Логотип Магариф уку
Цитата:

Элитный отряд космонавтов в инженерном лицее Казани

Интервью с директором инженерного лицея-интерната при КНИТУ-КАИ имени А. Туполева Динаром Габидуллиным состоялось сразу после экскурсии по зданию, которое очень символично располагается на улице Юрия...

Интервью с директором инженерного лицея-интерната при КНИТУ-КАИ имени А. Туполева Динаром Габидуллиным состоялось сразу после экскурсии по зданию, которое очень символично располагается на улице Юрия Гагарина. Восемь лет назад здесь был открыт специализированный лицей, в который многие родители не только из Татарстана, но и из стран СНГ мечтают отдать учиться своих детей.
Это образовательное учреждение стало известно в России победами лицеистов во всероссийских конкурсах и олимпиадах. В прошлом году оно прославилось запуском на орбиту спутника «КАИ-1». Руководителем проекта стал Динар Дамирович.
«Тот аппарат, который был у тебя в руках и очень скоро должен полететь на высоту 500 км, – это очень волнительный процесс. Сначала волнуешься, правильно ли положили спутник в контейнер, далее – как взлетит ракета», сказал он в одном из интервью федеральному каналу.
Меня удивили компьютерные классы и суперсовременное оборудование, установленное на четвертом этаже в бывшем спортзале. Не удивляйтесь – как ученики обходятся без уроков физкультуры. Их возят на автобусе в спортивный центр «Олимп», где наряду со спортзалами есть плавательный бассейн.
 
– Ваше здание с огромными окнами помню с детства, когда мы проходили в этих краях, торопясь на железнодорожную платформу, расположенную не так далеко…
– Мы открылись в 2015 году и стали первым инженерным лицеем, который в своей образовательной программе уделяет большое внимание развитию начального инженерного образования. Мы – первая школа, которая отобразила это направление в своем названии и в содержании учебного плана. Параллельно с нами появился инженерный центр в Советском районе Казани, и после этого состоялось открытие инженерного лицея в Альметьевске и в других городах Республики Татарстан. В 2022 году в Зеленодольске состоялось открытие школы с инженерной направленностью в дни проведения «августовки».
– В Санкт-Петербурге на базе школы № 777 создан инженерный кластер, в который вошли пять татарстанских школ, в том числе и вы. Об этом мне рассказала директор казанского лицея № 146 «Ресурс» Диляра Каримова. Чем интересно такое сотрудничество?
– В нашей стране появилось много школ с инженерной специализацией. Это – современная тенденция. Мы понимаем, что для дальнейшего технического развития страны необходимо готовить инженеров нового поколения. Страна сильна своим человеческим капиталом. Что сегодня двигает общество? Это – инновации. Они преимущественно создаются инженерами. В России, особенно в последние пять лет, большое внимание уделяется развитию инженерного образования. Это можно увидеть на примере увеличения количества бюджетных мест в вузах. В связи с последними событиями оборонная промышленность переживает реновацию. В свою очередь это отразилось на увеличении внимания к школьному образованию. Руководство многих школ создает инженерные классы и ставит перед собой задачу – воспитать будущих специалистов высокого класса.
Эта тенденция проявилась на примере санкт-петербургской школы «три семерки». Это достаточно новое учебное учреждение, директор которого вышел с инициативой создать инженерный консорциум для того, чтобы объединиться и получить преимущество от сотрудничества. Консорциум – это прежде всего определенный юридический статус. Он объединяет большое количество школ и позволяет выйти с различными инициативами на уровень государства, оперативно поднимать злободневные вопросы. Второе преимущество – это общение с коллегами и преподавателями, создание методических советов и семинаров, проведение встреч, направленных на развитие содержания самого инженерного образования. Когда интересы совпадают, понимаешь, что не только ты один в поле воин. Появляется общность, единение.
– А какие проблемы в плане начального инженерного образования сегодня необходимо решать?
