить на нынешнюю пенсию? В больших городах невозможно прожить на эти деньги, дополнительно не работая, поэтому говорить о путешествиях и другом отдыхе не приходится.


В случае повышения пенсионного возраста возникает и вторая проблема – с молодыми кадрами: количество мест в образовательной сфере с закрытием малокомплектных школ, оптимизацией учебных учреждений сокращается. Директора школ будут держаться за свои места. И в этом случае просто не будет работы для молодых. В Москве наблюдается тенденция, когда молодежь после окончания вузов идет работать в школу. Это стимулирует и рекомендованная минимальная зарплата в размере 89 тыс. рублей. Однако в регионах выпускники педвузов и до этого не особо торопились идти в школу, где ежемесячно труд оценивается в среднем в 20–30 тыс., в зависимости от региона проживания. Так, в Татарстане до языковой проблемы ощущалась нехватка учителей начальной школы и физики с астрономией. Не сузится ли площадка для молодых педагогов?


– Они и сегодня держатся. Большинство вышедших на пенсию учителей продолжают работать. Это связано с тем вопросом, о котором я говорил: невозможно прожить на пенсию, которую они заработали. Повышение пенсионного возраста лишь усилит тенденцию, которая наблюдается сейчас, и площадка для молодых педагогов очень сильно сузится.8kqnAFtJ1HBj3SBFZ3bb2uhwZ2YFmYr5


В обществе доминирует мнение, что в педагогические вузы идут не самые талантливые выпускники. Есть среди них небольшая доля тех, кто идет по призванию из педагогических династий. Почему, на ваш взгляд, престиж педагогических вузов за последние годы значительно упал?


– Ситуация в масштабах страны не совсем такая. Действительно, десять лет назад это был двойной отбор. Выпускник, окончивший школу с высокими баллами, хорошими академическими показателями и знаниями, шел учиться в престижные вузы. Первичный отбор происходил среди тех, кто не попал по своим баллам в эти вузы. И тогда человек выбирал педагогический вуз, однако после его завершения он не шел работать в школу: те, кто окончил факультеты иностранных языков, выбирали работу переводчика, те, кто имел дипломы спортивных факультетов, шли работать охранниками. Это и был отбор второго уровня. Да, те, кто не находил работу, шли работать в школу, при этом их профессионализм оставлял желать лучшего. Статистика показывает, что в последние пять лет ситуация изменилась: средний балл тех, кто выбрал педвузы, вырос, и количество тех, кто выбирает работу по профилю, возросло. Это связано с тем, что за последние пять лет выросла зарплата педагогов. Я, конечно, не говорю, что она достаточна. Однако она реально выросла. Во многих регионах появилась собственная программа поддержки молодых педагогов в части жилья, выдаются дешевые кредиты для строительства жилья. Подобная программа существует и в Челябинской, и Воронежской областях. В ряде мест, если учитель остается работать более пяти лет, он совсем ничего не платит. Ведь что нужно молодой семье? Решение жилищной проблемы играет на закрепление кадров.


Качество учителей, которые приходят к детям, становится все лучше и лучше. Подтверждением этого является Всероссийский конкурс «Учитель года»: за последние пять лет в пятнашку победителей и в пять финалистов выходят молодые люди, которым меньше тридцати лет и которые проработали от трех до шести лет. Если бы они были плохими преподавателями, то вряд ли победили на региональных турах, а затем вышли на федеральный. Качество учительского корпуса растет.


– В условиях отсутствия прежней системы распределения кадров выпускники педвузов в крупных городах не стремятся вернуться на родину в сельскую местность. C конца 2011 г. существует федеральная программа поддержки «Земской доктор» для врачей с высшим образованием, по которой они в регионах-участниках могут получить миллион рублей на приобретение жилья или строительство дома, если будут работать в деревнях и селах. Почему не существует подобной федеральной программы для молодых педагогов?


