Учим стихи легко

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он их усвоит на лету…»

К.Д. Ушинский

В настоящее время уделяется немалое внимание на необходимость обучения дошкольников детских садов Республики Татарстан двум государственным языкам. Недаром Министерством образования и науки Республики Татарстан были специально разработаны учебно-методические комплекты по обучению татарскому и русскому языкам.

При работе с татароязычными детьми мы используем УМК С.М. Гаффаровой «Изучаем русский язык». Согласно этому УМК предусмотрено разучивание с дошкольниками текстов пальчиковых игр и физкультминуток в стихотворной форме. Лексика и объём грамматического материала для дошкольников хорошо регулируются использованием детских стихов. Ритмика и рифма, а также тема, интересная для ребёнка, способствуют запоминанию стихотворения, и, следовательно, закреплению фонетических, интонационных и грамматических навыков. Однако уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен, и дети испытывают трудности в заучивании стихотворений.

Для заучивания стихотворений и обучения рассказыванию дошкольников широкое применение в педагогической практике находят приёмы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonicon – искусство запоминания) – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем, при припоминании одного, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

При разучивании стихотворений особенно эффективны мнемотаблицы. При обучении татароязычных дошкольников русскому языку мы разработали и начали применять на практике свои таблицы. Основой мнемотаблиц послужили тексты словесных игр (пальчиковых, физкультминуток) по УМК С.М. Гаффаровой «Изучаем русский язык» и подобранные в качестве зрительной опоры предметные и сюжетные картинки, пиктограммы, схемы. Для удобства мы условились, что будем обозначать некоторые часто встречающиеся в содержании стихотворений слова (например, «сидеть», «бежать», «любить», «маленький», «большой», «вот так» и т.д.) конкретными пиктограммами. Также принимая во внимание то, что детям знакома наглядная информация по УМК «Изучаем русский язык», мы включили в мнемотаблицы сюжетные и предметные картинки из этого комплекта.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающего просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Работая с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и развиваем и речь, и основные психические процессы: память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

Мнемотаблицы для разучивания стихов можно использовать как с группой детей, так и с отдельными детьми, как во время образовательной деятельности, так и в режимные моменты. При работе с большим количеством детей мнемотаблицы целесообразно демонстрировать через проектор на экране. При индивидуальной работе можно использовать мнемотаблицы в формате А4. По данным таблицам можно не только разучивать стихи, но и в дальнейшем предлагать детям угадывать, какой стишок «зашифрован» в той или иной таблице. Также можно предложить детям самим (а также с помощью родителей) составить мнемотаблицу по определённому стишку или стишку на выбор.

Предлагаем вниманию читателей журнала разработку образовательной деятельности по русскому языку в подготовительной к школе группе на тему «Кто играет с нами в прятки?» (в рамках темы «Детский сад»), в ходе которой предусмотрено использование мнемотаблиц по закреплению текстов стихотворений, изученных на предыдущих занятиях.

КТО ИГРАЕТ С НАМИ В ПРЯТКИ?

(Образовательная деятельность по русскому языку в подготовительной к школе группе)

Форма проведения: игра-путешествие

Цель: развитие русской речи детей; актуализация речевых умений и навыков по теме «Детский сад».

Задачи:

Образовательные:

Лексика: активизировать словарь детей словами, обозначающими названия членов семьи, действий, цветов, предметов для умывания, комнат в группе детского сада; ввести слова «умывальная комната», «групповая комната», «играть в прятки».

Фонетика: вырабатывать произношение звука [ш] изолированно и в словах.

Грамматика:

– развивать умения и навыки понимать предложения с вопросительными словами «какой?», «что?», «куда?», «что делает?», «сколько?», «когда?» и отвечать на них;

– формировать и развивать умения и навыки образовывать и употреблять в речи формы родительного падежа имён существительных;

– упражнять в употреблении в речи глаголов 1-го лица множественного числа настоящего времени, 3-го лица единственного числа настоящего времени;

– упражнять в построении предложений по картинкам, согласовании слов в них в роде, числе и падеже.

Развивающие: развивать познавательную и речевую активность, мышление, память, слуховое и зрительное внимание, восприятие.

Воспитательные: воспитывать дружеские взаимоотношения,
желание добиваться поставленной цели.

Методы и приёмы: вопросы, физкультминутки, пальчиковые игры, работа в тетрадях по инструкции; разгадывание стихов по мнемотаблицам; дидактические игры, беседа.

Средства обучения: записка от Буратино; схемы «Шкаф, одежда», «Стол», «Руки под водой», «Кровать»; мнемотаблицы к играм «Гномики», «На столе стоит чайник», «Мебель»; плакат, на котором нарисованы длинный нос, золотой ключ и букварь; наборы цветных карандашей для каждого ребёнка; кукла Буратино; золотые ключики из картона; наглядный материал из УМК С.М. Гаффаровой «Изучаем русский язык»; раздаточные картинки «Члены семьи (кто что делает?)», предметные картинки с изображением кошки, шортиков, шарика; рабочие тетради «Изучаем русский язык» для детей 6–7 лет, стр. 6.