– Поделюсь моим личным видением. Во-первых, нет единых контуров самой образовательной парадигмы. Что такое инженерное образование в школе? Некоторые руководители увеличивают количество образовательных кружков в школах и называют себя инженерной школой. На мой взгляд, инженерная компонента должна проявляться в образовательной программе, отражаться на уроках, например, математики, физики, русского и английского языков, в той культуре, которая культивируется в школе. Есть множество культур – культура научных работников, культура инженеров, языковедов. Все они имеют отличия. Инженерная школа должна погружать ребенка в инженерную среду.
Во-вторых, инженерное направление требует достаточно серьезного вложения для материального оснащения школы. Финансирование должно соответствовать статусу. Если школа реализует инженерно-технический профиль, то финансирование таких школ должно соответствовать. К примеру, только коптеры, которые вы сегодня видели, стоят по 30-50 тысяч. Не каждая школа, которая хочет стать инженерной, может себе это позволить. Стоимость оборудования достигает нескольких десятков миллионов рублей. Нам повезло – нас поддержал Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов. Это позволило нам заниматься инженерным направлением.
В-третьих, это сильнейший кадровый голод. Преподавателей, которые могли бы преподавать серьезные инженерные дисциплины, достаточно мало, и, как правило, они работают в самой индустрии: в инновационных компаниях или в промышленных предприятиях. Переманить их на зарплаты рядовых учителей нереально. Мы выходим из этой ситуации за счет того, что привлекаем магистров и аспирантов, переобучаем их по направлению «Педагогика». Это позволяет нам закрывать «выпадающие» направления. Любой айтишник получает зарплату от ста тысяч и выше. Школы не могут позволить себе содержать таких специалистов. Среди предметов, которые преподаются у нас, есть инженерная графика. Это достаточно специфический профиль, который должны также преподавать мастера своего дела.
– Получается, что кроме стандартной учебной программы у вас есть «эксклюзивные» предметы? В таком специализированном техническом лицее, как ваш, преподавательский состав, наверное, сформирован преимущественно из мужчин?
– У нас есть авторская программа начального инженерного образования, разработанная командой наших педагогов. В составе группы были аспиранты и магистры из КНИТУ-КАИ. Она выражена в нескольких структурных элементах данной программы. Урок технологии проводится за счет дополнительных средств, выделяемых республикой, и преподается в большом количестве наряду с математикой и физикой. Сама образовательная программа по данному предмету переработана нами и соответствует современным требованиям. Технология преподается в проектном виде. Каждый год программа «шлифуется» и совершенствуется. Наряду с этим предметом в обязательную программу каждого ученика включена проектная деятельность, в его расписание. Каждый ребенок должен выполнить инженерно-технический проект, достаточно сложный и технологичный. Мы являемся маленькой школой с особым статусом – у нас учатся всего 200 учеников, которых для поступления к нам отбираем по конкурсу. По итогам экзаменов из 5-7 учеников отбираем одного лучшего. Иногда встает вопрос отчисления, если ребенок не справляется с учебной программой и не может выполнить проект. В составе педагогического коллектива у нас 35 процентов – мужчины. Уроки технологии и проектной деятельности ведут преподаватели-мужчины, среди преподавателей по физике, математике, биологии, химии есть как учителя-мужчины, так и женщины. Эти предметы преподаются у нас по усиленной программе.
– Мой младший сын очень увлечен уроками технологии – в своей школе они с помощью 3D-ручки и цветной проволоки создают модели самолетов. Как у вас выстроены уроки технологии?
– Программа урока технологии строится вокруг четырех основных модулей. Проектируя ее, мы исходили из того, какими компетенциями должен обладать современный инженер. Пришли к определенному мнению и разработали программу из четырех основных модулей. Любой инженер должен нарисовать и начертить тот проект, который он хочет воплотить в жизнь. Соответственно, ребенок должен уметь чертить. У нас в программе есть урок черчения, который идет несколько недель. После его прохождения ученики переходят в профессиональную систему автоматизированного проектирования и работают в профессиональных системах. Когда мы только начинали в 2015 году, были большие сомнения, особенно у преподавателей вуза, смогут ли справиться ученики. «Не все студенты могут это выполнить, не то что школьники», – говорили нам. Наш многолетний опыт показал, что одаренный, увлеченный ребенок с легкостью может освоить на базовом уровне работу в этих программах. Более того, если рассмотреть результаты по направлению WorldSkills, то по инженерной графике наши ученики дважды становились призерами на национальном этапе на всероссийском уровне по направлению «Инженерная графика» среди взрослых, работников предприятий! Они выиграли золото и серебро. Наши лицеисты неоднократно выступали по электронике в составе сборной Татарстана среди взрослых и становились призерами. Регламент этих соревнований позволяет такое участие.
