Русский романс как иллюстративный материал на уроках литературы
Как известно, миром в известной степени движет интерес. Этот трюизм вполне адекватен задачам педагога в процессе изучения поэзии на уроках русской литературы в VI классе. Дети любопытны и любознательн...
Как известно, миром в известной степени движет интерес. Этот трюизм вполне адекватен задачам педагога в процессе изучения поэзии на уроках русской литературы в VI классе. Дети любопытны и любознательны, важно вовремя разбудить интерес незрелого интеллекта к поэтической культуре. Обычное «штатное» чтение стихов, да еще в исполнении косноязычного соседа по парте, имеет мало шансов на эмоциональный отклик у юного школьника. Поэтому креативный преподаватель использует волшебные ключи для открывания тайных дверей в кладовые чувств. В этом плане музыка и графика представляют из себя мощный катализатор в реакции анализа литературного творчества. Следует отметить, что аудио- и видео- иллюстрации не занимают драгоценного времени урока, они служат неким активизирующим эмоции фоном в тот момент, когда преподаватель рисует литературный портрет того или иного автора.
Из всех музыкальных жанров ближе всего к стихотворению стоит романс. В России романс появился в Х1Х в. «в обстановке яркого расцвета любительского музицирования. Русские города, поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа, скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта, повсеместным явлением в дворянской и разночинной среде становится песенное сочинительство» [1]. В фильме «Чайковский» (сценарий Ю.М.Нагибина) директор Московской консерватории Н.Г.Рубинштейн говорит: «В России романсы только извозчики не пишут». Основополагающую роль в развитии русского романса играла русская поэзия, представленная произведениями блистательного поколения российских поэтов: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова и, наконец, Пушкина, поэзия которого возвысила русский романс до уровня подлинно классического искусства. Поэтому, открывая для учеников мир пушкинской поэзии, учитель вправе выбрать на свой вкус один или несколько романсов из более 200, написанных на стихи поэта. Разумеется, первое место в этом списке должны занимать романсы М.И.Глинки. Ибо, если Пушкин, по мнению Достоевского, - «наше всё» в русской литературе, то аналогичным образом Глинка занимает то же самое место в русской музыке. Говоря о Глинке, учитель вправе сказать несколько слов о близости творчества музыканта к поэзии Пушкина (опера «Руслан и Людмила», множество песен и романсов на стихи поэта). Уместно также рассказать о том, что Глинка сам был замечательным исполнителем своих вокальных произведений благодаря неожиданно возникшему у него после болезни гортани выразительному и проникновенному тенору. Современники вспоминают, что салонные концерты с участием М. Глинки нередко заканчивались тем, что во время его пения некоторые особо чувствительные барышни теряли чувства и их приходилось выносить из зала. И здесь нельзя обойти вниманием ту мистическую параллель, которая случилась с романсом «Я помню чудное мгновенье», стихи которого посвящены Анне Керн, а музыка ее дочери – Екатерине. В сети имеется немало вариантов исполнения этого шедевра – С. Лемешев, Н. Гедда, Д. Хворостовский. Каждый исполнитель по-своему интерпретирует романс, нужно только угадать, какая из версий ближе и понятнее юным слушателям. Видеоряд здесь ограничен только вкусом учителя – галерея женских портретов, созданных русскими художниками от Перова и Крамского до Репина и Серова.
Стихи М. Лермонтова также были востребованы русскими композиторами. Романтические и страстные, они требовали музыкального воплощения, число их, судя по всему, достигает нескольких тысяч. Здесь, вероятно, следует обратить внимание на ставшую народной песню «Выхожу один я на дорогу» (музыка Е. Шашиной) и романс А. Варламова «Белеет парус одинокий», по поводу которого не лишним будет анонсировать предстоящую к изучению одноименную повесть В. Катаева. Среди исполнителей романсов знаменитые русские вокалисты – С. Лемешев, И. Козловский, В. Нечаев, А Герман, О. Погудин, а также хор М. Турецкого и замечательная казанская певица Ю. Зиганшина. Подобрать видеоряд к этим романтическим стихам несложно: пейзажи Левитана, Шишкина, марины Айвазовского и акварели самого Лермонтова созвучны образам произведений.
