Логотип Магариф уку
Цитата:

Кейтеринг: или остаешься или уходишь

С каждым годом в сфере питания все больше расцветает как кейтеринг. Насколько он востребован в Казани?

Кейтеринг: или остаешься или уходишь (с рынка)

С каждым годом в сфере питания все больше расцветает такое направление, как кейтеринг. Насколько он востребован в Татарстане, особенно в Казани? Интересен ли халяльный кейтеринг молодым бизнесменам? Почему увеличивается количество людей, которые пользуются услугами в этой сфере? Для того, чтобы получить ответы на все эти вопросы, в журнале «Гаилә hәм мәктәп» прошла встреча с самыми крутыми шеф-поварами и руководителями успешно функционирующих компаний по кейтерингу, а также с теми, кто еще только входит со своими услугами на этот рынок. По видеосвязи к работе «круглого стола» присоединился Ленар Зарипов, который в это время находился в командировке в Красноярске. Модератором круглого стола выступили главный редактор журнала «Гаилә hәм мәктәп» Сюмбель Таишева и заместитель редактора Тансылу Габидуллина.

Что такое кейтеринг?

Алина Маслова, основательница кейтеринговой компании
– Кейтеринг – это оказание услуг выездного ресторана. Такой вид сервиса позволяет оказывать услуги ресторана в любом месте. Однако ошибочно сравнивать услуги кейтеринга с услугами доставки. Мы создаем все необходимые условия на самом высоком уровне независимо от того, сколько будет гостей и в не зависимости от места проведения мероприятия. Те компании, которые осуществляют услуги по доставке, привозят только готовые продукты, сами не изготавливают.
Наша встреча проходит в журнале «Гаилә hәм мәктәп» – «Семья и школа», поэтому хотелось бы добавить, что общеобразовательные учреждения не пользуются услугами кейтеринговых компаний. Школы и детские сады не делают заказы на наши услуги, поскольку у них нет проблем с организацией питания: у них работают собственные повара. Услуги кейтеринга очень своевременны при проведении выпускных вечеров, праздновании дня рождения, организации внеклассных мероприятий. Наша компания очень часто проводит выездные мероприятия на природе со своей «полевой кухней» – мы готовим сэндвичи и шашлыки. Если не ошибаюсь, в Казани услуги кейтеринга очень популярны последние десять лет. Интерес публики с каждым годом все больше растет.
Ленар Зарипов, основатель агентства «Бертуган Зариповлар» – «Братья Зариповы»
– На рынке кейтеринговых услуг мы начали работать с моим родным братом 14 лет назад. Первые подобные компании в нашей стране появились 20 лет назад. Постепенно они перешли от проведения дней рождений и юбилеев до организации выездных банкетов и праздничных мероприятий различных компаний. В своей деятельности мы также претерпели разные изменения и форматы.
Сегодня мы организуем только мероприятия по стандарту халяль. У кейтеринговых услуг есть свои нюансы, но не все о них знают. Для того, чтобы организация любого мероприятия была оптимальной, в первую очередь необходимо правильно понять желание клиентов. Прежде всего, мы анализируем запрос клиента и только после этого составляем предложение. Есть много видов кейтеринга. В целом, о халяльном кейтеринге заговорили три года назад, и люди начали активно его заказывать. Халяльный кейтеринг считается молодой отраслью. К кейтеринговому сервису сегодня все чаще обращается молодое поколение, видимо, они понимают преимущества кейтеринга. Мы видим, как кейтеринг и рынок меняются: на протяжении 14 лет, кто-то приходит, кто-то уходит. Современному пользователю сложно угодить, поэтому нашим партнерам приходится обращаться к сторонним организациям, связанным с флористикой, оформлением, трансфером. Кейтеринговый заказ никогда не повторяется, все блюда отличаются оригинальностью и готовятся с новизной, в новом формате, ведь и наши клиенты бывают разными.