После того как ребенок смог начертить или нарисовать и спроектировать 2D и 3D-моделирование, он должен уметь воплотить свой проект и чертеж с помощью подходящего материала. Фантазия, идея должны превратиться в некий физический объект. На данном этапе основное внимание в образовательной программе мы уделяем тому, чтобы ребенок научился работать руками и знал инструменты. Хороший инженер – это специалист, который прежде всего знает и чувствует материал, знает, как правильно делается та или иная деталь. Нонсенс, когда студент поступает учиться на факультет радиоэлектроники, однако никогда в руках не держал паяльник. Такие примеры случаются. Поверьте, таких ребят в России много. Хороший инженер должен с маленьких лет быть увлечен этим и уметь работать руками.
Курс начинается с ручного инструмента и знакомства с различными отвертками, плоскогубцами и т. д. После этого идет переход к электроинструментам. Сегодня в быту многие ручные инструменты заменяются электроинструментами. Обучаем технике безопасности. Далее – это основы материаловедения на базовом уровне: как их склеивать, как делать стыки и какой клей подходит. Затем происходит изучение электрических схем, микросхем, различных электродвигателей, датчиков, контроллеров. Наконец, идет переход в современную систему. Сегодня никто электролобзиком не пилит. К примеру, смартфоны делаются на автоматизированных установках и аппаратах. На этом этапе учеников знакомим с базовыми технологиями, которые используются на производстве и в области разработки. Например, лазерные технологии. Сегодня все делается на лазерных резаках. Лицеистов обучаем аддитивным технологиям. Индустрия развивается по такому направлению, что вещи будут печататься на 3D-принтерах. К примеру, гаджет буквально выращивается с помощью технологии лазерного спекания, и на глазах растет образец. Есть технологии 3D-сканирования: если нужен чертеж, к примеру, телефона, мы его сканируем с помощью оборудования, и на компьютере получаем 3D-модель. Ученик может обрабатывать этот чертеж. В процессе обучения ученики приобретают навыки изготовления изделий из композитных материалов. Это материалы будущего, к примеру, углепластик. Возьмем современные самолеты, большая часть кузова изготовливается из композитных материалов. Военные технологии делаются из подобного материала, поскольку он легкий, как бумага, и прочный, как металл. Сейчас много стартапов: у людей есть мечта, чтобы ракетные двигатели печатали с использованием этих технологий. Ученики выезжают на предприятия наших партнеров. В Китае началось строительство домов с помощью 3D-технологий.
Сейчас мы запускаем современную лабораторию прототипирования. Это мощные, профессиональные 3D-камеры и сканеры, литье из силикона, формовальные машины для работы с пластиком.

– Хотелось поинтересоваться будущим ваших лицеистов. Не секрет, что лучшие из лучших после окончания школы уезжают из Казани, чтобы поступить в ведущие вузы Москвы, Санкт-Петербурга. Заинтересовано ли руководство КНИТУ-КАИ в том, чтобы ваши ученики стали их студентами. Есть ли повышенные стипендии?
– В нашем вузе политика направлена на привлечение абитуриентов с высокими баллами. Установлены ежемесячные повышенные стипендии, они могут достигать до 15 тысяч рублей. Я объясняю родителям, что их дети прошли через большой конкурс при поступлении к нам в лицей. Отбираются самые сильные. Главное, что ребенок попадает в среду с такими же мотивированными учениками. Это – следующая ступень к развитию. Среди наших лицеистов есть и девушки. В последние годы их процент увеличивается. Выпускники, получившие образование по нашей программе, в дальнейшем поступают в технические или айти вузы. Наши преподаватели нацелены на высокий результат. По итогам этих факторов мы получаем высокобалльников – в прошлом учебном году средний балл у нас составил 84 по предметам: математика, физика, информатика. Ежегодно у нас есть стобалльники. Для таких учеников проблема поступить в лучший вуз не стоит. Обучаясь у нас, они участвуют в олимпиадах и становятся призерами. Каждый второй ученик является призером или победителем всероссийских олимпиад или конкурсов. Это дает плюс десять баллов при поступлении в большинство вузов страны. Вузы борются за таких будущих абитуриентов.
