Логотип Магариф уку
Цитата:

Сюмбель ТАИШЕВА. Центр вселенной. Непокорившееся «СОлНЦе»

В этом году одному из самых нестандартных, следующих европейской модели образования учебных учреждений – Школе «СОлНЦе» – исполнилось пять лет. На заседании Госсовета Прокурор Татарстана Ильдус Нафико...

В этом году одному из самых нестандартных, следующих европейской модели образования учебных учреждений – Школе «СОлНЦе» – исполнилось пять лет. На заседании Госсовета Прокурор Татарстана Ильдус Нафиков назвал ее единственной школой, не выполнившей прокурорские предписания. Мог ли ее руководитель Павел Анатольевич Шмаков, воспитывающий свободно мыслящих учеников, имеющих активную гражданскую позицию, поступить по-другому и изменить своим принципам?

 

Однако языковой кризис, как ни странно, породил не только проблемы, но и, напротив, решил одну из главных. В мае Президент Татарстана Рустам Минниханов осмотрел строящийся пристрой школы, в котором будет размещаться столовая для детей.

 

 

– В последние годы в стране наблюдается тенденция, когда талантливая молодежь и высококлассные специалисты стремятся иммигрировать за рубеж. Вы, выпускник МИФИ, уехали в 2000 г. в Финляндию, получили второе высшее образование в старейшем Университете Хельсинки (University of Helsinki). В 2009 г. ученики школы имени финского драматурга и писателя Алексиса Киви выбрали вас лучшим учителем. И вдруг спустя одиннадцать лет успешной и плодотворной жизни за рубежом Вы решили вернуться на свою историческую родину в Казань. Как это произошло?

 

 

– Через год после окончания факультета экспериментальной и теоретической физики, вернувшись из Москвы в Казань, я начал работать в физико-математической школе «Квант» . А спустя девять лет с 1992 по 2000 гг. стал директором Академического колледжа при КГУ.

 

 

Почему уехал? Меня дважды увольняли, в 1997 и в 1999. Сегодня это ни для кого не секрет, что тогда у меня сложилась непростая ситуация с бывшим мэром Казани. В начале 90-х я предложил создать в столице школу для одаренных детей со всего Татарстана, в том числе из сельских районов. Мою идею поддержал первый Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Даже вышло постановление Правительства о создании лицея. Однако позиция Камиля Исхакова была противоположной.

IMG_5067

 

 

О том, что меня уволили, узнал, будучи в зарубежной командировке в Зальцбурге. Мне довелось там пить кофе с Хиллари Клинтон. Вернувшись с международной конференции, я вынужден был воспользоваться своими связями и направить своим иностранным друзьям и коллегам письма с просьбой о поддержке. Пришел ответ и из офиса Белого Дома. К счастью, вскоре всем пришлось сообщить, что ситуация нормализовалась и меня восстановили в работе. И вскоре на одном из совещаний Президент сделал замечание мэру в связи с ситуацией с нашей школой. А сам Минтимер Шарипович распорядился предо- ставить нашей школе еще одно здание. Тогда именно у нас появился первый класс с преподаванием предметов на татарском языке. Мне удалось собрать коллектив единомышленников – талантливых педагогов Юрия Королева, Сайяра Утяганова, которые нынче успешно готовят олимпиадников по математике, Наиля Афлетонова. Было сложное время вследствие того, что городское управление народного образования не выделяло финансирования и три месяца не было возможности платить зарплату учителям.

 

 

После того,как по этой причине в 1999 г. меня снова уволили, я переехал работать в московскую школу № 734 под руководством Александра Тубельского. Он возглавлял это учебное заведение более 20 лет, и по его инициативе на базе школы и детсада было создано Научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения». Сегодня она носит его имя. Я считаю ее самым лучшим, демократическим учебным заведением в тогдашней Москве, поскольку всем ученикам было предоставлено право участвовать в управлении школой и самостоятельно определять образовательную программу. Были созданы школьные институты самоуправления, педсоветы были заменены на педагогические пленумы, отменены домашние задания. Конфликтные ситуации решались самими учениками во время Суда чести.

