ЕГЭ по физике-2024: что ожидает и как готовиться?
Для школьников выпускных классов сейчас непростое время – надо выбрать будущую специальность. Конечно, резко и кардинально изменить род деятельности может и не получиться. Если у школьника за все годы обучения в школе в приоритетах было гуманитарное направление и со временем его мнение о правильности этого выбора только укреплялось, то и в дальнейшем следует идти по ранее выбранному пути...
Борис ТИМЕРКАЕВ,
профессор КНИТУ-КАИ,
доктор физико-математических наук,
член-корреспондент АН РТ
Для школьников выпускных классов сейчас непростое время – надо выбрать будущую специальность. Конечно, резко и кардинально изменить род деятельности может и не получиться. Если у школьника за все годы обучения в школе в приоритетах было гуманитарное направление и со временем его мнение о правильности этого выбора только укреплялось, то и в дальнейшем следует идти по ранее выбранному пути. Но не у всех данный выбор абсолютно однозначный. Многие, по мере своего развития как личности, приобретения новых знаний, изменения приоритетов в обществе, могут скорректировать свой выбор. Сейчас в особом тренде технические и инженерные специальности. Специальная военная операция проявила истинную, империалистическую, продажную сущность западных стран. Многие годы, начиная с 90-х годов прошлого века, они планомерно уничтожали нашу авиационную промышленность, автомобильную отрасль, электронику и т. д., ориентируя нашу страну на приобретение западной техники, комплектующих. Построили у нас филиалы своих заводов. А после начала СВО стали вводить санкции, перестали поставлять комплектующие элементы, многие филиалы заводов закрыли. Сейчас для замещения импорта надо в России создавать свои собственные заводы, фабрики, малые предприятия, которые будут производить продукцию, не уступающую западным аналогам, а возможно, и будут их превосходить. Для этого нужны квалифицированные инженеры, способные создавать новую технику, планировать производства. В приоритете авиация, машиностроение, военная техника, электроника, компьютерная техника, программное обеспечение. Как известно, для развития перечисленных направлений необходимы инженеры технического направления и ученые с глубоким знанием физики.
С подачи западных политтехнологов многие годы культивировалась идея о том, что современный человек должен быть уверенным пользователем созданной на западе техники: автомобиля, самолета, смартфона, компьютера, бытовой техники и т. д. Дескать, зачем самому что-то производить, когда в изобилии имеются готовые продукции. Только заплати. А деньги за приобретенный товар будут уходить на поддержку западных производителей и их режимов. Если все покупать у Запада, то где же мы должны взять эти деньги? В этом случае нарушается главная формула экономики – «товар, деньги, товар». Введенные со стороны Запада санкции против России стимулировали создание новых производств, внедрение новых технологий. Появились новые рабочие места, новые вакансии. Появилась востребованность на думающих, квалифицированных ученых и инженеров, способных создавать что-то новое. В связи с этим усиливается и расширяется подготовка высококвалифицированных специалистов в технических вузах, планируется возврат к российской системе высшего образования по специальностям. Уже определена примерная дата этого перехода – 1 сентября 2025 года. А может, и раньше. Бакалавриат может остаться в гуманитарных направлениях. В связи с этим уже несколько раз прозвучало мнение о том, что наличие сертификата ЕГЭ по физике будет обязательным при поступлении в технические специальности вузов. Кроме физики, зачетными предметами будут профильная математика и информатика. При этом русский язык может быть просто зачетным и не будет учитываться в подсчете конкурсных баллов. Поэтому в дальнейшем ожидается увеличение количества школьников, которые выберут физику в качестве основного экзамена.
До данного момента число школьников, сдававших ЕГЭ по физике, как в процентном отношении от общего числа выпускников, так и в абсолютном значении, неуклонно уменьшалось. Этого можно было и ожидать, так как при поступлении в вузы стало возможным вместо физики представлять сертификаты ЕГЭ по информатике, а для некоторых направлений бакалавриата – даже по химии. Это, конечно, неправильно. В 2023 году ЕГЭ по физике по Республике Татарстан сдали 2675 школьников. Это чуть более 16 % от числа выпускников этого года. По сравнению с 2022 годом число выпускников, выбравших физику в качестве дополнительного экзамена, уменьшилось на 2,9 %. Думаю, что для каждого читателя будет интересно проследить за тем, как падает интерес к физике. В 2014 году из 15713 выпускников средних школ 3371 школьник пожелал сдать ЕГЭ по физике (21,59 % от общего числа выпускников). А в 2013 году ЕГЭ по физике сдавал 29 % всех выпускников. Самое интересное заключался в том, что количественно этот показатель был почти в 2 раза выше показателя 2014 года. В 2013 году 6085 выпускников хотели стать инженерами и учеными в области физики. Почти всем им хватило бюджетных мест в вузах страны.
