Есть мнение, что полноценное кадетское образование возможно только в условиях особого типа учреждений, таких как Суворовское военное училище, Нахимовское военно-морское училище, или кадетский корпус, или кадетская школа-интернат.
Однако в Императорской России существовали и Царскосельский лицей, и Пажеский корпус, где воспитанников готовили к государственной службе. Но все эти учебные заведения не относились к системе кадетских корпусов. Для всех типов кадетского образования очевидно одно. Задача ставится большая – подготовка молодых людей к государственной военной или государственной гражданской службе.
Наш лицей создавался в непростое и даже трудное время — в середине 90-ых годов прошлого столетия, когда рушились прежние ценности и не всем нужной оказалась профессиональная ориентация старшеклассников, когда подростковые неформальные группировки держали в страхе улицы Казани.
Благодаря поддержке правительства РТ и министра МВД по РТ мы сумели воплотить идею лицейского образования и пошли по пути развития специализированных классов правоохранительной направленности и подготовке к государственной военной и государственной гражданской службе. Школа открылась в 1995 году со статусом милицейской школы-лицея.
Участие лицеистов в мероприятиях разного уровня, победы в Республике и России, востребованность наших выпускников, популярность милицейского лицея в городе и
Республике позволили стать не только базовой площадкой Казанского Юридического института МВД РФ, но и площадкой для диссиминации накопленного опыта на уровне России. Школа, открытая велением времени, выполняла миссию – миссию противостояния казанскому феномену подростковой преступности.
Сегодня лицей является общеобразовательной школой и представляет собой модель среднего общего образования с углубленной гуманитарной, спортивной и военно-патриотической направленностью основных и дополнительных программ.
На сегодняшнее время в старшем звене профильное образование осуществляется по 3 направлениям:
- социально-правовому (профильные предметы: право, обществознание);
- естественнонаучному (профильные предметы: химия, биология);
- гуманитарному (профильные предметы: русский, история).
Каждое из трех направлений лицея подкреплено профильными дисциплинами, спецкурсами и элективами:
По соглашению с различными службами МВД РТ во второй половине дня в рамках воспитательной работы в лицее реализуются дополнительные программы строевой и огневой подготовки, автодело и вождение, программы оборонно-спортивного направления.
Реализация допрофессионального образования была бы невозможна без основательной учебно-материальной базы, созданной в результате партнерства со структурными подразделениями МВД РТ.
Практика Центров предполагает определенный тип культурной деятельности, где ребенок моделирует собственное настоящее и будущее, выстраивает перспективы личностного развития.
Форма самовыражения – проекты. Вот самые яркие из них за последние три года: социальные «Сделаем школу садом», «Школа ремёсел», исследовательский «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», творческий «Лента Победы», метапредметный проект в рамках Хартии Земли «Казань – город мира».
Инициативность старшеклассников, их желание создать свой осмысленный мир, в котором возможна самостоятельность и самореализация, привела к созданию школьной детской организации. Ассоциация лицеистов «Школа самоопределения» включает разные сообщества школьников:
- юнармия;
- сообщества детей и подростков Центров развития личности по направлениям;
- социально-правовой отряд старшеклассников и отряд дорожной науки;
- школьный поисковый отряд «Возрождение»;
- отряд волонтеров, который проявил себя в таких масштабных мероприятиях, как XXVII летняя Универсиада и 16-й Чемпионат мира ФИНА по водным видам спорта.
Савия ЗАГИДУЛЛИНА,
директор лицея №159 г.Казани, заслуженный учитель школы РТ, почётный работник общего образования РФ, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук РФ
∗Уважаемые педагоги! Если Вы хотите рассказать о своих профессиональных достижениях или поделиться своим видением преподавательской деятельности, присылайте нам свои работы на электронный адрес: [email protected]