– Сфера образования, школа находятся в зоне ответственности муниципалитетов, поэтому инициаторами запуска такой программы, на мой взгляд, должны выступить сами регионы. Для этих целей должны выделяться деньги регионального бюджета. Правда ценность миллиона с тех пор сильно изменилась: одно дело – миллион для центральной полосы России (в Брянске, например, можно купить небольшой домик), и миллион – на Крайнем Севере, где за эти деньги можно только фундамент поднять. У каждого региона должны быть свои просчитанные программы. Возможно, должна быть конкурсная программа, когда власти региона могут определить 10 премий в форме жилищных сертификатов или субсидий для тех педагогов, которые поедут в самые дальние школы региона. Понятно, что денег на всех молодых учителей не хватит, и поэтому нужно поддерживать лучших.


Среди ваших победителей очень много мужчин. Иногда кажется, что вы делаете ставку на них, чтобы привлечь еще большее количество в учебные учреждения…


– В конкурсе помочь никому нельзя, поскольку там работает закон больших чисел, который придумал Андрей Александрович Фурсенко, будучи министром образования и науки Российской Федерации: участников федерального конкурса должно оценивать максимально большое количество людей. Состав жюри около 160 человек, которые оценивают каждого конкурсанта независимо от того, кто бы за кого ни болел. Каждый выставляет свои баллы, и вмешаться в этот процесс не реально. Если даже у кого-то из членов жюри есть свой любимчик, его баллы, если они выставлены незаслуженно, не сыграют в общей сумме никакой решающей роли.


Другая интересная тенденция: никогда в конкурсе, а мы его в этом году будем проводить 29 раз, среди участников мужчин не было более 30 процентов. Однако среди победителей конкурса 70 процентов мужчины.


– В 2009 г. властями Татарстана было принято решение о включении в состав КПФУ старейшего Казанского государственного педагогического университета, на базе которого четырьмя годами раньше был создан Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. Профессура, национальная интеллигенция считает, что искусственно взращён образовательный монстр. Должен ли педвуз оставаться самостоятельным и автономным или это требование времени?


– Если правильно построен процесс взаимодействия, то существование педагогического института в рамках классического университета вполне нормально. В этом случае руководство педагогического института может использовать кадры университета, в котором возможности обеспечения кадрами гораздо выше. Если мы хотим, чтобы учителя соответствовали новым вызовам, шли в ногу со временем, они должны работать не только над повышением своей предметной компетенции, методикой и психологией. Они должны понимать, как развивается современная наука, куда она движется. К примеру, преподавая физику в школе, они должны понимать, чем занимаются физики сегодня. В учебных планах по подготовке химиков, физиков, биологов должны быть проекты, связанные с лабораториями больших университетов и возможностями использования их научных баз. При нормальном взаимодействии двух структур вполне возможно выстроить систему, не ущемляя ничьих интересов.


В некоторых регионах остались педагогические университеты, и, независимо от того, в какой связке они находятся –
вместе или раздельно, главное – это изменение учебных программ, особенно связанных с тем, чему не учили, но что прописано в новом профессиональном стандарте педагогов. Как говорят ученые, сегодня выделяются пять групп учащихся, которые быстро или медленно реагируют, у которых гуманитарный или математический склад ума и т.д. Исследование показывает, что учитель ориентируется на средних, а в это время талантливым, а их порядка 10–15 %, становится скучно на уроках, и они перестают учиться. Те дети, которые не успевают, а их примерно до 10%, не усваивают программу и отстают с каждым днем все больше. С каждым классом качество знаний становится все хуже и хуже. Это серьезная проблема в современной школе, поскольку никто не учил педагога работать с разными группами учеников по восприятию материала. Возникают следующие вопросы. Как работать учителю с учениками в классе, где есть несколько различных групп учеников по уровню достижений? Что нужно сделать для того, чтобы во время урока, четверти или года учитель смог поработать с каждой группой детей, а не работал на общую массу?петр