– При вашем инженерном лицее имеется интернат. Откуда к вам приезжают учиться? Как родители узнают о возможностях и образовании, которое получают ваши лицеисты?
– Согласно нашей статистике, к нам приезжают учиться из десяти российских регионов, среди них: Оренбургская область, Астраханская область, Республика Башкортостан и Казахстан. Приезжают и из Москвы. Вы спрашиваете, как узнают о нас?
Наши ученики ездят на серьезные конкурсы в российские регионы. Там происходит знакомство учеников друг с другом. Учителя общаются со своими коллегами и узнают о нас. Они рассказывают о нашей учебной программе и возможностях, которые получают лицеисты после успешного завершения обучения. Родители учеников из других регионов, можно сказать, рекламируют нас своим друзьям и знакомым, дают информацию о лицее. Каждый год поступают несколько детей из тех регионов, в которых есть наши ученики.
Информация распространяется и через СМИ. В этом году прошла информация на федеральных каналах о том, что мы запустили спутник под названием «КАИ-1». Я был руководителем этого проекта.
Когда мы только приступили к его разработке, была поставлена задача: спутник должен передавать на Землю снимки, которые позволят глубже изучить нашу планету, проводить точный метеорологический анализ и углубиться в особенности северного сияния. Небольшая 30-сантиметровая модель спутника оснащена пятью камерами, что позволяет ему вести видеосъемки с орбиты и измерять температуру.
Мы являемся инженерным лицеем-интернатом КНИТУ-КАИ. Именно в этом вузе, который известен в нашей стране и за рубежом, впервые в истории страны была открыта кафедра ракетных двигателей.
– Спасибо за экскурсию, которую вы провели сегодня по зданию, и за знакомство с вашими лабораториями! Какие гранты вы выиграли?
– В 2021 году мы выиграли самый дорогой грант в истории лицеев стоимостью 245 млн рублей и получили статус специализированного учебного научного центра. Таких школ в России всего лишь десять. Статус нашей школы закреплен в законе об образовании. Существуют другие типы образовательных учреждений и отдельно – специализированные научные центры. Идея проекта в том, что федеральное Министерство науки и высшего образования, которое является учредителем вузов, в течение трех лет отбирало 10 школ по всей стране, которые работают в составе вузов. На их развитие было выделено несколько миллиардов рублей, и мы попали в их число. Таким образом, полученный статус СУНЦа[1] дал нам существенные права и возможность провести ремонт и осуществить оснащение. У нас обеспечено бесплатное питание детей. После окончания срока гранта в этом году, ожидается, что по предложению российского правительства СУНЦы перейдут под крыло федерального министерства и будут получать федеральное финансирование. Будет обеспечиваться бесплатное питание и проживание. Об этом недавно в своем интервью сказал Председатель Правительства России Михаил Владимирович Мишустин.
– Мы сегодня больше обсуждали конкурсный отбор учеников для поступления в ваш лицей. А как произошло ваше назначение на пост директора лицея?
