Логотип Магариф уку
Цитата:

Практическое применение на уроках истории в 11 классе системы комплексных заданий вариантных проверочных работ

Ильдар ХУСАИНОВ,учитель истории высшей квалификационной категории лицея-интерната № 79 г. Набережные Челны В учебный предмет «история» гармонично включены три курса: история Отечества, всеоб...

Ильдар ХУСАИНОВ,
учитель истории высшей квалификационной
 категории лицея-интерната № 79 г. Набережные Челны
 В учебный предмет «история» гармонично включены три курса: история Отечества, всеобщая история и региональная история (история края). Разумеется, история России является основным, ключевым курсом предмета и ей заслуженно уделяется больше уроков и внимания. Возникает вопрос: как же тогда эффективно, системно, всесторонне и в то же время без излишней нагрузки, ненужной сложности проверить и оценить компетенции школьников по оставшимся двум курсам истории? В данной статье я постараюсь наглядно показать прикладную, практическую пользу разработанной мной системы комплексных заданий вариантных проверочных работ для проверки знаний и компетентностей старшеклассников по всеобщей истории и истории края (Татарстана и татарского народа) как частей общего учебного курса «история» в нынешних 11 базового класса общеобразовательных учебных заведений.
Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентностной личности. С этой позиции обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. В связи с этим на основании требований ФГОС в содержание календарно-тематического плана по истории во время повторительно-обобщающих уроков либо в процессе закрепления важных тем подразделов в качестве так называемого среза знаний мною включены задания вариантных проверочных работ, которые позволяют на практике реализовывать актуальный в настоящее время компетентностный, деятельностный подход в преподавании истории. В условиях действия в школьной практике стандартов нового поколения – ФГОС – данный подход оказывается на редкость востребованным, актуальным и полезным для развития у учащихся универсальных учебных действий, достижения ими предметных и метапредметных результатов.
Принципы отбора содержания заданий в ходе проведения вариантных проверочных работ по истории как в течение всего урока, так и в течение части (половины) урока связаны с преемственностью содержания образования на разных ступенях и уровнях обучения, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся (например, увеличение объема и сложности заданий от 9 к 10 классу и т. д. или усложнение вопросов по схожим блокам тем по истории Древнего мира в 11 классе по сравнению с 5 классом и т. п.).
Обучающимся предлагается выполнить ряд заданий, имеющих различный уровень сложности, по заданному алгоритму оценивания:
– в случае, если работа рассчитана на весь урок, выполняются 4 задания, из которых 2 правильно выполненных задания соответствуют оценке «3», 3 верных ответа из 4-х – оценке «4», все 4 правильных грамотных ответа – оценке «5»;
– в случае, если работа рассчитана на половину урока, выполняются 2 задания, из которых 1 правильно выполненное задание соответствует оценке «3», 1 полностью и 1 частично верный ответы – оценке «4», все 2 правильных грамотных ответа – оценке «5».
Данная градация позволяет учащимся осваивать рефлексивную компетенцию путем овладения навыками контроля и оценки своей деятельности, что особенно важно в условиях обучения истории выпускных классов по ФГОС.
Освоение обучающимися познавательной компетенции посредством сравнения, сопоставления, классификации объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, творческого решения учебных и практических задач, комбинации различных алгоритмов деятельности как раз и раскрывается через их умение давать полноценные ответы на комплексные задания разработанных мною системных вариантных проверочных работ.
Системное применение учащимися наработанных по данным заданиям знаний, умений и навыков позволяет эффективно подготовиться не только к текущим или итоговым проверочным и «контрольным» (повторительно-обобщающим) работам, но и, что немаловажно, к ЕГЭ по одному или нескольким предметам.
Педагогам данная система позволяет не только объективно и всесторонне узнать и оценить уровень и качество усвоения обучающимися учебного материала на основе требований к обязательному минимуму содержания образовательных программ по истории, указанных в перечне примерных программ по предмету в ФГОС, но и предоставляет возможность учащимся самим проявить их познавательную активность и развить у них мотивированность к самостоятельной учебной работе, что особенно актуально и важно в старших классах и тем более в нашем бурно меняющемся XXI веке. В то же время данная предложенная система вполне универсальна, посильна и доступна для школьников и среднего звена. Эта система частично приемлема также и для преподавателей других дисциплин. В частности, задания на определение особенностей и значения события или на сравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления могут использоваться учителями как социально-гуманитарных наук, так и преподавателями естественнонаучных дисциплин. Это обстоятельство убедительно подтверждает эффективность данной системы заданий в условиях преподавания истории по ФГОС через удобство их применения для достижения метапредметных результатов.
В приложениях в конце данной статьи показаны алгоритм составления и все примеры практической реализации на уроках системы заданий вариантных проверочных работ по зарубежной истории и по истории Татарстана и татарского народа 11 базового класса общеобразовательных учебных заведений в 2021/2022 учебном году. В течение учебного года, исходя из содержания ФГОС и логики преподавания учебного курса истории в 11 классе, мною предусмотрено и включено в календарно-тематическое планирование по предмету проведение одной повторительно-обобщающей (по истории Древнего мира) и двух проверочных работ (по истории Средних веков и по Новой истории) по всеобщей истории и единственной проверочной работы по всему курсу истории края (соответственно с древности до XIX века). Отсутствие применения этой системы заданий по истории России объясняется тем, что данный курс (история Отечества) является центральным (ведущим) в общем курсе истории в 11 классе, именно по нему проводится олимпиада и сдается ЕГЭ по истории с обязательными тестовыми заданиями, и поэтому я считаю целесообразным и разумным составление заданий по истории России только в форме разноуровневых тестовых заданий и с закрытыми, и с открытыми ответами (при проведении проверочных работ по истории России, включая годовую повторительно-обобщающую работу).
Таким образом, предложенная ниже система комплексных заданий вариантных проверочных работ по истории в 11 классе, разработанная и дополненная мною за 18 лет педагогической деятельности, позволяет учащимся при подготовке к ним сформировать целостное представление об историческом процессе на основе личностного осмысления и усвоения исторических фактов и явлений.
Приложение 1. Алгоритм системы заданий вариантных проверочных работ по истории в 10–11-х классах общеобразовательных учебных заведений:

  1. Проверочная работа на пол-урока (самостоятельная, текущая проверочная работа):


1-е задание: а) дайте определение 1-2 терминам (понятиям); б) кратко охарактеризуйте историческую личность (ее вклад в историю); в), г) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 1-2-м датам.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия события (явления).

  1. Проверочная работа на весь урок (повторительно-обобщающая работа в форме среза знаний):


1-е задание: а), б) дайте определение 2-м терминам (понятиям); в), г) кратко охарактеризуйте 2 исторические личности (их вклад в историю); д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия события (явления).
3-е задание: объясните 2-3 особенности, положительное и отрицательное значения события (явления).
4-е задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между явлениями (событиями).
Приложение 2. Примеры практической реализации на уроках системы заданий вариантных проверочных работ по истории в 11 классе:
Пример 1. Вариантная повторительно-обобщающая работа по всеобщей истории в 11 классе на тему «Цивилизации Древнего мира» (на весь урок; материал для работы взят из УМК по предмету):
Вариант 1
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): цивилизация; полисы; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Цинь Шихуанди; Аменхотеп IV (Эхнатон); д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 216 г. до н. э.; 325 г. н. э.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия падения Западной Римской империи.
3-е задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних китайцев.
4-е задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между Марафонской и Фермопильской битвами.
Вариант 2
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): фараон; Сенат; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Александр Македонский; Траян; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 35-40 тыс. лет назад; 221 г. до н. э.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Пелопоннесских войн.
3-е задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних греков.
4-е задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между 1-й и 2-й Пуническими войнами.
Вариант 3
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): Древний мир; демократия; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Солон; Конфуций; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 509 г. до н. э.; 334 г. до н. э.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия греко-персидских войн.
3-е задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних римлян.
4-е задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между 2-й и 3-й Пуническими войнами.
Вариант 4
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): касты; республика; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Тиберий Гракх; Перикл; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 753 г. до н. э.; 395 г. н. э.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия восстания под руководством Спартака.
3-е задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений финикийцев.
4-е задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между греко-персидскими войнами и Троянской войной.
Вариант 5
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): империя; рабы; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Хаммурапи; Кир II; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 6-7 тыс. лет назад; 338 г. до н. э.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Троянской войны.
3-е задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних индусов.
4-е задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между 1-й и 3-й Пуническими войнами.
Вариант 6
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): деспотия; жрецы; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Октавиан Август; Тутмос III; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 776 г. до н. э.; 476 г. н. э.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия образования Римской империи.
3-е задание: объясните 2-3 особенности, 1 положительное значение и 1 отрицательное значение достижений древних народов Междуречья.
4-е задание: определите 2-3 сходства и 2-3 различия между греко-персидскими войнами и завоеваниями Македонии в IV в. до н. э.
Пример 2. Вариантная проверочная работа по всеобщей истории в XI классе на тему «Мир в Средние века» (на половину урока) (в рамках повторительно-обобщающего урока на тему «Традиционное (аграрное) общество эпохи Средневековья в России и мире»; материал для работы взят из УМК по предмету).
Вариант 1
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): вассал; инквизиция; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Вильгельм Завоеватель; Карл VII; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным двум датам: 800 г.; 1453 г.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Гуситских войн.
Вариант 2