Халяльный кейтеринг

Раиля Ахунова, кулинар и блогер:
– В Татарстане халяльный кейтеринг укореняется с каждым годом. Сегодня, исходя из своей трудовой деятельности, могу сказать, что количество заказчиков халяльного кейтеринга растет. Помимо доставки заказов, широкое распространение получила работа на дому. В месяц Рамадан нашими услугами воспользовалось очень много людей. Среди постящихся было много тех, кто предпочитал проводить ифтар и приглашал домой кейтеринговых поставщиков – в этом они видели преимущества. Я начала свою работу как кулинарный блогер и до сих пор вижу поддержку своему бизнесу за счет ведения собственного блога. Клиенты активно демонстрируют нашу работу в сетях ВКонтакте, Телеграм и других соцсетях, а там люди видят друг друга.
Алина Маслова:
– Наша компания также занимается приготовлением халяльных блюд. В ходе работы было замечено, и это нас радует, что люди другой национальности с доверием относятся к халяльной продукции. Поскольку мы живем в многонациональной республике, мы также приняли участие в проведении ифтара в месяц Рамадан. Когда-то кейтеринг начинался с приглашения поваров на дом. Это очень удобно, поскольку экономит время хозяйкам. Сейчас многие женщины занимаются воспитанием детей и семейными делами – в погоне за миром, у них не хватает времени накрыть стол, как в ресторане. Наша работа заключается не только в приглашении поваров на дом и приготовлении стола. Здесь мы общаемся, даем мастер-классы, делимся опытом.
Многие люди во время праздников покупают много продуктов и из-за их неправильного использования и потребления напрасно тратят много еды. Это то же самое, что кинуть деньги в воду. А с помощью кейтерингового сервиса блюда готовятся с соблюдением всех правил и норм, не тратятся впустую. Это значит, что заказчик учится покупать продукты в нужном количестве, и немалые деньги остаются в его кармане.

Алексей Чернов, бренд-шеф компаний T-Family и компании «Тюбетейка»:
– Наша деятельность больше связана с фастфудом. Мы предлагаем населению недорогие продукты быстрого приготовления. Татарский ресторан «Тюбетейка» тоже имеет отношение к кейтерингу, но мы не принимаем заказы от частных лиц, а участвуем в приготовлении меню и организации столов на крупных мероприятиях, мы оказываем кейтеринговые услуги в большой степени на правительственных площадках. Например, на мероприятиях в «Казань Экспо» мы предлагаем свои ресторанные блюда.
В этом году в месяц Рамадан мы организовали настоящую кейтеринговую службу: в Закабанной мечети на протяжении двадцати девяти дней угощали около 400 человек. В мае этого года с размахом прошел Международный экономический форум «Россия – Исламский мир: Kazanforum» и организация столов здесь было возложено в основном на нас и сотрудников ресторана «Тимерхан». Мы организовали там стенды от Российской Федерации и Республики Татарстан, изготовили исключительно халяльные закуски, потому что сам форум тоже проходит в халяльном направлении.
По требованию Роспотребнадзора в фастфуде действуют строгие ограничения: нельзя употреблять мясо птицы, яйца, поэтому для удивления гостей используется мясо диких животных, утки и лошади. Порадовать их изысканным национальным блюдом – это большая ответственность.
На столе обязательно должна быть национальная выпечка. Для того, чтобы гости остались довольны, халяльные блюда готовятся по согласованию с Роспотребнадзором.