Школьники из Татарстана традиционно значительно сильнее, чем в целом по России. Например, средний балл ЕГЭ по физике в этом году выше общероссийских на 4,1 балла, математика профильная – на 8 баллов, русский язык – на 3,5 балла. Для поступления в технические вузы набирается вполне конкурентная цифра. С таким преимуществом выпускники из Республики Татарстан становятся желанными студентами для многих вузов, как РТ, так и РФ в целом. В то же время в татарстанские вузы поступают очень много студентов из других городов России.
В техническом вузе без базовых знаний по физике невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста. Хорошего инженера трудно готовить даже в том случае, если у абитуриента посредственные знания по физике. Допустим, ЕГЭ по физике он сдал, но на «троечку». В вузе его очень трудно будет подтянуть до нужного уровня. У таких студентов вырабатывается стереотип минимальной достаточности знаний. Все по минимуму проходят, а специалистами так и не становятся.
ЕГЭ по физике в этом учебном году должны выбрать все выпускники, планирующие поступить на инженерные и технические специальности. Почему-то сложилось мнение, что физика является самым сложным предметом для ЕГЭ? Это ошибочное мнение. Так скажет любой школьник, который набрал по физике 70 и более баллов. Просто физика является целостным предметом. Знания по физике должны быть комплексными. Здесь не подойдет подход «это знаю, это не знаю». Должны быть целостные знания обо всех явлениях по физике. Потому что физические законы опираются друг на друга. Любые физические законы подчиняются логике. Решение физических задач также должно следовать логике. Физика непреодолимо сложна для тех, кто пытается ее освоить за короткое время. У него в школе не успевает сформироваться целостное представление о физике на школьном уровне, а в вузе – на вузовском уровне. Познавать физику надо шаг за шагом, с упорством, не спеша, настойчиво.
Мы каждый год обсуждаем изменения в структурах КИМ ЕГЭ. Для нынешних выпускников интересны не изменения, а каковы они, КИМы ЕГЭ, которые подготовлены именно для них. В 2024 г. на ЕГЭ по физике будет 26 заданий (в 2023 году было 30). Если сравнивать с заданиями 2023 года, из первой части удалены одно задание на распознавание графических зависимостей и два задания на определение соответствия формул, физических величин (электродинамика, механика), из второй части убрана одна расчетная задача высокого уровня сложности. Также понижен первичный максимальный балл – 45 (было 54). Сокращен объем проверяемых элементов содержания, особенно для базового уровня с кратким ответом. Я думаю, что эти изменения положительно скажутся на баллах ЕГЭ.
В 2023 году Нобелевскую премию по физике получили Пьер Агостини (США), Ференц Крауза (Германия) и Анн Л'Юлье (Швеция) за экспериментальные методы генерации аттосекундных (одна миллиардная от одной миллиардной доли секунды) световых импульсов для изучения движения электронов в материи. Ученые продемонстрировали способ создания чрезвычайно коротких импульсов света — их можно использовать для измерения процессов, в которых электроны движутся или меняют энергию. Вот будет интересно узнать, как все же движется электрон в атоме. Ученые уже научились в реальном времени наблюдать, как движется фронт световой волны. Теперь посмотрим, как наше представление о микромире соответствует представлениям Эрвина Шредингера, одного из основателей квантовой физики, ведь, согласно квантовой теории, электрон движется по вероятностным законам. Тогда он должен был быть размазанным в некоторой области пространства, либо одновременно быть и там, и тут, только с разной вероятностью! Как тогда мы сможем трактовать квантовую запутанность? Ой, как будет интересно!
Так гениально устроен мир! И физика позволяет познать законы как макромира, так и микромира. Теперь уже наномира по размерам и аттомира по времени.
Изучайте физику, сдавайте ЕГЭ по физике, становитесь физиками, инженерами. Может, именно в вас пока дремлет будущий нобелевский лауреат!





Комментарийлар