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): сеньор; Генеральные штаты; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Филипп IV Красивый; Ян Гус; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным двум датам: 476 г.; 1337 г.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия образования Арабского халифата.
Вариант 3
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): феодал; цех; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Филипп II Август; Альфред Великий; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным 2-м датам: 843 г.; 1204 г.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Реконкисты.
Пример 3. Вариантная проверочная работа по всеобщей истории в 11 классе на тему «Мир в Новое время» (на половину урока) (в рамках повторительно-обобщающего урока на тему «Новое время в России и мире»; материал для работы взят из УМК по предмету).
Вариант 1
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): империя; ВГО (Великие географические открытия); в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): С. Боливар; Ж. Кальвин; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным двум датам: 1519 г.; 1815 г.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Великой Французской буржуазной революции.
Вариант 2
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): революция; чартизм; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Наполеон Бонапарт; М. Робеспьер; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным двум датам: 1492 г.; 1852 г.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Великой Английской буржуазной революции.
Вариант 3
1-е задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): промышленный переворот; протестанты; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): О. Кромвель; Васко да Гамо; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным двум датам: 1517 г.; 1776 г.
2-е задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия войны североамериканских колоний за независимость.
Пример 4. Вариантная проверочная работа по истории Татарстана в XI классе на тему «Наш край с древности до XIX века» (на половину урока) (в рамках годовой повторительно-обобщающей работы; материал для работы взят из УМК по предмету).
Вариант 1
1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): бек; Татарская судебная изба; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Аттила; Н.И. Лобачевский; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным двум датам: 453 г.; 1670–1671гг.
2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия участия народов края в восстании Емельяна Пугачева.
Вариант 2
1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): эмир; Приказ Казанского дворца; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Бумын; Мамыш-Берды; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным двум датам: 552 г.; 1773–1775 гг.
2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Еналеевского восстания.
Вариант 3
1 задание: а), б) дайте определение терминам (понятиям): мурза; губерния; в), г) кратко охарактеризуйте исторические личности (их вклад в историю): Кубрат; П.И. Шуйский; д), е) напишите, какое событие (события) произошло (ли) по указанным двум датам: 922 г.; 1615–1616 гг.
2 задание: укажите 2-3 причины, 2-3 итога и 2-3 последствия Казанской войны 1552–1557 гг.
 Как должно быть оценивание знаний учащихся по истории?
 Ильсия ФОКЕЕВА,
старший преподаватель кафедры современных образовательных технологий и проектирования содержания образования ИРО РТ, заслуженный учитель РТ, почетный работник общего образования РФ
В данной статье учителя истории лицея-интерната № 79 г. Набережные Челны Ильдара Хусаинова содержится материал, раскрывающий опыт разработки модели обобщающего контроля по истории. Как известно, обеспечение качества образования, соответствующего требованиям современного этапа развития общества и государства, является важнейшей задачей системы образования. В этом плане актуализируется роль оценивания, обеспечивающего контроль за качеством образования, выполнением требований федерального государственного образовательного стандарта.
Контроль за качеством обучения – очень важный момент в системе образования, так как позволяет сопоставлять состояние преподавания с ожидаемыми результатами, обеспечивать учащихся и учителя обратной связью. По итогам анализа материалов оценивания проводится диагностика, направленная на своевременное выявление пробелов в знаниях учащихся, выяснение причин их появления и своевременную коррекцию. В этом смысле контроль выступает регулятором и показателем эффективности преподавания предмета. Поэтому обращение учителя к проблеме оценивания учащихся вызывает профессиональный интерес и наводит на некоторые размышления.
Система контроля за качеством преподавания предмета многогранна. Она включает в себя содержательный аспект истории как учебного предмета, что предполагает:
– знание основных событий, явлений, процессов, хронологии, терминов, персоналий;
– умение устанавливать причинно-следственные связи;
– умение проводить поиск исторической информации, в том числе, в тексте исторического источника;