Обозначенные в программе стихотворения М.Лермонтова «Тучи», «Утес», Три пальмы», «На севере диком» также имеют свои музыкальные интерпретации. При желании их можно включить в фоновый режим при чтении биографии поэта, тем более, что авторы этих произведений - композиторы первого ряда русских музыкантов: А. Рубинштейн, Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков и др.
И.С.Тургенев по преимуществу сочинял прозу, однако и он сумел оставить в памяти потомков замечательный романс на музыку А.М.Абаза – «Утро туманное». Среди исполнителей этого романса такие разнохарактерные артисты, как Д. Хворостовский, Б. Штоколов и В. Высоцкий. Видеоряд – картины И.Левитана, И.Шишкина.
Из романсов Ф.М.Тютчева уместно упомянуть 2 самых у нас популярных: салонный «Я встретил вас» (муз Л.Малашкина) и шедевр вокальной классики С. Рахманинова «Весенние воды». Относительно первого у биографов Тютчева имеются интересные попытки расшифровать посвящение музе поэта, скрытое инициалами «K.B.» Возможно, это была Амалия Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер, побочная дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III и двоюродная сестра будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая). Женщина необычайной красоты и обаяния, она потрясла воображение и сердце романтического юноши Теодора (так звали Федора Михайловича в юности). Другие исследователи считают, что за этими буквами Тютчев скрыл инициалы Клотильды Ботмер (в замужестве Мальтиц), сестры первой жены Тютчева Элеоноры Ботмер. Так что загадка «К. Б.» остается... Первым написал музыку на стихи Тютчева С. Донауров. Потом эти стихи положили на музыку А. Спиро и Ю. Шапорин. Но ни один из них не является автором чрезвычайно популярного ныне варианта романса "Я встретил вас”, который пел Иван Семенович Козловский и музыку которого придумал капельмейстер киевской оперы Л.Д. Милашкин.
Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 г., музыка С.В. Рахманинова появилась в 1896. Исполнение романса создает ощущение грандиозного торжества, неудержимой радости и ликования, вызванные пробуждением природы. Среди исполнителей этого романса непревзойденные М. Максакова, Е. Образцова, М.Магомаев. Видеоряд - портреты муз Ф. Тютчева, пейзажи И. Левитана, И. Грабаря.
А. Фет – признанный гений литературы, творчество которого цитируется как в России, так и в странах зарубежья. Его стихотворения, такие как «Я тебе ничего не скажу», «Шепот, робкое дыханье», «Вечер», «Это утро, радость эта», «Я пришел», «Соловей и роза» и другие сейчас обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. При рождении мальчик был назван Афанасием, что в переводе с греческого означает «бессмертный». Один из бессмертных романсов А.А. Фета на музыку А.Е. Варламова – «На заре ты ее не буди». Среди исполнителей – неподражаемый Н. Сличенко. Видеоряд – галерея русского женского портрета (Крамской, Репин, Серов, Кустодиев, Петров-Водкин).
Поэзия Н.А.Некрасова чужда той музыкальности, которую как одну из важнейших красот лирики ценят в стихах. На тексты Некрасова написано не много музыкальных произведений. Однако широко известен отрывок из поэмы «Коробейники», ставший народной песней. В качестве иллюстрации здесь можно использовать яркий и задорный клип советской певицы Л. Мондрус, а также запись великой Л. Руслановой.
Поэзия Я.П.Полонского многолика. Многие стихотворения представляют собой своего рода маленькую исповедь, лирический монолог не только самого автора, но и его героев. Все это, а также лиричность содержания, предельная простота формы, разговорная естественность интонаций объясняет то, что многие композиторы писали музыку на стихи Полонского. В творческой дружбе состояли с П.Я. Полонским выдающиеся русские музыканты, среди которых был и П.И.Чайковский, романс которого «Песнь цыганки» (Н. Обухова, Д. Хворостовский) часто исполняется на концертах для любителей камерной классики. Однако написанный Я. Пригожим на мотив вальса Вальдтейфеля шлягер под названием «Мой костер в тумане светит» стал поистине одним из самых популярных в российском застолье. Проиллюстрировать романс может яркий клип в исполнении Евгении Смоляниновой.