 

 

Я был сравнительно молод. Хотелось больше изнутри узнать зарубежную школу в части демократизации системы народного образования. Я женился и уехал в Финляндию. Пришлось заново учиться. Поступил на вечернее обучение в педучилище, работал помощником учителя, изучил финский язык. В 2006–2010 гг. работал преподавателем математики, физики и химии в школах Хельсинки, Вантаа, Эспоо. В 2009 г. ученики школы имени Алексиса Киви в Хельсинки тайным голосованием выбрали меня лучшим учителем. В то время я вел занятия по физике и математике, а также бесплатно вел кружок «забавная математика». Впоследствии на эти кружковые занятия был выделен грант. Там я начал писать докторскую на тему «Юмор в математике» , однако она так и осталась незаконченной. Вот все ещё лежит на столе.

 

 

В один из дней в Финляндию приехала делегация из Казани во главе с новым мэром Казани Ильсуром Метшиным. Он попросил организаторов показать ему самую продвинутую школу и познакомить его с лучшим педагогом. Наверное, он был удивлен, что лучшим учителем являлся выходец из Казани. Полтора года он уговаривал меня вернуться на родину и, возглавив лицей, вывести его на европейский уровень. «Представьте, что я золотая рыбка, которая исполнит ваше желание», – сказал он мне в 2011 году.

 

 

«Меня увольняли за желание создать интернат для сельских детей. Пусть бу- дет открыт, хотя бы небольшой»,– отве- тил я и вскоре стал директором лицея им. Н. Лобачевского при Казанском университете. Помещение под интер- нат было найдено, и начался ремонт.

 

 

IMG_4841– Обычно люди в таких случаях просят для себя «подъемные» – высокую зарплату, квартиру или другие личностные блага. Вам сохранили хотя бы «капиталистическую» зарплату?

 

 

– Там она равнялась трем тысячам евро, что по нынешнему курсу составляет более 220 тыс. рублей. Эта зарплата несравнима с нынешними сорока тысячами. Ну что поделать, как говорят, где-то теряешь, где-то находишь… В конце концов мне удалось осуществить проект, о котором мечтал.

 

 

– В 2011 году, достигнув своей цели возглавить одно из самых престижных учебных заведений Казани, Вы там долго не продержались. Вскоре покинули его и создали Специализированный Олимпиадно-Научный Центр «Школа СОлНЦе». Не тяготит ли Вас ярлык «скандалист»? Ведь среди педагогического сообщества нередко услышишь: «Где Шмаков, там скандал, там борьба...»

 

 

– В своей жизни я следую девизу великого флорентийца Данте: «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно!». Если помните, эти слова были взяты К.Марксом в качестве эпиграфа к I тому «Капитала».

 

 

Я всегда боролся за справедливость. Скажу честно, я не люблю давление, тем более когда оно несправедливое. В лицее им. Н.Лобачевского точкой преткновения стал принцип приема учеников в лицей. Окружение мэра, его деловые партнеры хотели, чтобы их дети учились в лицее, у нас говорят, по блату, независимо от результатов на вступительных экзаменах и знаний. А моей задачей было создание учебного заведения для интеллектуально увлеченных детей, воспитать в них активную гражданскую позицию и дать отличные знания. Сегодня у нас в школе

 

 

«СОлНЦе» учатся много талантливых детей, интеллектуально развитых и высоко- мотивированных. Мы гордимся своими выпускниками. Олеся Балтусова является помощником Президента Татарстана. Денис Осокин – признанным российским прозаиком, лауреатом многочисленных премий, в том числе премий «Дебют» и «Ника». Руслан Гильфанов стал чемпионом мира по программированию в международном технологическом конкурсе Imagine Cup и теперь работает в Америке. Айрат Бикбулатов – кандидат филологических наук, работает в К(П)ФУ и является автором многочисленных сборников стихов и научных монографий по истории русской журналистики. Всех не перечислишь, добавлю лишь, что несколько человек сегодня являются докторами наук.

 

 

Любовь к педагогике, борьба за правду у меня в крови. Вся моя семья, начиная от бабушки, связана с просвещением. Моей маме, Любови Павловне, исполнилось 94 года. Она всю свою жизнь преподавала русский язык и литературу в казанской школе №5. Сегодня идет давление на родные языки, сокращены часы преподавания татарского языка в школах. А я помню, как в стране в начале 90-х годах проходило сокращение уроков по русской литературе. Для меня ни то, ни другое неприемлемо. Мой папа Анатолий Алексеевич был военным летчиком, у которого на счету к 1945 г. было 195 боевых вылетов. Он, русский, свободно говорил по-татарски.