Вторая сложность связана с тем, что все больше возникает детей из групп социального риска: это дети мигрантов в некоторых регионах Российской Федерации, которые не владеют русским языком; это дети из малообеспеченных семей, в которых бедность является очень серьезной проблемой как в социальном, так и в образовательном плане. Нашими отечественными исследованиями доказано, что уровень бедности и финансового благополучия семьи напрямую влияют на образовательные результаты ученика. И, к сожалению, чем ниже благосостояние, тем меньше шансов у них стать состоятельными и успешными в жизни. Это серьезный вызов. Появилась еще группа детей, у которых констатируют игроманию. Как работать с учениками, у которых девиантное поведение? Никто не учил педагогов возрастной конфликтологии: как общаться с учениками, чтобы не возникало конфликтов с учениками, среди учителей и самими родителями. Что делать самому педагогу, когда есть вербальное и физическое насилие к нему со стороны ученика? Этого нет в программе. И если будет только теория, но не будет практики, то мало что изменится в системе образования. Возможно, мы должны прийти к такой модели, когда, проучившись несколько лет на факультете педагогики, студент должен пойти работать в школу на год помощником учителя. И, вернувшись через год, понять: да, это мое, и я хочу работать в школе, или, наоборот, отказаться от этой идеи и, имея возможность перейти на другой факультет, продолжить там образование и реализоваться в другой профессии.


Проблема педагогического образования очень сложная. Особенно сейчас, когда в мае этого года разделили старое министерство на два новых: школы остались в Министерстве просвещения РФ у Ольги Васильевой, а вузы у Михаила Котюкова в Министерстве науки и высшего образования РФ. И здесь возникает несколько проблем. Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу – образовательной системе страны в ближайшие годы войти в десятку лучших мировых систем мира. Кроме всех факторов, таких как обеспечение, материальное состояние, образовательные стандарты, очень важный элемент – это качество знаний учителей, которые будут работать в школе, чтобы обеспечить качество в образовании. Многое будет зависеть от министерств: от того, смогут ли они найти общий язык, как будут контактировать и совместно работать. Это сложный вопрос, который, как говорят наши политики, принадлежит актуальной повестке.


– На следующий год «Учительская газета» отметит свой 95-летний юбилей. На страницах газеты, выходящей многие десятилетия многомиллионными тиражами, публиковались известные деятели, политики. Среди них выдающиеся советские педагоги Василий Сухомлинский, Антон Макаренко и его оппонент – замнаркома просвещения РСФСР, доктор педагогических наук Надежда Крупская (после ее резкой критики в 1928 году Макаренко был отстранен от должности руководства колонией для несовершеннолетних им. Горького). Кто сегодня является общепризнанным лидером для педагогов в российской системе образования?


– Кумиром остается советский, грузинский и российский педагог и психолог Шалва Амонашвили. Он, к счастью, жив и продолжает по-прежнему встречаться с учителями. Все свои новые книги публикует в «Учительской газете», а затем издает отдельной книгой. Мы очень благодарны ему. Одним из тех, к кому прислушиваются сегодня, является известный психолог, академик, культуролог, человек с парадоксальным мышлением Александр Асмолов. У него свой взгляд на то, что происходит. Он автор стандартов для дошкольного, практически начального образования. И Амонашвили, и Асмолов обладают огромным авторитетом среди педагогического корпуса. Есть много известных директоров школ, с которыми директора и учителя школ общаются с большим интересом. Это школа Евгения Ямбурга, школа Ефима Рачевского в Москве, гимназия Майи Пильдес и школа Максима Пратусевича в Санкт-Петербурге. Их много, и не хотелось бы отдельно кого-нибудь выделять. Есть замечательные «Учителя года», состоявшиеся и как учителя, и как управленцы, и как методисты, которые все время на орбите. Так что есть большой выбор, с кем общаться.


– Многие педагоги говорят о том, что мы не можем изменить свое мышление и переформатироваться. Почему в современной школе не создана новая система проведения уроков и дети по-прежнему учатся «затылок в затылок»?


