Логотип Магариф уку
Цитата:

Школьное математическое образование в современных условиях

«В ряду человеческих знаний математика стоит особняком и представляет для ума следующую поразительную особенность: обрабатывая свой внечувственный материал обычными умственными приёмами исследования,...

«В ряду человеческих знаний математика стоит особняком и представляет для ума следующую поразительную особенность: обрабатывая свой внечувственный материал обычными умственными приёмами исследования, она, в отличие от опытных наук, приходит к непогрешимым выводам»
И.М. Сеченов
Цифровизация всех сфер деятельности человека требует новых уровней математической грамотности и культуры. Создание информационно-коммуникационных технологий, их средств и инструментов, прежде всего, – математическая деятельность. Универсальными, общекультурными являются выработанные в математике такие понятия, как доказательство, алгоритм, модель. Каждый профессионал должен в той или иной мере обладать математической компетентностью.
Школьное математическое образование – это важный этап в системе непрерывного математического образования, который завершается в 10–11 классах. Учащиеся получают знания, умения и навыки, необходимые для продолжения образования. В связи с этим, важно строгое выполнение школьной программы по математике как по содержанию, так и по количеству часов, отведённому на изучение той или иной темы. Например, одной из составляющих школьного курса математики являются начала математического анализа, которые служат пропедевтикой изучения математического анализа в вузах. Тему «Производная» должна предварять тема «Предел функции», на основе которой вводится понятие «производная». Действия дифференцирования и интегрирования должны изучаться как взаимообратные. Координатный и векторный методы являются инструментом решения многих типов школьных геометрических задач. И это база для изучения аналитической геометрии в вузе. Особо хочется сказать о преподавании стереометрии. Это уникальный предмет для развития пространственного мышления, необходимого для многих профессий, а также развития логического мышления. Поэтому эти и другие темы должны быть изучены в полном объёме, предусмотренном школьной программой.

Математика изучает количественные отношения и пространственные формы, свойственные предметам реального мира. Математические знания абстрактны и имеют такие свойства, как универсальность и абстрактно-логическую выводимость. Универсальность математических знаний проявляется в применении её методов и, прежде всего, метода математического моделирования в различных областях деятельности. Процесс усвоения математических знаний формирует системность и структурность мышления, так как эти знания представляют собой хорошо организованную систему взаимосвязанных между собой элементов. Обучение математике должно быть построено так, чтобы максимально показывать возможность применения знаний. Математическое образование должно способствовать воспроизводству специалистов, занятых в областях математических, естественных и технических наук, практической деятельности, в том числе педагогической.
Совершенствование преподавания математики в старших классах связано с необходимостью подготовки к Государственному выпускному экзамену (ГВЭ) и к сдаче ЕГЭ профильного уровня. Следует обратить внимание на повышение роли дифференциации обучения. Учителям математики необходимо применять приёмы, методы и средства организации обучения, обеспечивающие индивидуальный подход к учащимся на всех его этапах. Целесообразно так организовать обучение, чтобы предоставить возможность каждому учащемуся изучать математику в соответствии с собственными интересами и возможностями, но в строгом соответствии с требованиями ФГОС.
Для продолжения образования учащимся предстоит подготовиться к ЕГЭ по математике. Несмотря на то, что у многих учителей сложилась система подготовки к нему, проблемы остаются. Простое «нарешивание» вариантов ЕГЭ, даже если некоторые темы не пройдены, «натаскивание» на решение типовых заданий без определённой системы, обоснования выбора того или иного метода не приводят к желаемому результату. Примером могут служить ошибки при решении неравенств: умножение на выражение, содержащее переменную, нестандартные неравенства. Формализм в изучении темы «Производная и её применение» приводит к ошибкам выполнения заданий по началам анализа. Большую роль в подготовке к экзамену играет систематизация и обобщение знаний при итоговом повторении с использованием известных технологий: укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева, проблемно-модульной М.А. Чошанова. По-прежнему актуален опыт В.Ф. Шаталова, позволяющий структурировать учебный материал. Формированию познавательной самостоятельности учащихся способствует и технология «перевёрнутый класс». Учитель может мотивировать и руководить работой учащихся по использованию Интернет-ресурсов.
Необходимо проводить профориентационную работу с учащимися для осознанного выбора ими уровня сдачи экзамена, обратить внимание на изучение геометрии, с целью повышения качества обучения математике выстраивать для учащихся индивидуальные траектории. Особое внимание следует обратить на развитие математических способностей учащихся.
Математическое образование играет ведущую роль в общественном развитии. Основными тенденциями его развития являются гуманизация, гуманитаризация и технологизация. На каждой ступени ставятся и достигаются свойственные ей цели математического образования.
Кадрия ШАКИРОВА,

доцент кафедры теории и технологии преподавания математики и информатики Института математики и механики
им. Н.И. Лобачевского КФУ,
кандидат педагогических наук

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