 

 

Моя бабушка Мария Петровна Минеева была «Заслуженным учителем РСФСР». Долгие годы она работала директором средней школы №2 райцентра Верхняя Пышма в Свердловской области, на протяжении трех лет с 1938 по 1941 гг. являлась заведующим районо Пышминского района. В 1949 г. получила высокую награду – орден Ленина. Помню, я, восьмилетний ребёнок, задавал ей каверзные вопросы о репрессиях. Она, вздыхая, отвечала: «Наверное, заслуженно». Видимо, боязнь за себя, за детей сидела у нее глубоко в душе. Ее жизнь пришлась на пору доносов, и из-за одного такого, несмотря на все заслуги, ее исключили из Коммунистической партии. Поскольку она была лично знакома с председателем Главполпросвета при Народном комитете просвещения, доктором педагогических наук Надеждой Константиновной Крупской, то решила поехать к ней в Москву. Супруга Владимира Ленина не поддерживала репрессии и заступилась за нее, тем самым спасла ей жизнь.

 

 

Дедушка мой Алексей Маркелович был дамским портным. Его брат Андрей Маркелович был замнаркома юстиции Татарии. Он был репрессирован после статьи в «Красной Татарии». Когда его реабилитировали, было уже поздно – он умер в тюрьме. Его дочь Люся была замужем за татарином Анваром Сафовичем Тайсиным, ученым, доктором наук, автором учебника «География Татарстана», который выдержал 22 издания. Дочь его доктор философских наук Эмилия Анваровна Тайсина преподавала философию в Казанском педагогическом институте. Она, кроме русского и татарского, владеет несколькими европейскими языками.

 

 

– На протяжении нескольких лет в образовательной системе нашей республики за образец были взяты и настойчиво реализованы элементы Сингапурской модели. Наверное, были осуществлены значительные вливания… Теперь наши вновь взяли ориентир на финские и шведские школы. Хотя многие талантливые педагоги считают, что в Татарстане правильнее было бы базироваться на учении видного педагога, основателя проблемного обучения в России, доктора педагогических наук Мирзы Исмагиловича Махмутова. Элементы (или принципы) какой системы возможно адаптировать в Татарстане?

 

 

– Я был знаком с Мирзой Исмагиловичем лично и был у него дома в гостях. На мой взгляд, он один из самых прогрессивных ученых. Кроме того, он владел несколькими языками. Его теория проблемного обучения была высокого оценена в советской школе, была принята и во многом освоена в школах республики. Она как способ учения самостоятельному мышлению учеников, коллективной работы на уроках, успешного тандема учитель – ученик могла бы применяться и сегодня.

 

 

Еще в восьмидесятых финны убрали чиновников, РОНО, которое, в сущности, осуществляет надзорные функции. В результате спустя 20-25 лет появились  очень хорошие результаты. Если говорить об образовании в этой стране в целом, то, по данным ООН и согласно международному рейтингу оценки качества образования PISA, в Финляндии один из самых высоких в мире Индекс образования. Дети приходят в школу за знаниями счастливые, они улыбаются и получают удовольствие от учебы.

 

 

У них среднее общеобразовательное обучение включает две ступени: нижняя, которая охватывает с 1 по 6 классы, и верхняя с 7 по 9 классы. Они являются обязательными. Существуют дополни- тельные 10 классы. Затем ученики могут продолжить обучение в лицее в 11-12 классах.

 

 

Должен существовать общественный контроль, а соответствующие органы могут оказывать методическую помощь. Никто в стране тысячи озер не может про- сто так войти на урок к учителю. Однако и там все признают, что сегодня образовательная система изменилась и нужны новые методики. К 2020 г. в Финляндии планируется ввести новую систему для старшеклассников на основе изучения предметов в междисциплинарной форме. А у нас, к примеру, с 1998 г. вовсю тиражируют систему итальянского педагога Монтессори. Однако эта интересная методика была создана для отстающих детей более ста лет назад. Сын Марии Монтессори (рожден вне брака) был очень обижен на мать, которая отдала его на воспитание в простую семью ради собственной карьеры и начала заниматься с малышами, имеющими отклонения. В Италии в то время было невозможно совмещать карьеру и семью. Когда он вернулся к ней в пятнадцатилетнем возрасте, то Мария Монтессори выдавала его за своего родственника и лишь в конце жизни признала, что Марио является ее сыном.