– Я родился в Набережных Челнах и учился в прекрасной школе – в татарской гимназии № 54. В те годы все обучение велось на татарском языке. Моим первым преподавателем в начальной школе была заслуженный учитель Республики Татарстан, великолепный преподаватель Зальфира Исхаковна Замалетдинова. Три ее ученика работают на руководящих позициях в образовательной системе Татарстана. Ильнар Хайдаров – мы с ним одноклассники, депутат Госсовета РТ Нияз Гафиатуллин, который нынче возглавляет Международную школуКазани, и я. Мы вместе начинали работать. Роль школы, педагогов и нашего классного руководителя, Габдулвалиевой Гузалии Рафковны, очень высока. В нашей школе активно использовались по тем временам современные методики преподавания. К нам на уроки приходил видный поэт Виль Суфиянович Казыханов, он работал в нашей школе. Для нас, учеников, была создана прекрасная среда. Думаю, что обучение в такой культуре нам очень много дало для развития и для интеллекта. Далее я учился на физическом факультете КГУ, работал в Казанском физико-техническом институте им. Е. Завойского при Российской академии наук. Обучаясь в аспирантуре, параллельно начал работать в известной казанской гимназии № 19 учителем физики. Вскоре меня назначили заместителем директора по информатизации, и после моего выступления на августовском педсовете Альберт Гильмутдинов, который в это время с поста министра образования Татарстана перешел на пост ректора КНИТУ-КАИ, пригласил меня возглавить Управление довузовского образования этого вуза. Меня привлекло и то, что уже тогда началась работа по созданию инженерного лицея.
Моей задачей стало выстраивание партнерских отношений со школами Казани и привлечение сильных абитуриентов в КНИТУ-КАИ. Альберт Харисович, сегодня он помощник Раиса Республики Татарстан, является автором курса «Уроки лидерства». По его словам, а он является автором десятков научных монографий, это его самое главное произведение. Фактически это готовый учебник о том, как с детьми говорить о мотивации, саморегуляции, управлении временем, целеполагании, выстраивании отношений с родителями и друзьями. Я сам преподаю эти уроки лидерства в 10-х классах. Книга отлично подходит всем взрослым. Ряд школ работают по программе «Уроки лидерства».
Когда создавался инженерный лицей, меня также привлекли к работе. Первым директором стал Рамис Зарипов. После того как его пригласили возглавить проект в Ялте, на вакантное место одобрили мою кандидатуру. Я возглавляю инженерную школу с 2016 года. Через год был построен и открыт интернат. Наш ректор Тимур Алибаев также поддерживает наши идеи и проекты и активно участвует в развитии школы.
– Есть ли такая возможность встретиться с Раисом Татарстана Рустамом Нургалиевичем? Собирает ли он лучших директоров школ и лицеев к себе на аудиенцию, чтобы обсудить насущные проблемы и вопросы будущего? Может, у вас есть заветная мечта?
– О таких встречах мне не известно. Зато почти ежегодно мы встречаемся с ним во время «августовки» и когда правительственная делегация приезжает непосредственно к нам в лицей. Ежегодно на различных коллегиях, куда нас приглашают, у меня есть возможность увидеться с Рустамом Нургалиевичем, поздороваться и переговорить (при необходимости). Он сильно поддерживает наше учебное заведение. Для нас очень важна его поддержка.
У нас позитивный опыт. Относительно мечты… Мы немножко не помещаемся в стены этой школы и готовы расширяться.
– Может, пришло время открыть свой филиал? Мне довелось объехать большую часть школ Казани и в районах Татарстана. Нет ли такой возможности создать филиал вашего лицея в центральной части Казани. Тенденция складывается таким образом, что в центре нашей столицы преобладают классические школы, тогда как пришло время открывать инновационно-образовательные организации с современными лабораториями. Подобного оборудования, как у вас, мне встречать не доводилось.
– С инициативой открыть филиал мы не выступали. Думаю, вскоре созреем, нам становится тесновато, и тот опыт и потенциал, которые у нас есть, могли бы использованы на 300-400 детей. Это в два раза больше нынешнего количества учеников. Идеальный размер школы, который управляется и в котором можно делать качественную систему образования. В Татарстане сегодня потребность в массовых школах, особенно в новостройках. Они преимущественно многопрофильные. У нас авторская программа, компактный лицей. Ее концепция в обычной школе, рассчитанной на 1500 человек, потеряется. Своих лицеистов я называю отрядом космонавтов. Начиная с момента поступления в 5 класс и заканчивая выпускными экзаменами в 11 классе, у них образовательная программа очень жестко расписана.

Сюмбель Таишева


[1] СУНЦ – специализированный учебно-научный центр.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