Останется ли татарский лишь факультативом?

 

На протяжении последнего месяца средства массовой информации, в том числе и наш журнал «Магариф», газета «Ватаным Татарстан», тщетно пытались взять комментарий от Министерства образования и науки РТ в связи со сложившейся ситуацией по преподаванию татарского языка в школах. Были проведены круглые столы, посвященные преподаванию  русского и татарского языков, участники которых дали разъяснения, в том числе по правовым вопросам. Однако сотрудники профильного министерства и Рособрнадзора все проигнорировали.  Хотя, как неоднократно говорил министр, закон на нашей стороне.

view_3148387_2515391

Как сказал наш эксперт Марат Лотфуллин: «Нормативные привилегии языков народов РФ также могут быть установлены Конституциями и законами республик РФ о государственных языках республик РФ. Так, например, Конституция Республики Татарстан (ст.8, п.1) устанавливает, что «Государственными языками Республики Татарстан являются равноправные татарский и русский языки». Данное положение также закреплено в ст.3 Закона РТ «О государственных языках РТ и других языках в РТ». Исходя из этого, и татарский язык как государственный язык РТ является одним из языков народов РФ (в том числе родным языком татар) с законодательно установленной привилегией его обязательного использования в разных сферах жизни» (более подробно: http://magarif-uku.ru/problemy-prepodavaniya-gosudarstvenn/).

К слову, в республике хорошо развита сеть общеобразовательных организаций с родным языком обучения и с изучением родных языков. В частности, по данным Министерства образования РТ, 742 школы с татарским языком обучения, 95 – школы с чувашским языком обучения и изучением чувашского языка;

28 – школы с удмуртским языком обучения и изучением удмуртского языка;

20 – школы с марийским языком обучения и изучением марийского языка;

3 – школы с изучением мордовского языка;

1 – школа с изучением языка иврит;

1 – школа с изучением башкирского языка.

Педагогическое сообщество республики все время работало под крылом Министерства образования и науки РТ, которое, как оно считает, в этот раз полностью отстранилось от них, поставив в шок директоров учебных учреждений. По нашим данным, в нашей республике работают около 30 тысяч учителей и воспитателей, из них около пяти тысяч педагогов татарского языка. В случае введения лишь факультативного обучения татарского языка, по разным оценкам увольнение грозит от 2400 до 2800 педагогам, другими словами это составляет 50% от этого сообщества. И это на фоне неоднократных сообщений о создании новой Ассоциации татарских педагогов, документы на регистрацию которой несколько месяцев, по данным Минобрнауки, находятся в Минюсте России. А что же происходит наяву? Получив предписания прокуроров района, директора школ были вынуждены выбрать на свое усмотрение одну из четырех существующих программ и внести изменения в учебную программу. Многие родители надеются, что избрав вариант №1, дети перейдут на пятидневку. Велик соблазн! Однако, как говорят наши эксперты, этому не бывать: на их место будут поставлены новые предметы.

Зато кругом проверки. И это начало происходить всего лишь через месяц после начала учебного года, красивых школьных линеек, где хвалили учителей, и после Дня учителя, где награждали лучших педагогов и делали им комплименты! Что же произошло такого, что из коллег педагоги вдруг  стали виновниками?

К нам в редакцию обращались учителя и директора школ и из Казани, и из районов Татарстана, которые открыто говорили о том, что в профильном министерстве никто не хочет с ними общаться, вся переписка идет через директорскую группу в WhatsApp. В школах сами учителя не могли дать конкретный ответ на вопросы взволнованных родителей. В каждой школе ситуация отличалась от другой.

На заседании Государственного Совета РТ, которое прошло 26 октября, к собравшимся депутатам обратился Председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров со следующими словами: «Сложившаяся сегодня ситуация может вообще прекратить преподавание на татарском языке. В этой связи общественность, учителя, родители школьников, представители интеллигенции проявляют озабоченность и обращаются к разным организациям. И Всемирный конгресс татар каждый день получает обращения. Сегодня уже звонят и просят внести ясность по данному вопросу не только жители республики, но и из других регионов, из зарубежных стран. Они все высказывают свое мнение. Больше у нас нет прав отступать в вопросе о преподавании на татарском языке. Если не будет языка, не будет и национальности. Всемирный конгресс татар поддержал идею школ, членов Национальной Шуры, сограждан, довел его до общественности и принял обращение».

Мы – журналисты, будучи родителями школьников, как и педагоги, все это время оставались и сегодня остаемся в подавленном настроении. До сих пор не верится, неужели татарский может остаться лишь как факультативный предмет или наши дети будут довольствоваться лишь тремя часами татарского языка и литературы?  Еще возникает вопрос, будет ли создан Национальный педагогический институт, если в старших классах предлагается (как в резолюции, подготовленной вчера на «представительном совещании» в Доме дружбы народов РТ, куда опять таки не пригласили ни одного представителя СМИ) полностью отказаться от татарского? Как планируется в будущем готовить национальные кадры, в которых так нуждаются школы и не только? И неужели наши дети априори должны будут после 9 класса уходить сначала в педколледжи, чтобы стать педагогами? А как же быть с политехническим направлением, о котором так долго говорят наши аксакалы?

Мы всегда радовались успехам наших учителей, независимо от того предмета, какой они преподают. Президент Рустам Нургалиевич Минниханов всегда уделял большое внимание поднятию престижа профессии «педагога». Было учреждено много разных грантов, таких как  «Учитель-эксперт», «Учитель-наставник» «Учитель-мастер», «Старший учитель».

И вдруг  такая «порка» со стороны Прокуратуры, которая может опустить статус учителя, как ранее статус журналиста в глазах у чиновников.  Ведь в этом году, в отличие от всех предыдущих лет министерство не соизволило пригласить на самое главное событие года – Августовское совещание ни одного редактора газеты или журнала. А профессиональный праздник – День учителя не смог увидеть ни один журналист, кроме телевизионщиков и фотографов. А победителей главного конкурса среди сельских татароязычных учителей «Авыл укытучысы 2017» (кстати, среди организаторов значится Минобрнауки РТ) публично пригласили в «Корстон» на праздник с участием Президента Татарстана Рустама Минниханова 6 октября 2017 года, но при этом отказались дать билеты. Вот такая правда!

В этой связи примечательно высказывание директора 102 гимназии Казани Ирины Баковой, высказанное сегодня на заседании Госсовета Татарстана:  «Я как директор школы выражаю боль от того, что мы сами два месяца находимся наедине с этой проблемой. Мы провели собрании, в течение недели сменили учебные планы. Сделали только половину работы и с 7 ноября должны ввести его в действие (новый учебный план). В течение осенних каникул мы должны изменить полностью часовую нагрузку, образовательную программу и рабочую программу педагогов русского и татарского языков».

Как обещали народные избранники сегодня, языковой вопрос будет рассмотрен в ближайшее время после продуктивной работы Правительства Татарстана  и республиканского Минобрнауки. Надеемся, что журналисты не останутся в стороне и узнают первыми о принятом решении.

Редакционный материал

One thought on “Останется ли татарский лишь факультативом?

  1. Народное образование это не такая сфера, которая может действовать в втихаря и в принимать решения в задворках.Министерство образования и науки должно быть самым открытым ведомством. О том , что учебники татарского языка для школ очень сложные даже для учителей, говорилось давно. Очень жаль, что этот вопрос не решился вовремя и образовательный конфликт превратился в идейный и даже политический. Если сегодня для некоторых учеников национальность стала оскорбительным словом, это может привести не предсказуемым последствиям А жаль!.

Добавить комментарий