Поэзия друга Пушкина Е.А.Баратынского привлекала внимание композиторов присущей ей лирической углубленностью и оригинальностью. Но эти качества и затрудняли задачу музыкального воплощения мыслей поэта. Данным обстоятельством объясняется сравнительно небольшое количество романсов на слова Баратынского. Наибольшую известность приобрели элегии Баратынского, высоко ценившиеся современниками. По отзыву Пушкина, «в этом роде он первенствует». Один из лучших элегических романсов на слова Баратынского создал М. Глинка («Разуверение»). В сети есть замечательная запись этого романса с концерта Г. Писаренко и И. Козловского, заслуживающая, быть может, отдельного просмотра.
Еще один классик русской поэзии - на сей раз из знаменитого рода Толстых. Граф Алексей Константинович был выдающимся русским лириком, автором исторического романа и своеобразных былин, драматургом и сатириком. Очень многие его стихотворения положены на музыку и известны как классические русские романсы. Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов, Рубинштейн, Кюи, Ипполитов-Иванов были покорены талантом поэта и оставили нам шедевры романсного жанра. Наиболее известным и часто звучащим в репертуаре лучших русских вокалистов был и остается романс «Средь шумного бала». В сети имеется очень хорошо стилизованный клип с участием М. Магомаева.
Лирика Блока музыкальна по своему звучанию. «Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом» [2]. Поэтому стихи Блока чрезвычайно притягательны для композиторов. Первыми обратились к его произведениям композиторы-современники: Д. Шостакович, Г. Свиридов, С. Рахманинов. В наше время романсы на стихи Блока поют известные исполнители: Е. Образцова, О. Погудин, Е. Смолянинова.
Надо отметить, что просторы интернета предоставляют преподавателю неограниченные возможности выбора музыкальных иллюстраций к уроку. Однако есть еще один, давно опробованный способ привлечь внимание и интерес детей к музыке, а именно - живое исполнение романсов на специально организованной встрече учащихся и вокалистов–исполнителей, в качестве каковых могут выступить студенты художественных колледжей и вузов, а также учащиеся старших классов родной школы и даже преподаватели, владеющие романсным репертуаром. Эффект такой встречи был бы незабываемым.
В советские времена романс как жанр уходит в тень, его место заняла массовая песня. Однако стихи С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой все чаще звучат в музыкальной интерпретации на концертной эстраде, в телевизионных конкурсах. Поэтому, знакомя детей с творчеством этих поэтов, преподаватель волен включать в канву урока наиболее удачные клипы наших талантливых исполнителей в надежде, что «звуки чудных песен» не обойдут музыкальный слух и воображение юных почитателей русской литературы.
Из всех музыкальных жанров ближе всего к стихотворению стоит романс. В России романс появился в Х1Х в. «в обстановке яркого расцвета любительского музицирования. Русские города, поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа, скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта, повсеместным явлением в дворянской и разночинной среде становится песенное сочинительство» [1]. В фильме «Чайковский» (сценарий Ю.М.Нагибина) директор Московской консерватории Н.Г.Рубинштейн говорит: «В России романсы только извозчики не пишут». Основополагающую роль в развитии русского романса играла русская поэзия, представленная произведениями блистательного поколения российских поэтов: Жуковского, Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова и, наконец, Пушкина, поэзия которого возвысила русский романс до уровня подлинно классического искусства. Поэтому, открывая для учеников мир пушкинской поэзии, учитель вправе выбрать на свой вкус один или несколько романсов из более 200, написанных на стихи поэта. Разумеется, первое место в этом списке должны занимать романсы М.И.Глинки. Ибо, если Пушкин, по мнению Достоевского, - «наше всё» в русской литературе, то аналогичным образом Глинка занимает то же самое место в русской музыке. Говоря о Глинке, учитель вправе сказать несколько слов о близости творчества музыканта к поэзии Пушкина (опера «Руслан и Людмила», множество песен и романсов на стихи поэта). Уместно также рассказать о том, что Глинка сам был замечательным исполнителем своих вокальных произведений благодаря неожиданно возникшему у него после болезни гортани выразительному и проникновенному тенору. Современники вспоминают, что салонные концерты с участием М. Глинки нередко заканчивались тем, что во время его пения некоторые особо чувствительные барышни теряли чувства и их приходилось выносить из зала. И здесь нельзя обойти вниманием ту мистическую параллель, которая случилась с романсом «Я помню чудное мгновенье», стихи которого посвящены Анне Керн, а музыка ее дочери – Екатерине. В сети имеется немало вариантов исполнения этого шедевра – С. Лемешев, Н. Гедда, Д. Хворостовский. Каждый исполнитель по-своему интерпретирует романс, нужно только угадать, какая из версий ближе и понятнее юным слушателям. Видеоряд здесь ограничен только вкусом учителя – галерея женских портретов, созданных русскими художниками от Перова и Крамского до Репина и Серова.
