Куда девается вода из моря?
Гульназ ФАЙЗРАХМАНОВА,учитель русского языка и литературыI квалификационной категорииШушмабашской средней школы Арского районаЦель проекта: выявить экологические аспекты физических явлений в литератур...
Гульназ ФАЙЗРАХМАНОВА,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
Шушмабашской средней школы Арского района
Цель проекта: выявить экологические аспекты физических явлений в литературном произведении и воспитать у учащихся чувство бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
– проанализировать произведение Льва Толстого «Куда девается вода из моря?» с экологической точки зрения;
– связать литературное произведение с наукой;
– объяснить и наглядно показать процесс круговорота воды в природе и её важность.
Актуальность проекта. 2021 год объявлен Годом родных языков и народного единства в Республике Татарстан и Годом науки и технологий в Российской Федерации. Язык и наука. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Без языка нет науки. Поэтому в каждом новом произведении мы ищем что-то интересное, новое, познавательное. В этом проекте мы подробно рассмотрели круговорот воды в природе: как он происходит, и что мы должны сделать, чтобы этот круговорот не загрязнялся.
Мне очень нравится рассуждение Льва Толстого «Куда девается вода из моря?»: «Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течёт в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворён. Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?
Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…».
Значит, вода, которая вытекает из наших рек, снова возвращается к нам. Если мы не будем загрязнять речку, то к нам вернётся чистая вода. Значит люди имеют прямое воздействие на этот круговорот!
Для анализа рассказа необходимы знания по физике. А мои ученики очень любят этот предмет. Поэтому анализ физических явлений не составил особого труда. Круговорот воды осуществляется благодаря испарению, передвижению водяного пара в атмосфере, его конденсации и выпадению осадков.
Круговорот начинается с испарения воды. Испарение обусловлено тем, что в жидкости всегда есть какая-то доля молекул, которые движутся очень быстро и могут вылететь из жидкости. Большая часть воды испаряется с поверхности Мирового океана, в который вода поступает из сточных и подземных вод. Доля испарившейся воды переносится на сушу воздушными течениями.
Если парообразование – превращение воды в пар, то конденса-
ция – превращение пара в воду. Из этой воды образуются облака, когда они наберут большую массу, то выплеснут свою воду на землю, и пойдёт дождь, снег или град.
Мы решили пронаблюдать в классе процессы превращения воды из одной фазы в другую, которые описаны в рассуждении.
1-й опыт – «Образование облачка»
В физике это явление называют конденсацией. Осторожно наполняем бутылку горячей водой. Затем выливаем воду, оставив немного на самом дне. Положим сверху на горлышко открытой бутылки кубик льда. Там, где поднимающийся со дна горячий воздух соприкасается с охлаждённым воздухом у горлышка, образуется белое облачко. Водяной пар, содержащийся в воздухе, конденсируется, образуя облако мельчайших водяных капель. Так образуются облака. Учащиеся обратили внимание на то, что в круговорот вода попадает не только в жидком состоянии, но и в твёрдом. Зимой атмосферные осадки состоят из мелких кристалликов льда. Снег образуется из микроскопических капель воды. При падении на землю кристаллы растут и превращаются в белые шестиконечные снежинки. С наступлением весны снег тает и опять возвращается в круговорот. При замерзании вода расширяется и сжимается при таянии.
2-й опыт –
«Таяние льда»
Для этого учащиеся взяли чайный стакан, наполнили его водой комнатной температуры и положили кусочки чистого льда. Когда весь лёд растаял, уровень воды в стакане не изменился. Сделали вывод: когда лёд растаял, полученная из него вода заняла в точности тот самый объём, который занимала часть льда, погружённая в воду.
3-й опыт наглядно показал, что вода, превращаясь в лёд, расширяется.
В 4-ом опыте мы пронаблюдали эффект Мпембы. Очень интересное зрелище: мгновенное замерзание кипятка при сильных холодах. Потеря тепла происходит из-за контакта с очень холодным воздухом. Это явление можно наблюдать только с помощью кипятка. Оказывается, кипяток замерзает быстрее, чем холодная вода. Учёные объясняют это тем, что чем больше разница температур, тем быстрее происходит теплообмен. В горячей воде молекулы более быстроходны, быстрее испаряются.
Каждый из этих экспериментов повторяет процессы в природе, которые описывает Л.Н. Толстой в своём рассуждении: испарение, плавление, конденсация, кристаллизация.
В поиске научного объяснения использовали книги о физических явлениях. Забавно, что снежинки и капли воды не образуются на пустом месте. Образование капелек при конденсации в атмосфере всегда происходит на некоторых центрах, называемых ядрами конденсации. Это может быть частицы соли над океанами или же пылевые частицы, поднятые ветром в воздух. При плохой экологии ядрами могут служить вредные вещества. Поэтому людям нужно беречь атмосферу и гидро-
сферу от загрязнений.
В результате работы над исследовательским проектом учащиеся увидели долгий путь воды в нашу жизнь. Вода возвращается к нам снова и снова. Будет ли она такой же чистой и пригодной к применению в следующий раз, зависит только от нас. Если мы будем заботиться о чистоте воздуха, беречь водоёмы и почву от загрязнений, то мы сохраним воду – великую природную ценность.
Таким образом, литература и физика помогают нам изучать и улучшать окружающий мир. Благодаря этому проекту физика и литература открылись для моих учащихся совершенно с другой стороны, как сочетание двух абсолютно противоположных предметов.
Комментарийлар