Поддержка системы образования – главный приоритет республики и страны

Ровно 20 лет назад в августе 1996 года в Сармановском районе прошло первое республиканское совещание работников образования и науки с участием руководства республики и главного педагогического состава. С тех пор ежегодно накануне 1 сентября дается негласный старт новому учебному году, где четко обозначаются цели и задачи перед всеми участниками образовательного процесса. Какой ориентир установил Президент татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов перед Республиканским Педсоветом?

Нынешнему августовскому совещанию в Лаишево предшествовал ряд совещаний и мероприятий, в двух из которых принял участие Президент Татарстана. Накануне на берегу Волги в городе будущего — в Иннополисе прошел форум «Профессиональный рост и карьера учителя», ключевым моментом которого стал прием молодых учителей в ряды профессионального педагогического сообщества. В этом году впервые прозвучал «Гимн учителя», а клятва учителя была произнесена на двух государственных языках Татарстана.

Во время торжественной встречи с будущими учителями Рустам Нургалиевич сказал: «Мы много прикладываем усилий – и финансовых, и административных,– и много уделяем внимания качеству образования, укреплению материально-технической базы системы образования, привлекаем самые современные технологии. Но все, что мы делаем, не даст никакого результата, если не будет учителя».

2-oblozhka

Сегодня поддержание престижа профессии преподавателя, педагога – один из приоритетов на республиканском и федеральном уровне. Поддержка системы образования и института учительства в финансовой части особой строкой были прописаны в майских Указах Президента России Владимира Путина. В результате заработная плата учителей выросла на 54,8 процента.

По мнению Рустама Минниханова, все уровни образовательного процесса — от детского сада до вуза — должны развиваться синхронно. И в Татарстане этому вопросу уделяется максимум внимания. Консолидированный бюджет сферы образования превышает 71 млрд 400 млн руб. С целью развития инфраструктуры из республиканского бюджета было выделено свыше 3,8 млрд руб., которые были направлены на капитальный ремонт образовательных учреждений и спортивных залов, строительство новой школы в Набережных Челнах и создание безбарьерной среды. Однако если в 2015 году из федерального бюджета на систему образования дополнительно было привлечено около 1,5 млрд руб., то в 2016 году эта сумма уменьшилась до 1 млрд в связи с завершением программы модернизации региональных систем дошкольного образования. За последние 5 лет из бюджета Республики Татарстан на информатизацию образования выделено свыше 1,5 млрд руб., более 700 млн руб. привлечено из федерального бюджета. Это позволило создать одну из лучших IT-инфраструктур образования в России, включая внедрение электронных сервисов, создание электронных баз данных и обеспечение дистанционного образования. Республика участвует во всех 19 федеральных программах в сфере образования. Из них семеро курирует Министерство образования и науки Республики Татарстан, а остальные находятся под патронажем образовательных организаций.

В своем выступлении в Иннополисе Рустам Минниханов подчеркнул, что идет ориентация на человеческий капитал. «Воспитание человека труда и создание условий для самореализации талантов – ключевая задача, прописанная в Стратегии развития Татарстана—2030».

В национальном чемпионате WorldSkills Татарстан представляли 69 участников, 54 эксперта по 47 профессиям. Результатом стало 3-е место после Москвы и Московской области, 24 призовых места, 12 золотых, по 6 серебряных и бронзовых медалей и 4 медали за профессиональное мастерство.

Главная задача, которая стоит сегодня,– это синхронизация процессов в сфере обеспечения экономики республики трудовыми ресурсами и достижение сбалансированности рынка труда. Для этого необходимо руководствоваться стратегией развития республики, а руководители отраслевых министерств, органов местного самоуправления должны прогнозировать потребности в кадрах в соответствии с муниципальными программами развития, четко осознавать потребность инвесторов в кадровых ресурсах.

«Для того, чтобы прыжок из символа стал реальностью, мы намерены реализовать ряд программ, обеспечивающих накопление и развитие человеческого капитала. Современная система образования, качественное здравоохранение, самобытная культура, высокооплачиваемая и интересная работа станут теми факторами, которые обеспечат нам приток лучших профессионалов и создадут комфортные условия для их жизни и работы в нашей республике. Особое внимание уделено талантливой молодежи, которой предстоит строить Татарстан будущего».