– Мы умеем, но не хотим, потому что так проще. Легче работать с учениками, которые просто слушают, что говорит педагог, и отвечают на поставленные учителем вопросы, ответы на которые известны заранее. Нужно создать нового учителя, которому комфортно было бы работать с детьми, постоянно задающими и провоцирующими его своими вопросами в хорошем смысле этого слова. Подобный подход свидетельствует, что детям интересно, и они не просто отсиживают этот урок. Когда учитель будет проводить урок, используя интерактивную доску, но не заменять преподавание только информационно-коммуникационными технологиями, только тогда это будет реальным общением. Общение будет происходить в любой ситуации, в классе, разбитом на группы, сидя на полу, стоя и по-другому. Просто формат классно-урочной системы, который был задан давным-давно Яном Каменским, давно изжил себя. Чем больше в школе свободы, тем больше мотивации у учащихся учиться. И есть подтверждение международных исследований, что чем больше дети в классе говорят и высказывают свою точку зрения на разных предметах, прежде всего гуманитарного цикла, тем выше у них учебные достижения.Положевец+победит2017


– В Татарстане для талантливых учащихся создана возможность продолжить учебу в специализированных лицеях и гимназиях: это it- лицей, химический лицей, лицей им. Лобачевского при КПФУ. Некоторые директора предлагают пересмотреть существующую устоявшуюся десятилетиями систему советской школы и предоставить детям с V класса выбрать специализацию по гуманитарному или естественно-научному направлению. Какое мнение разделяете Вы?


– Меня вполне устраивает существующая система. Начальная школа, к которой добавилась дошколка как обязательный элемент обучения, основная школа до IХ класса и Х–ХI классы старшей школы. Я не верю в то, что в V классе можно определить склонность ребенка к определенным наукам и это будет ориентиром на всю жизнь. Детская психика настолько мобильна и подвижна, что меняются и устремления. Однако зачастую не только в пятом классе, но и учащиеся выпускных классов до последнего не могут определиться с выбором и не знают, чем хотят заниматься. Я считаю, что задача хорошей системы образования – развивать все качества ребенка. Одно из направлений все равно затем выйдет на первый план.


Что мы видим сегодня? Для большинства родителей одноклассников самое важное, чтобы он сдал три экзамена по ЕГЭ на максимальное количество баллов, и ради этого жертвуют всем. Если учащийся планирует сдавать математику, то его не интересует ничего – ни история, ни география и ни литература. Он упор делает только на физику с математикой, ну и, конечно, русский язык. Через пару лет будет второй иностранный язык и история. Это те предметы, которые позволяют ему поступить в вуз. Знания по другим предметам, к примеру по биологии или географии, его не интересуют. Какая воспитательная и внеклассная работа? Главное получить сто баллов – это задача сверх. Таким образом, родители обкрадывают своих детей.


Что касается выбора профессии, то в IХ классе – хорошая была идея создать профильный и предпрофильный класс –
можно проходить диагностику. Есть отличные системы, созданные российскими учеными и психологами, которые позволяют выявить склонность ребенка к тем или иным профессиям. И тогда в старшей школе можно ориентироваться, куда дальше поступать. Финская система – одна из лучших образовательных систем в мире – как раз и работает по этой модели. Там нет ранней ориентации. Если смотреть на международные сравнительные исследования ICCS, то результаты детей, независимо от того, где находится школа – в Хельсинки или за Полярным кругом, практически не отличаются. Если взять анализ деятельности 200 школ, то увидим у них кривую, похожую на волну в штиль. Если смотреть на результаты российских школьников, то она напоминает кривую умирающего (главный редактор демонстрирует длинные диаграммы – ред.)


Это свидетельствует о том, что там созданы равные возможности для всех, независимо от социального статуса, местожительства, доходов семьи.


– Прошедший учебный год был стрессовым для педагогического сообщества не только Татарстана, но и многих субъектов РФ из-за вопроса с преподаванием языка языковой проблемы. Эта дискуссия до сих пор окончательно не стихла. Каково ваше отношение?


– Это очень сложный вопрос взаимоотношения титульной и коренной нации на территории региона или республики с меньшинствами. Он возник с тех пор, когда первый Президент России Борис Ельцин произнес хрестоматийную фразу: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Таким образом, появилось определение государственный язык региона, или республики, или края. Однако такого в мире нет. Языковой вопрос затрагивает национальные, генетические и другие интересы. К примеру, в Татарстане это взаимодействие с башкирами, чувашами, марийцами. Вопрос, что нужно и в каком объеме учить, очень трудный, если рассматривать его с позиции нескольких сторон.


– С другой стороны, если взять во внимание, что по ФГОС будет вводиться обязательное изучение второго иностранного языка, то возникает вопрос, а почему родной язык может остаться под запретом.