Организация детей: в кругу, стоя, сидя за столами.

Предварительная работа: подготовка наглядного материала. Повторение текстов игр «Друзья», «Гномики», «На столе стоит чайник», «Мебель». Знакомство с содержанием сказки А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Ход образовательной деятельности

  1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Доброе утро!

– Здравствуйте, доброе утро!

– Давайте подарим друг другу улыбки.

Игра «Друзья»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

  1. Основная часть

1) Загадывание загадки про детский сад и беседа о нём.

– Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку.

Дети в домике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку вместе ходят.

Вместе спорят и мечтают,

Незаметно подрастают.

Этот дом – второй наш дом,

Нам тепло, уютно в нём.

Что это за дом? (Детский сад)

– Правильно, это детский сад. Что вы можете сказать о нашем детском саде? Какой он? (Большой, красивый, двухэтажный…)

– А что вы делаете в детском саду? (Играем, рисуем, занимаемся, кушаем, поём…)

– Когда вы приходите в детский сад? (Утром)

– А когда уходите домой? (Вечером)

– А в какую группу вы ходите? (В подготовительную к школе группу)

2) Получение заданий от таинственного гостя.

– Ой, ребята, смотрите, кто-то оставил записку. Давайте прочитаем, что там написано. Читает: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня рано утром пришёл в детский сад. Я очень хочу посмотреть, как вы тут живёте и что делаете в детском саду. Но сначала я решил поиграть с вами в прятки. Найдите меня, пожалуйста, а потом расскажите о жизни в вашей группе».

– Ребята, вы хотите узнать, кто играет с нами в прятки? Таинственный герой оставил подсказки, чтобы мы могли его найти.

3) Выполнение первого задания «Кто что делает?».

Воспитатель показывает пиктограмму со схематическим изображением шкафа и одежды.

– Как вы думаете, куда нам надо идти? Что может означать эта картинка? (Это раздевалка)

Идут к двери раздевалки. На двери – мнемотаблица к стихотворению «Гномики». (Рис. 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Чтобы открыть дверь, нужно рассказать стихотворение, которое зашифровано на этой картинке.

«Читают» мнемотаблицу к стихотворению «Гномики» и рассказывают это стихотворение:

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

1, 2, 3, 4, 5 –

Стали гномики стирать:

Токи – рубашки, Пики – платочки,

Лики – штанишки, Чики – носочки,

Мики умница был, всем водичку носил.

Выходят в раздевалку.

– Ребята, куда мы вышли? (В раздевалку)

– Что вы делаете в раздевалке? (Одеваемся, раздеваемся, вешаем одежду)

– У каждого из вас есть свой шкаф в раздевалке. Откройте и посмотрите, что есть в ваших шкафах.

Дети открывают свои шкафчики и находят там картинки.

– Что вы нашли в шкафчиках? (Картинки)

– Давайте расскажем, кто и что делает на картинках.

Игра «Кто что делает?» На картинках изображены люди, которые совершают те или иные действия. Дети называют, кто и что делает на их картинке. Например: мама варит суп, мальчик играет с машинкой, девочка моет лицо и т.д.

4) Выполнение второго задания «Покрась правильно» (в рабочих тетрадях).

Воспитатель показывает пиктограмму со схематическим изображением стола.

– Как вы думаете, куда теперь нам надо идти? Что может означать эта картинка? (Это групповая комната, там, где столы)

Идут к двери раздевалки. На двери – мнемотаблица к стихотворению «На столе стоит чайник». (Рис. 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

– Чтобы открыть дверь и зайти, нужно рассказать стихотворение, которое зашифровано на этой картинке.

«Читают» мнемотаблицу к стихотворению «На столе стоит чайник» и рассказывают это стихотворение:

На столе стоит чайник,

На чайнике – крышечка,

На крышечке – дырочка,

Из дырочки – пар.

Пар – из дырочки,

Дырочка – на чайнике,

Чайник – на столе,

Стол стоит на полу.

Входят в групповую комнату.

– Где мы сейчас? (В групповой комнате)

– Повторите: «групповая комната».

– Что вы делаете в этой части групповой комнаты? (Показывает на игровую зону) (Играем)

– А тут стоят столы. Что вы делаете, сидя за столами? (Кушаем, рисуем, пишем, лепим…)

– Да, правильно. За столами во время завтрака, обеда и полдника вы кушаете, а во время занятий занимаетесь. Давайте мы сейчас позанимаемся, поработаем в тетрадях. (Дети садятся за столы, берут свои тетрадки.) Откройте свои тетради на странице 6. Посмотрите на эту картинку. Сколько здесь гномиков? (7) Что у гномиков белого цвета? (Шапочки) Надо раскрасить шапочки в нужный цвет. Слушайте внимательно и правильно раскрасьте шапочки.