– умение работать с иллюстративным материалом, исторической картой, схемами, таблицами.
Кроме того, важно в процессе преподавания оценивать умения анализировать, объяснять исторические события, рассматривать различные версии и оценки событий и явлений, применять исторические знания на практике (при анализе социальных событий и явлений).
Насколько представленный в статье материал учителя Ильдара Хусаинова отражает этот спектр дидактических требований?
В системе российского образования сформировалась многоуровневая система оценки качества преподавания истории, включающая предварительный, текущий и промежуточный контроль.
Контрольно-измерительные материалы (КИМы), периодичность и формы проведения проверки на школьном уровне разрабатываются учителями-историками, рассматриваются на заседаниях предметных методических объединений, согласовываются и утверждаются администрацией школы. Итоговая проверка осуществляется в форме ВПР, ОГЭ, аттестации выпускников 9-х классов, ЕГЭ аттестации выпускников 11 класса.
Таким образом, в арсенале современного российского учителя достаточное количество материала для того, чтобы качественно проводить оценивание подготовленности учащихся по истории или использовать типологию заданий при разработке собственной системы.
В разработке учителя И. Хусаинова сделана попытка создать систему проверки (? ) и оценивания знаний учащихся комплексного содержания предмета, включая всеобщую историю и историю Татарстана и татарского народа. Сама по себе идея интересна и продуктивна, так как такой подход способствует формированию целостного образа мира, расширению кругозора и развитию учащихся. Однако вызывает вопрос, насколько актуальна представленная тематика заданий в контексте ФГОС.
Задания предусматривают проверку хронологических компетенций учащихся, знание основных понятий, событий, персоналий, есть задания сравнительно-аналитического плана на соотнесение исторических событий. Данные задания, разумеется, решают часть образовательных задач, соответствующих требованиям современных нормативных документов, однако не в полной мере.
Возникают вопросы: насколько актуальны по тематике представленные в разработке учителя задания, с одной стороны, и насколько отражают современные требования к историческому образованию в контексте реализации системно-деятельностного подхода, с другой стороны.
В содержательном плане вызывает сомнение выбор учителем дат, фактов, персоналий по истории Древнего мира и истории Средних веков. Если обращаться к материалам всеобщей истории на повторительно-обобщающих уроках, то целесообразно рассматривать тот материал, который способствует раскрытию связи отечественной истории с ведущими процессами мировой истории. Особое значение это имеет при изучении истории Нового и Новейшего времени, когда Россия стала активным субъектом мировой истории, произошло значительное расширение ее контактов и взаимодействия с другими странами во всех сферах общественной жизни.
Что касается системно-деятельностного подхода, обращает на себя внимание, что задания носят в целом репродуктивный характер, они направлены на воспроизведение изученного материала: дать определение терминам, назвать события по указанной дате, охарактеризовать и т. п. А заданий, предполагающих активную роль учащихся (поисково-исследовательские, проектные, поиск информации в историческом тексте, других источниках), не предусмотрено.
В целом представленная работа не соответствует современным требованиям, отражает старые подходы к изучению при концентрической системе.
Завершая краткие размышления по поводу оценивания, можно подчеркнуть и следующие моменты:
– значимость воспитательной и развивающей функций оценивания в контексте контроля за качеством знаний, создаются условия для развития навыков самоанализа, адекватной самооценки, ответственности и волевых усилий для саморегулирования в образовательном процессе;
– наряду с базовыми знаниями по предмету важнейшим компонентом системы оценивания становятся метапредметные умения в соответствии с программными установками.
Проверочные работы играют важную роль. Их организация требует учета психолого-педагогических аспектов образовательного процесса:
– контроль (поурочный, промежуточный и др.) не должен дезориентировать и дезорганизовывать учащегося;
– оценивание должно быть направлено на поддержание мотивации и успешности в изучении истории, на обретение уверенности в возможности улучшения результатов, ориентируя учащегося на самокоррекцию и саморегулирование в обучении;
– учащиеся должны быть заранее ознакомлены с основными направлениями проверки и критериями оценивания. Оценки должны быть прокомментированы, при этом важна вербальная оценка учителя в контексте формирования у учащихся самооценки.
По результатам проверочных работ учитель оценивает, в том числе, и успешность своей деятельности.
Таковы в целом самые общие подходы к организации контроля за качеством преподавания истории.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