Логотип Магариф уку
Цитата:

Синдром дефицита внимания и гиперактивность: как выявить у своего ребенка

Повышенная активность ребенка, его непоседливость и взбудораженный настрой зачастую нам кажутся всего лишь проявлениями характера ребенка, говоря проще – естественными явлениями. Однако это может являться серьезным недугом, способным негативно сказаться на будущем ребенка. Как выявить проблему, что делать родителям, к чему может привести промедление? Об этом нам рассказал профессиональный семейный психолог Иван Николаевич МАТРЕНИН.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность?

– Это – расстройство поведения и развития, начинающееся в детском возрасте. Входит в Международную классификацию болезней, разработанную Всемирной организацией здравоохранения. Основная проблема этого недуга в том, что он появляется еще в детстве, а лечение его – трудный и долгий процесс.

– В чем этот синдром выражается?

В качестве основных симптомов СДВГ стоит отметить высокую активность ребенка. Наверняка, встречали детей-непосед, поведение которых подвергает, мягко говоря, в шок. Однако шаловливость не является единственным признаком. Ребенок быстро отвлекается, проделывает необходимую работу на 90 %. Причина тому – проблемы с вниманием, а подобная практика постепенно приводит к падению качества его деятельности. Это касается всего – неважно, занимается он письмом, чтением или любой другой деятельностью, требующей усвоения правил и кропотливого следования им. Ребенок не удерживает внимания на деталях, не слушает обращенную к нему речь, постоянно забывчив и не организован. Объяснение этого лежит в том, что малыш часто отвлекается на посторонние стимулы.

Следующая ярко выраженная черта – это гиперактивность. Дети с ярко выраженным СДВГ часто суетливы, беспокойны, для них проблематично усидеть на одном месте. Эта повышенная активность ребенка зачастую не имеет определенной цели. Он может бегать, носиться ураганом по всему дому или классу, зачастую не имея какой-то конкретной цели. То есть поведение ребенка часто выходит за рамки дозволенного, мешает другим и вредит ему самому.

Третий симптом – это импульсивность. Мы уже говорили о бесцельной активности ребенка, переливающейся через край энергии. Импульсивность является синтезом двух предыдущих черт. Она становится паттерном к ненормальному поведению ребенка, часто вызвана отсутствием контроля, в ответе на конкретные требования. Ребенок может выкрикивать ответ, не дослушав до конца вопроса. Ему трудно дожидаться своей очереди, он вмешивается в разговоры, в игры, в целом, мешает другим. Параллельно, он становится нетерпим, чрезмерно требовательным.

Изложенное выше ведет к выпадению ребенка из общества, поскольку окружающие негативно оценивают его поведение. Таким образом, выходящая за рамки энергия выводит самого ребенка за рамки общества.

– Как может выражаться СДВГ у детей постарше?

– Поскольку меня часто приглашают в школы на групповые занятия, я стараюсь подвергать анализу деятельность своей аудитории. Нередко я встречаю ребят, абсолютно не участвующих в занятии, не слушающих ни рассказчика, ни одноклассников. Ребенок часто оборачивается, старается завести диалог с соседом, всем своим видом демонстрирует незаинтересованность. В подобных случаях я стараюсь привлечь его внимание условием, или сделкой определенного толка, то есть если он будет слушать, он будет вознагражден. Во время занятия я могу проследить, как его концентрация постепенно падает. Сначала забегают глаза, потом начнет вращаться голова, и всё, внимание ребенка потеряно.

Причина этого – отсутствие практики усидчивого занятия, привычки. С возрастом, когда ребенку необходимо брать на себя больше ответственности, усерднее работать над выполнением определенных задач, его асоциальное поведение может трансформироваться и стать делинкветным. Грубо говоря, он не просто окончательно перестанет вписываться в нормальное общество, а уйдет в другое, маргинальное или криминальное. Туда, где все межличностные отношения упрощаются и всё регулируется правом сильного. Подобные случаи часто встречались в моей следовательской карьере.

Как диагностировать СДВГ?

Самостоятельно – никак. Говоря о данном синдроме, стоит сказать, что это медицинское явление, и диагноз ставит только врач. Однако существует ряд практических мер, которые родителям по силам. В первую очередь – это наблюдение, причем длительное. В зависимости от ситуации, может длиться полгода, год. Необходимо отметить и охарактеризовать поведение ребенка в разных условиях, отличающихся от привычных. Стоит обратить внимание и на его отношения с друзьями, ближайшими родственниками. Если его поведение отличается дома и, например, у бабушки, следует вскрыть причины этого. В процессе вашего наблюдения можно получать консультации и следовать советам специалиста.

Если подозрения оправдались, можно смело записываться на прием к педиатру, поделиться с ним своими опасениями, результатами наблюдений. Далее вас могут ожидать приемы и у других врачей, например, у невролога. В финале вас ждет принятие решения о диагностировании заболевания, или, наоборот, врач сумеет развеять все ваши опасения.

– Говоря об СДВГ, мы всегда имеем в виду детей, но может ли это проявляться и в поведении взрослых?

– Конечно. Радует смягчение симптоматики при переходе из подросткового периода во взрослую жизнь. Есть предположение, что СДВГ является следствием изменений в гормональной системе человека, поэтому при окончательном созревании организма симптомы пропадают. Однако если этого не происходит, то становится тем, кто портит всем настроение.

При сильных проявлениях болезни они не находят себе социально приемлемого занятия в жизни. Большую роль играет то, что общество навешивает на подобных людей ярлык, а сам страдающий гиперактивностью перестает каким-то образом доверять социуму. Он от него отчуждается, перестает верить, что его могут как-то полюбить или взять на работу. Человек видит в обществе четко выраженный образ врага, а сам во многом напоминает взрослого ребенка.

– Что делать родителям, чтобы избежать подобного?

– В первую очередь необходимо понять, что наказания, выговоры, ссоры не помогают в случае диагностированного заболевания. Ребенок просто не может повлиять на собственное стихийное поведение, следовательно, задача родителя – его систематизировать.

Начать стоит с малого, например, четко и ясно формулировать указания. Краткость в вашем случае пойдет на пользу, поскольку ребенку проще будет понять, что от него требуют сделать.

Следующим шагом должно стать упорядочивание режима дня малыша. Также четко и ясно прописать, когда есть, спать, заниматься и играть. Системное поведение ребенка позволит ему сосредоточить время на конкретном занятии.

Чтобы корректировать поведение ребенка, можно ввести систему поощрений, награждать его за выполненную работу, за соблюдение режима. Вообще, в целом, одобрительное отношение родителей играет не последнюю роль в нормализации поведения. Если ребенок чувствует положительную оценку его личности, его действий, это снабдит его дополнительным стимулом дальше идти по пути дисциплины и самоконтроля.

Тем же принципам должен следовать взрослый человек с симптоматикой СДВГ. Там, где не работает память, есть ручка и блокнот, способные вместить все, что не может голова. Он должен работать с собственными эмоциями, научиться их выражать без вреда для окружающих. В конце концов, это заболевание, имеющее две стороны. Если подойти к проблеме осознанно, можно неусидчивость превратить в любознательность, гиперактивность – в энергичность, импульсивность – в эмоциональность. У каждой медали две стороны, и каждый для себя решает сам, с какой стороны стоит ее носить.

 

Инсаф ГАЛЯУТДИНОВ

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