Дети раскрашивают шапочки гномиков в соответствии с инструкцией воспитателя.

– У гномика в розовых штанах голубая шапка.

– У гномика, который рисует дерево, жёлтая шапка.

– У гномика, который сидит рядом с пирамидой, красная шапочка.

– У гномика в оранжевой рубашке розовая шапка.

– У гномика, который играет с машинкой, шапка зелёная.

– У гномика, который прячется, оранжевая шапка.

– Что делает гномик, у которого мы ещё не раскрасили шапочку? (Сидит и читает книжку) У него шапка белая. Что будем делать? (Не будем раскрашивать)

– Хорошо, молодцы.

5) Выполнение третьего задания «Что нужно для умывания?».

Воспитатель показывает пиктограмму со схематическим изображением рук под водой.

– Как вы думаете, куда нам надо идти? Что может означать эта картинка? (Это там, где мы моемся)

– Да, это умывальная комната. Повторите: «умывальная комната».

Идут к двери умывальной комнаты. Чтобы открыть дверь и зайти, нужно называть предметы, которые нужны для того, чтобы быть чистыми и опрятными.

Дети по одному называют предметы для умывания (например, мыло, мочалка, вода, полотенце…) и входят в умывальную комнату.

– Куда мы вошли? (В умывальную комнату)

– Что вы тут делаете? (Моем руки, моем лицо, вытираемся полотенцем)

– Да, правильно.

6) Выполнение четвёртого задания «Найди героя».

Подходят к двери умывальной комнаты. На двери – картинки с изображением кошки, шортиков и шарика.

– Что вы видите на картинках? (Тут кошка, шорты, шарик) Какой звук есть во всех этих словах? (Звук [ш]) Как течёт вода из крана? (Ш-ш-ш-…) Чтобы открыть дверь и выйти, нужно произносить этот
звук.

Выходят из умывальной комнаты в групповую комнату, произнося «ш-ш-ш…». Воспитатель показывает пиктограмму со схематическим изображением кровати.

– Как вы думаете, куда нам надо идти? Что может означать эта картинка? (Это кровать. Надо идти в спальню)

Идут к двери спальни. На двери –
мнемотаблица к стихотворению «Мебель».
(Рис. 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Чтобы открыть дверь и зайти, нужно рассказать стихотворение, которое зашифровано на этой картинке.

«Читают» мнемотаблицу к стихотворению «Мебель» и рассказывают это стихотворение:

Это стол, за ним сидят,

Это стул, на нём сидят,

Вот кровать, на ней лежат,

В шкаф мы вещи убираем,

На прогулку все шагаем.

Входят в спальню.

– В какой мы комнате? (В спальне)

– Что вы здесь делаете? (Спим)

– Кто спит на этой кровати? (Камиля)

– Сколько в этой комнате дверей? (2)

– Я думаю, что нам уже пора узнать, кто от нас прячется. Посмотрите вокруг, нет ли какой-нибудь подсказки.

Дети находят плакат, прикрепленный на обратной стороне двери спальной комнаты. На плакате нарисованы предметы: длинный нос, золотой ключ и букварь.

– Как вы думаете, кто это может быть, чьи это предметы? (Это Буратино)

– Я тоже так думаю. Давайте его поищем. Он, наверное, спрятался от нас где-то здесь. (Ищут по комнате, находят куклу Буратино на одной из кроватей.)

– А вот и он – Буратино. Мы правильно угадали. Поздороваемся с ним: Здравствуй, Буратино! (Дети здороваются с Буратино.)

III. Заключение

– Молодцы, ребята. Вы хорошо справились со всеми заданиями. Ребята, Буратино очень хочет посмотреть, как вы живёте в детском саду, в вашей группе. Можно он останется с вами сегодня? (Ответы детей) Покажите и расскажите ему сегодня, как вы проводите время в детском саду. Хорошо? А на память о сегодняшней деятельности Буратино дарит вам золотые ключики. (Раздаёт самодельные ключики)

– Ребята, вам понравилось выполнять задания Буратино? Что больше всего понравилось? А что нового вы узнали?

– Вы мне тоже очень понравились. А пока наша деятельность окончена. До свидания.    

Зухра РАХИМЗЯНОВА,
воспитатель по обучению русскому языку
I квалификационной категории Карелинского детского сада Балтасинского района
Гульназ ГАТАУЛЛИНА,
воспитатель I квалификационной категории Карелинского детского сада
Балтасинского района
Гелюся ФАЙЗРАХМАНОВА,
воспитатель I квалификационной
категории Карелинского детского сада Балтасинского района
Фото: pixabay

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.