 

 

– На какие школы в России можно ориентироваться?

 

 

– Несколько лет назад мы были в совхозе им. Ленина. Там в 2015 г. началось строительство европейской школы для работников совхоза. Я, знаете ли, далек от политики. Тогда еще Павел Грудинин не баллотировался в Президенты России. Он построил школу № 548 по финской технологии – с рекреационными зонами, просторными аудиториями и стеклянными стенами, а затем подарил ее государству. Здесь есть театральная студия, кабинеты ритмики, залы для лабораторных работ. В отличие от многих московских школ, в ней все бесплатно.

 

 

Если говорить о финских школах, то в Москве одна находится при Посольстве, и есть еще одна школа в Санкт-Петербурге. Если посмотреть на списки самых лучших школ в России, то увидим Президентский физико-математический лицей №239 в Санкт-Петербурге. Школой №2 в нашей стране по праву является Саранский лицей для одаренных детей,который поддержи- вается Главой Республики Мордовия. Бла- годаря этому ученики имеют возможность ездить на тренинги и олимпиады.

 

 

В целом, можно констатировать, что в крупных городах появляются элитарные учебные учреждения. Однако хорошо, если есть пять процентов сильных школ. Остальные слабые. Школ европейского уровня для талантливых детей в Татарстане пока не имеется. Нужно развивать авторские школы и внедрять учебные программы, которые соответствуют быстро меняющемуся миру, давать знания, которые пригодятся не только для сдачи ЕГЭ, но и в жизни. Это то, чем занимаются педагоги нашей школы.

 

 

– Получается, что успешными становятся ученики тех школ и лицеев, которые находятся лично на контроле у руководства страны и субъектов федераций. В каждом городе мог бы быть минимум один лицей при поддержке мэра… Слышала, что Вы критикуете существующую систему олимпиад…

 

 

– Исходя из своего опыта могу сказать, что сегодня происходит поддержка нечистоплотных организаторов олимпиад. Пока ребенок пишет олимпиаду, везде ведется видеонаблюдение и жесткий контроль. Однако во время апелляции происходит подтасовка баллов. Этот этап никто не контролирует. Система олимпиад, которая существует сегодня,должна быть изменена. К примеру, у нас учился талантливый ученик Никита Алкин. Таких талантливых учеников единицы – он с золотой медалью окончил нашу школу и заодно с отличием спецшколу при консерватории по классу скрипки. Зачастую составители олимпиад дают задания с неверными ответами. Однако те, кто отвечают на них «так, как надо», становятся победителями. Мы ходили на апелляцию работы и доказали, что ответы Никиты абсолютно верные. Только после этого он разделил первое место с другим учеником. Наш ученик блестяще выступил на Всероссийской олимпиаде по биологии и привез золотую медаль с международной олимпиады из Дании. Все раньше говорили о том, что поступления во многие престижные вузы, к примеру на юридические факультеты, происходят по блату. Сегодня поступают при помощи вот таких «побед» на олимпиадах. Считаю, что нужно на уровне Министерства образования усилить общественный контроль за олимпиадами на всех этапах.

 

 

– Во всем мире понимают важность владения несколькими языками. В Европе давно приветствуется полилингвальное образование, в то время как в наших школах это явление редкость. По ФГОС с 2020 г. в учебном плане планируется изучение второго иностранного языка, в то же время в этом году обсуждается перевод изучения национальных языков на факультативную основу. Как Вам такое противоречие?

 

 

– Моя дочь владеет многими языками, в том числе финским, шведским, английским… Когда-то в нашей школе работала доктор филологических наук, талантливый педагог татарского языка Флера Садриевна Сафиуллина. На мой взгляд, она лучший автор учебных пособий по изучению татарского языка как неродного. Учителем татарского у моей дочки в 3-4 классе была талантливая Гузель Юнусовна Самигуллина. Однако в 5 классе другой учитель напрочь отбил желание девочки изучать татарский. Это верно по отношению ко всем предметам: нужно детей заинтересовать, а не давить. Когда мы начали жить в Финляндии, вместе с дочкой смотрели мультфильмы на шведском. Ей захотелось понимать, о чем говорят персонажи, и она уговорила меня отдать ее в шведский садик. Для того чтобы язык жил, он должен быть востребован и применяться во всех сферах жизни.