На сегодняшний день точками роста в республике являются Камский инновационный территориально-производственный центр «Иннокам», специализирующийся на нефтепереработке, нефтехимии и автомобилестроении. Это такие предприятия, как «Аммоний», «ТАИФ-НК», «ТАНЕКО», ПАО «КАМАЗ», ПАО «Татнефть». В Камском индустриальном парке «Мастер» зарегистрированы 252 резидента и создано 5 тыс. рабочих мест. Его опережает расположенный в Казани технополис Химград с 265 резидентами и 7 тысячами рабочих мест. В особой экономической зоне «Алабуга» работают 48 резидента. И все они нуждаются в высокопрофессиональных кадрах.

С этой целью в Татарстане создано 14 ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных специалистов для приоритетных отраслей экономики республики, шесть из которых активно работают. Сегодня требуется повышение роли высшего образования в Камской и Альметьевской зонах. Для этого нужно создать современные образовательные и инжиниринговые центры для подготовки кадров и проведения исследовательских работ на базе филиалов ведущих вузов: для машиностроения в Набережных Челнах (КПФУ), для нефтехимии в Нижнекамске (КНИТУ-КХТИ) и подготовить проект по созданию структурного подразделения КФУ в Альметьевске на базе нефтяного института «Высшая нефтяная школа».

Со своей стороны, руководители образовательных организаций при проведении набора в учреждения должны учитывать существующий и будущий спрос на те или иные виды профессий. «Уникальную возможность сопоставить уровень умений и навыков наших учащихся международным стандартам мы получаем в рамках подготовки и участия в мировом чемпионате рабочих профессий, который состоится в 2019 году в Казани», – продолжил свое видение Рустам Минниханов. – В движении WorldSkills наша команда в числе лидеров по стране. Однако даже наши лучшие ребята – победители национального чемпионата – не дотягивают до мирового уровня». В этих целях необходимо методично и системно работать в части внедрения мировых стандартов в образовательную практику. Кроме того, остается проблемой уровень владения английским языком, как учащихся, так и педагогов.

В национальном чемпионате WorldSkills Татарстан представляли 69 участников, 54 эксперта по 47 профессиям. Результатом стало 3-е место после Москвы и Московской области, 24 призовых места, 12 золотых, по 6 серебряных и бронзовых медалей и 4 медали за профессиональное мастерство.

Приоритетом в образовательной политике республики было и остается национальное образование.

Татарстан Республикасы Президенты Рөстәм МИННЕХАНОВ:

«Күпмилләтле республикабызда милли мәгариф системасының нинди шартларда һәм юнәлешләрдә үсүе мөһим урын алып тора. Күптән түгел генә милли мәгариф концепциясе кабул ителде. Әлеге концепция милли мәгарифне үстерү өлкәсендә стратегик документ булып саналырга тиеш. Дәүләт программалары кысаларында аны шактый күләмдә финанслау карала. Якын арада тәҗрибәле укытучылар, галимнәр һәм җәмәгать эшлеклеләре белән берлектә бу концепцияне гамәлгә ашыру планын булдыру кирәк булачак».

Как отметил Президент, педагогическое сообщество было и остается движущей силой любого государства. Вопросы педсовета соответствуют курсу развития республики. Сегодня у педагогов республики есть развитая сеть учреждений; сложившиеся методики, практика и сбалансированный кадровый состав. Необходимо наращивать воспитательный потенциал дошкольного образования и обеспечить равные стартовые возможности всем детям независимо от состояния их здоровья, места проживания и социального статуса родителей.

Перед Министерством науки и образования РТ поставлена задача избегать формального подхода при анализе деятельности образовательных учреждений («управление по цифрам»), поскольку качество работы учителя невозможно повысить только за счет соревновательности. В ряде министерств наблюдается тенденция, когда оценка деятельности учреждений дается исходя из критериев, на основе которых формируются красная, желтая и успешная зеленая зоны. Важно учитывать расположение, контингент учащихся и педагогов, месторасположение школ. Как сказал Рустам Минниханов, следует обеспечить методическое сопровождение школ, занимающих слабые позиции, работать над повышением квалификации педагогов; тиражировать наиболее удачные практики и поощрять профессиональные сообщества. Самый главный приоритет заключается в обеспечении безопасности детей по всем критериям.

Путь татарстанской педагогики – это путь доверия, профессионализма и общей ответственности за результат. В завершении Рустам Нургалиевич поздравил педагогов с новым учебным годом и пожелал всем творческих успехов.

 

7-1-bit

Сюмбель ТАИШЕВА

Добавить комментарий