Стихи М. Лермонтова также были востребованы русскими композиторами. Романтические и страстные, они требовали музыкального воплощения, число их, судя по всему, достигает нескольких тысяч. Здесь, вероятно, следует обратить внимание на ставшую народной песню «Выхожу один я на дорогу» (музыка Е. Шашиной) и романс А. Варламова «Белеет парус одинокий», по поводу которого не лишним будет анонсировать предстоящую к изучению одноименную повесть В. Катаева. Среди исполнителей романсов знаменитые русские вокалисты – С. Лемешев, И. Козловский, В. Нечаев, А Герман, О. Погудин, а также хор М. Турецкого и замечательная казанская певица Ю. Зиганшина. Подобрать видеоряд к этим романтическим стихам несложно: пейзажи Левитана, Шишкина, марины Айвазовского и акварели самого Лермонтова созвучны образам произведений.
Обозначенные в программе стихотворения М.Лермонтова «Тучи», «Утес», Три пальмы», «На севере диком» также имеют свои музыкальные интерпретации. При желании их можно включить в фоновый режим при чтении биографии поэта, тем более, что авторы этих произведений - композиторы первого ряда русских музыкантов: А. Рубинштейн, Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков и др.
И.С.Тургенев по преимуществу сочинял прозу, однако и он сумел оставить в памяти потомков замечательный романс на музыку А.М.Абаза – «Утро туманное». Среди исполнителей этого романса такие разнохарактерные артисты, как Д. Хворостовский, Б. Штоколов и В. Высоцкий. Видеоряд – картины И.Левитана, И.Шишкина.
Из романсов Ф.М.Тютчева уместно упомянуть 2 самых у нас популярных: салонный «Я встретил вас» (муз Л.Малашкина) и шедевр вокальной классики С. Рахманинова «Весенние воды». Относительно первого у биографов Тютчева имеются интересные попытки расшифровать посвящение музе поэта, скрытое инициалами «K.B.» Возможно, это была Амалия Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер, побочная дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III и двоюродная сестра будущей императрицы России Александры Федоровны, жены Николая). Женщина необычайной красоты и обаяния, она потрясла воображение и сердце романтического юноши Теодора (так звали Федора Михайловича в юности). Другие исследователи считают, что за этими буквами Тютчев скрыл инициалы Клотильды Ботмер (в замужестве Мальтиц), сестры первой жены Тютчева Элеоноры Ботмер. Так что загадка «К. Б.» остается... Первым написал музыку на стихи Тютчева С. Донауров. Потом эти стихи положили на музыку А. Спиро и Ю. Шапорин. Но ни один из них не является автором чрезвычайно популярного ныне варианта романса "Я встретил вас”, который пел Иван Семенович Козловский и музыку которого придумал капельмейстер киевской оперы Л.Д. Милашкин.
Стихотворение «Весенние воды» было написано в 1830 г., музыка С.В. Рахманинова появилась в 1896. Исполнение романса создает ощущение грандиозного торжества, неудержимой радости и ликования, вызванные пробуждением природы. Среди исполнителей этого романса непревзойденные М. Максакова, Е. Образцова, М.Магомаев. Видеоряд - портреты муз Ф. Тютчева, пейзажи И. Левитана, И. Грабаря.
А. Фет – признанный гений литературы, творчество которого цитируется как в России, так и в странах зарубежья. Его стихотворения, такие как «Я тебе ничего не скажу», «Шепот, робкое дыханье», «Вечер», «Это утро, радость эта», «Я пришел», «Соловей и роза» и другие сейчас обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. При рождении мальчик был назван Афанасием, что в переводе с греческого означает «бессмертный». Один из бессмертных романсов А.А. Фета на музыку А.Е. Варламова – «На заре ты ее не буди». Среди исполнителей – неподражаемый Н. Сличенко. Видеоряд – галерея русского женского портрета (Крамской, Репин, Серов, Кустодиев, Петров-Водкин).