Новый бизнес для молодежи

Лилия Нуруллина, сервис правильного питания «Мне можно»:
– Наш сервис появился совсем недавно, и мы предлагаем потребителям закуски, приготовленные в соответствии с требованиями здорового питания. Эти продукты не содержат глютен, а меню состоит из продуктов, в которых не используются молочные продукты. Сегодня такая услуга особенно актуальна для детских праздников. Основные клиенты – это дети с аллергией на глютен, и люди, соблюдающие правила здорового питания. Альтернативой является мука, которую делают из орехов или зерен. К нам обращаются клиенты, заботящиеся о своем здоровье, любители правильного питания.
Алексей Чернов:
– Мы тоже поддерживаем это направление. Я начал увлекаться правильным питанием десять лет назад, и когда я пришел на работу в компанию четыре года назад, мы начали продвигать приготовление диетических продуктов. И сейчас стараемся не отклоняться в этом направлении. Приготовление сладостей без глютена – наш приоритет. Например, мы делаем медовый торт без глютена и сахара, в рецепте используем гречневый мед для людей, чтобы раскрыть вкус выпечки. Также для того, чтобы картофель легко усваивался организмом и был полезен для здоровья, его заменяем на батат.
Раиля Ахунова:
– Сейчас многие молодые мамы заказывают столик прямо из роддома. К приезду домой мамы и новорожденного мы накрываем красивый праздничный стол. Как же удобно после родов возвращаться к готовому. Мы забираем эти продукты у мужа или приносим сами. Часто мы получаем заказы на проведение национального праздника «бәби туе», когда в доме собираются родственники, а мулла в присутствии родителей нарекает новорожденного именем.
Алина Маслова:
– Для родителей узнать пол будущего ребенка – очень волнительный момент. Неудивительно, что часто мамы и папы хотят отпраздновать это событие. Вечеринки в честь определения пола ребенка, называемые гендер-парту (гендерная вечеринка), уже давно популярны в Европе и США. В России этот праздник начали отмечать года три назад. Для мероприятия готовится стол фуршетного типа, оформляются площадки. В мероприятии отражается и национальный колорит. В последние годы при его проведении стали популярны трапезы (по-татарски ашлар). За обедом гости тепло общаются друг с другом, пробуют вкусные блюда и смотрят шоу. Ведь как в народе говорят: «Не собирайте имущество, собирайте чувства». Светлые чувства, полученные от праздника, остаются на всю жизнь.
Лилия Нуруллина:
– Один парень сказал, что хочет в незабываемой форме сделать своей возлюбленной предложение выйти за него замуж. С нашей помощью ему это удалось. Компания накрыла для молодежи красивый стол на крыше одного из ресторанов в Казани. Девушка была так поражена этим неожиданным сюрпризом, что тут же дала согласие выйти замуж.
Алина Маслова:
– Последние два года мы очень активно работали в День всех влюбленных. Хочу рассказать об одном из праздников: молодая пара попросила организовать кейтеринг. Их квартиру мы украсили красными шарами, букетами из роз, расставили на полу свечи и, конечно же, накрыли стол с легкими закусками. Отрадно было видеть, что мы вносим свой вклад в то, чтобы молодожены были счастливы и чувствовали себя будто только что влюбились друг в друга. Также мы помогали клиентам проводить свадьбы. Увидев, как праздники организуют их друзья, молодые люди часто и сами обращаются за кейтеринговыми услугами.
Ленар Зарипов:
– В истории нашей компании произошло два таких памятных события. Парень посадил свою девушку на катер, завязал ей глаз, и повез ее на остров Свияжск. Там они пересели на другой катер и направились к основной остановке. Там они снова сели на лошадей и по специальной тропинке пришли на площадку, которую мы украсили и накрыли праздничный стол.
А дети одной пожилой четы захотели устроить для них повторную свадьбу. На взятой напрокат яхте мы два часа плыли к острову и устроили прямо здесь небольшую свадебную церемонию. Стол был накрыт в средиземноморском стиле. Муж сделал жене повторное предложение. Вот такие незабываемые истории. Конечно, все эти мероприятия были организованы в соответствии со стандартами халяль.

Достаточно ли кадров в кейтеринге?

Алина Маслова:
– В первую очередь, надо понимать, что кейтеринг отвечает не только за качество приготовленных блюд, красивое обслуживание, но и за своеобразную кулинарную десантуру. Потому что в ресторане вы приходите в мебелированную комнату, где есть вся необходимая посуда и другая мебель. Наши повара сталкиваются с различными неожиданными проблемами при посещении объектов. К примеру, на месте проведения может не быть предметов и посуды, необходимых для выполнения заказа. Поэтому у кейтеринга должно быть техническое оборудование, посуда и даже скатерти или тканевая основа. Однако кадровый вопрос стоит на первом месте. Работа повара действительно влияет на организм и наносит большой вред здоровью. За последние два года на рынке кейтеринга стало меньше желающих взять на себя такую ответственность. Хотя мы платим хорошую зарплату и за свой счет проводим медицинский осмотр. Все хотят зарабатывать деньги, но не хотят нести ответственность. Одной из основных проблем является нехватка кадров, желающих учиться и развиваться в этой области.
Ленар Зарипов:
– К сожалению, коронавирусная болезнь внесла очень серьезные изменения в эту деятельность, в общественное питание в целом. Многие молодые специалисты были вынуждены покинуть эту отрасль. Таким образом, можно сказать, что на самом деле хороших специалистов в этой области можно пересчитать только по пальцам. В Казани есть бизнес-клубы для тех, кто хочет стать предпринимателем или бизнесменом. Там я встречался с ребятами, которые хотели открыть кейтеринговое агентство. Я объяснил им всю суть этой отрасли, специфику работы. После нескольких часов общения и подведения итогов, они отказались от этой идеи, понимая, что это направление слишком тяжелое для них. Начинающему молодому человеку приходится решать такие задачи, как: не бояться ответственности, обладать обширными знаниями, глубоким знанием правил безопасности, соблюдать безопасность пищевых продуктов, работать в согласии с привлеченными к работе людьми, вести медицинскую книжку. Многие боятся этого. А человек, имеющий профессиональное образование, организаторские способности, умеющий вести переговоры с клиентами, может легко войти в эту сферу. Конкуренция в этой сфере услуг пока невелика. Любитель, не имеющий профессионального образования, также может начать свое дело по кейтерингу, если он обладает теми качествами, которые я считаю важными.

Текст: Тансылу Габидуллина
Перевод: Камиль Газизов
Главное фото: Альберт Сабир

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