 

 

В Финляндии второй иностранный язык начинают изучать в 3 классе, в 5 классе добавляется еще один иностранный, а в 7 – еще один. Любой ученик обязательно должен выбрать шведский язык на одном из этапов обучения, а длительность изучения составляет не менее трех лет. На Севере, где живут саамы (это малочисленный финно-угорский народ), обязательно изучение саамского языка.

 

 

– Многие ваши близкие коллеги отмечают, что Вы проявляете инициативу и добиваетесь справедливости, несмотря ни на что. Некоторые СМИ Вас назвали даже последним татарским директором. Почему вы стали завсегдатаем Прокуратуры, и сколько заседаний уже прошло, и есть ли результат?

 

 

– Точно не знаю, сколько прошло заседаний. На этот вопрос может ответить лишь мой адвокат. Наверное, пятнадцать было. Они здорово отвлекают от учебно- го процесса. С чего началось?

 

 

О том, что сказал Президент России Владимир Путин 22 июля 2017 г. в Йошкар-Оле на заседании Совета по межнациональным отношениям относительно обучения неродным языкам в национальных республиках, мы узнали в августе. У себя на встрече с педагога- ми перед новым учебным годом про- говорили, как будет проходить процесс обучения татарскому языку. Всем известно, что изменения в учебный план вносятся летом. К сожалению, из-за ряда серьезных причин мы не успели по новым рекомендациям тогдашнего Министерства образования и науки РФ ввести в учебный 2017/2018 план астрономию. Существовавший на тот момент учебный план никому не был передан и благополучно лежал у меня в сейфе. В Казань приехал Генеральный Прокурор России Юрий Чайка. Вскоре мы узнали, что в нашей школе якобы была проведена прокурорская проверка и изучен наш учебный план. В середине октября было проведено совещание, где сотрудники прокуратуры объясняли, как правильно провести увольнение педагогов татарского языка. 21 октября мы получили прокурорское представление «об устранении нарушений требований законодательства об образовании при утверждении учебных планов». Получается, что ответственные лица сами нарушили Закон о Прокуратуре и дали нам предписание, не проводя никакой проверки. Ведь на самом деле из-за астрономии учебный план не был согласован с местным управлением образования и соответственно не был утвержден. В связи с этим мы и подали иск на Прокуратуру. Учителей татарского языка мы увольнять и вовсе не планировали.

 

 

Вторая проверка началась до истечения месяца после предыдущей, хотя, согласно Федеральному Закону «О прокуратуре», между ними должен быть интервал не менее двух месяцев. Мне грозила дисквалификация на полгода или закрытие школы на 90 дней. Вскоре были выписаны штрафы: за преподавание татарского языка наравне с русским в размере 10 тыс. рублей и штраф за отсутствие спортзала и столовой в размере 15 тыс. рублей. Мы часть часов оставили в учебном плане, а часть перевели в кружки и пригласи- ли видных ученых, которые могут заинтересовать детей татарским языком. На мой взгляд, каждый житель республики должен владеть каким-то минимумом, для того чтобы понимать речь соседа. Странно, в то время как детей насильно и часто безрезультатно заставляют учить иностранный язык, родные языки оказались вне милости.

 

 

Сегодня социальные личные интересы в нашем обществе стали выше национальных. Большинство директоров школ боятся потерять свое рабочее место. Взять, например, случай в Волоколамске: жители города вышли на многочисленные митинги лишь тогда, когда их дети, школьники начали задыхаться от газов свалки.

 

 

Дождемся сентября, когда Госдума РФ повторно соберется на рассмотрение данного законопроекта, который в субъектах Федерации может вызвать в обществе социальное недовольство. На мой взгляд, сегодняшняя жесткость в языковом процессе – это лишь временно. Я верю в разум и справедливость.

 

Фото: Юлия Калинина

 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