Поэзия Н.А.Некрасова чужда той музыкальности, которую как одну из важнейших красот лирики ценят в стихах. На тексты Некрасова написано не много музыкальных произведений. Однако широко известен отрывок из поэмы «Коробейники», ставший народной песней. В качестве иллюстрации здесь можно использовать яркий и задорный клип советской певицы Л. Мондрус, а также запись великой Л. Руслановой.
Поэзия Я.П.Полонского многолика. Многие стихотворения представляют собой своего рода маленькую исповедь, лирический монолог не только самого автора, но и его героев. Все это, а также лиричность содержания, предельная простота формы, разговорная естественность интонаций объясняет то, что многие композиторы писали музыку на стихи Полонского. В творческой дружбе состояли с П.Я. Полонским выдающиеся русские музыканты, среди которых был и П.И.Чайковский, романс которого «Песнь цыганки» (Н. Обухова, Д. Хворостовский) часто исполняется на концертах для любителей камерной классики. Однако написанный Я. Пригожим на мотив вальса Вальдтейфеля шлягер под названием «Мой костер в тумане светит» стал поистине одним из самых популярных в российском застолье. Проиллюстрировать романс может яркий клип в исполнении Евгении Смоляниновой.
Поэзия друга Пушкина Е.А.Баратынского привлекала внимание композиторов присущей ей лирической углубленностью и оригинальностью. Но эти качества и затрудняли задачу музыкального воплощения мыслей поэта. Данным обстоятельством объясняется сравнительно небольшое количество романсов на слова Баратынского. Наибольшую известность приобрели элегии Баратынского, высоко ценившиеся современниками. По отзыву Пушкина, «в этом роде он первенствует». Один из лучших элегических романсов на слова Баратынского создал М. Глинка («Разуверение»). В сети есть замечательная запись этого романса с концерта Г. Писаренко и И. Козловского, заслуживающая, быть может, отдельного просмотра.
Еще один классик русской поэзии - на сей раз из знаменитого рода Толстых. Граф Алексей Константинович был выдающимся русским лириком, автором исторического романа и своеобразных былин, драматургом и сатириком. Очень многие его стихотворения положены на музыку и известны как классические русские романсы. Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов, Рубинштейн, Кюи, Ипполитов-Иванов были покорены талантом поэта и оставили нам шедевры романсного жанра. Наиболее известным и часто звучащим в репертуаре лучших русских вокалистов был и остается романс «Средь шумного бала». В сети имеется очень хорошо стилизованный клип с участием М. Магомаева.
Лирика Блока музыкальна по своему звучанию. «Парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного вообще характерно для всего творчества Блока в целом» [2]. Поэтому стихи Блока чрезвычайно притягательны для композиторов. Первыми обратились к его произведениям композиторы-современники: Д. Шостакович, Г. Свиридов, С. Рахманинов. В наше время романсы на стихи Блока поют известные исполнители: Е. Образцова, О. Погудин, Е. Смолянинова.
Надо отметить, что просторы интернета предоставляют преподавателю неограниченные возможности выбора музыкальных иллюстраций к уроку. Однако есть еще один, давно опробованный способ привлечь внимание и интерес детей к музыке, а именно - живое исполнение романсов на специально организованной встрече учащихся и вокалистов–исполнителей, в качестве каковых могут выступить студенты художественных колледжей и вузов, а также учащиеся старших классов родной школы и даже преподаватели, владеющие романсным репертуаром. Эффект такой встречи был бы незабываемым.
В советские времена романс как жанр уходит в тень, его место заняла массовая песня. Однако стихи С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой все чаще звучат в музыкальной интерпретации на концертной эстраде, в телевизионных конкурсах. Поэтому, знакомя детей с творчеством этих поэтов, преподаватель волен включать в канву урока наиболее удачные клипы наших талантливых исполнителей в надежде, что «звуки чудных песен» не обойдут музыкальный слух и воображение юных почитателей русской литературы.
Комментарийлар