– Он не остается за пределами обязательной программы. Я говорю о другом. Вопрос не в том, в каком объеме и в каком качестве изучать татарский язык в Татарстане. Нужно определиться, в каком качестве: в статусе государственного языка или родного языка?


Возникает проблема, связанная с мобильностью: при переезде из одного региона в другой семьи сталкиваются с тем, что необходимо изучать родной язык региона, в который они приехали. К примеру, если семья с ребенком из пятого класса переезжает в Татарстан, то она столкнется с тем, что нужно учить татарский. А если через несколько лет переедет в Якутию, то якутский. Нужно сохранять национальный язык. Однако, это мое личное мнение, не надо заставлять русских, которые живут на территории Татарстана, Башкортостана, других субъектов Российской Федерации насильно изучать неродной язык при отсутствии желания. Я за то, чтобы открывались национальные школы, и таким образом власти поддержали бы язык. Для Татарстана – это отличный вариант.


На последнем августовском совещании я докладывал о проекте – международном исследовании качества граждановедческого образования ICCS-2016, оператором которого были мы. Всего в нем приняли участие 350 школ из 42 регионов Российской Федерации. Респуб­лика Татарстан участвовала в полном объеме, как и Российская Федерация: была полная выборка из 3 тысяч учащихся, 2 тысяч учителей. Был вопрос, связанный с изучением языка: «В школе вы изучаете русский язык, а на каком языке разговариваете дома?» И варианты ответов: на русском, татарском, башкирском или чувашском (на другом родном языке). По итогам сравнили результаты. Оказалось, что результаты детей, которые обучаются на русском языке, а дома говорят дома на родном (не русском) языке, хотя и ниже, но не сильно отличаются от результатов тех детей, которые говорят дома на языке обучения. В среднем по Российской Федерации эта разница достаточно значима. В Татарстане проводимая языковая политика демонстрирует, что не важно, на каком ты языке говоришь и учишься, в национальной или русской школе, академические показатели мало отличаются.


Языковой вопрос очень тонкий, поскольку может привести к возникновению межэтнических конфликтов. Что мне не понравилось в этой ситуации больше всего, так это действия прокуратуры, как республиканской, так и федеральной. Директорскому корпусу в максимально сжатые сроки в середине учебного года были поставлены жесткие условия привести учебную программу в соответствие с предписаниями, в противном случае их предупредили о возможном увольнении. Однако директора не сами придумали учебные программы. В Татарстане Государственным Советом был принят закон «Об образовании» и республиканское министерство образования и науки во исполнении его приняло соответствующие учебные программы. Директор школы лишь исполнитель. Тогда, если вы такие крутые и сильные, нужно было идти в Госсовет и разбираться с депутатами. У нас крайними оказались руководители учебных учреждений.


– Как вы планируете отметить предстоящий юбилей «Учительской газеты»?


– Мы надеемся дожить до столетия издания, которое будет в 2024 году. А в следующем году отметим 95-летие. Планируем вернуться к самым лучшим публикациям, которые издавались на протяжении этого длительного времени. Публиковать их в полном объеме с комментариями – что изменилось. А возможно, и ничего не изменилось, а просто поменялся словарь, с таким тоже можно столкнуться. Мы сталкиваемся с этим, когда анализируем публикации прошлых лет. В архивах будем искать первые публикации известных писателей и великих журналистов, а впоследствии выпустить сборник. Мы хотим расширить палитру новых авторов.


– Существует ли госзаказ со стороны профильных министерств на информационное сопровождение образовательной политики в стране?


– Если говорить о материальной стороне, то такого заказа нет. На страницах издания мы даем возможность познакомиться с разными точками зрения на существующие проблемы. И пусть читатель выберет, что ему ближе. Если мы будем ограничивать себя в выборе публикаций, то тогда будут приниматься не совсем важные решения в области образовательной политики. Мы дорожим своим словом и свободой.


 

В августе Петру Положевцу исполняется 65 лет. Редакция «Магариф» желает ему здоровья и успехов, а «Учительской газете»  процветания!


Фотографии предоставлены редакцией «УГ»

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