Анафора и эпифора как виды лексического повтора (Специфика подготовки старшеклассников к ЕГЭ средствами элективного курса)
Ирина МАРКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы № 169 г. КазаниЗадача довузовской подготовки абитуриентов — помочь сегодняшним школьникам систематизировать и углубить полученные знани...
Ирина МАРКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы № 169 г. Казани
Задача довузовской подготовки абитуриентов — помочь сегодняшним школьникам систематизировать и углубить полученные знания по курсу русского языка при подготовке к вступительным экзаменам. Для этого необходимо создавать факультативы и элективные курсы, которые обеспечат достойный уровень подготовки выпускника по избранному им профилю.
Содержание образования в X — XI классах является личностно значимым для каждого ученика. На этой ступени общей школы ученик делает сознательный выбор своей жизненной траектории. Конечно, выбор профессии — очень сложная проблема. Поэтому профильные классы часто не нацеливают учащегося на приобретение конкретной профессии, а только ставят перед ним цели, связанные с поступлением в вуз. Значит, остро стоит вопрос, насколько полученные знания в рамках школьной программы и элективных курсов соотносятся со знаниями, необходимыми для обучения в вузе. Такой подход требует совместных усилий специалистов средней и высшей школы.
В нашей школе была разработана программа элективных курсов по русскому языку, направленная на подготовку учащихся старших классов к работе по восприятию художественного и публицистического текстов и умению видеть в нём средства выразительности, используемые автором (задания В8, часть С). Данная Программа даёт возможность более глубокого понимания художественного слова произведений, как русской классики, так и современной литературы. В качестве дидактического материала предлагается использовать тексты художественных и публицистических произведений программы по литературе для IX — XI классов. Содержание курса обусловливает применение как теоретических, так и практических форм занятий.
Цель курса: подготовить учащихся к умению видеть и анализировать средства выразительности, которые использует автор в произведении.
Курс рассчитан на 17 часов.
Содержание курса.
Тема 1. Понятие о художественных особенностях текста и средствах выразительности (1 час).
Вводятся понятия «художественные особенности текста» и «средства выразительности», записываются и обсуждаются названия средств выразительности.
Тема 2. Метафора. Эпитет (1 час).
Даётся определение метафоры и эпитета.
Проводится практическая работа по закреплению этих понятий в работе с художественным текстом.
Тема 3. Сравнение. Сравнительный оборот (1 час).
Даётся определение сравнения и сравнительного оборота. Проводится практическая работа по закреплению этих понятий в работе с художественным текстом.
Тема 4. Риторическое обращение. Риторический вопрос (1 час).
Даётся определение риторического обращения и риторического вопроса. Проводится практическая работа по закреплению этих понятий в работе с художественным текстом.
Тема 5. Синтаксические синонимы; разговорные синтаксические конструкции; контекстные синонимы (2 часа).
Даётся определение синтаксических синонимов, разговорных синтаксических конструкций, контекстных синонимов. Проводится практическая работа по закреплению этих понятий.
Тема 6. Ряды однородных членов; лексический повтор (1 час).
Даётся определение рядов однородных членов, лексического повтора. Проводится практическая работа по закреплению этих понятий.
Тема 7. Гипербола. Антитеза (1 час).
Даётся определение гиперболы, антитезы.
Проводится практическая работа по закреплению этих понятий.
Тема 8. Ирония. Экспрессивная разговорная лексика (1 час).
Даётся определение иронии, экспрессивной разговорной лексики. Проводится практическая работа по закреплению этих понятий.
Тема 9. Фразеологизмы. Их роль в тексте (1 час).
Проводится практическая работа по закреплению этого понятия.
Тема 10. Парадоксальное сочетание слов и высказывание (1 час).
Даётся определение парадоксального сочетания слов и высказывания. Проводится практическая работа по закреплению этих понятий.
Тема 11. Инверсия, ее роль в тексте (1 час).
Даётся определение инверсии.
Проводится практическая работа по закреплению этого понятия.
Тема 12. Анафора. Градация. Парцелляция (2 часа).
Даётся определение анафоры, градации, парцелляции. Проводится практическая работа по закреплению этих понятий.
Тема 13. Анализ художественных особенностей текста (средства выразительности) (3 часа).
Проводятся практические занятия по работе с художественными и публицистическими текстами. Вырабатываются навыки самостоятельной работы с текстами.
Формой итогового контроля является зачет, проводимый в 2 этапа:
1 этап — письменный зачет (найти средства выразительности в тексте и определить их роль);
2 этап — устный зачет (рассказать об одном из средств выразительности и привести пример его использования в тексте).
Необходимость данного элективного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно уделено времени на формирование навыков учащихся по работе с текстом и художественными средствами выразительности. Данная работа является универсальной для подготовки выпускников школ и абитуриентов для вузов разных профилей образования. Многолетняя работа в этом направлении дала свои положительные результаты, отражённые в стопроцентной успеваемости учащихся по итогам ЕГЭ.
Представляем вашему вниманию разработку одного занятия данного элективного курса.
Тема. Анафора и эпифора как виды лексического повтора.
Форма проведения: занятие элективного курса.
Цели:
— дать представление учащимся о художественной трансформации слова в поэтическом тексте;
— формировать гуманитарное образование учащихся;
— продолжить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Оборудование урока: презентация по теме.
Методические приёмы: лекция, аналитическая беседа.
I. Вступительное слово учителя. В системе образных средств языка лексика занимает центральное место. Все высказывания о величии, силе, поражающем богатстве и удивительной красоте русского языка обращают внимание, прежде всего, на многообразие лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых разнообразных значений.
Слово является основной единицей языка, самым заметным элементом его художественных средств, вопрос о лексическом богатстве русского языка, об изобразительном использовании лексики в художественном тексте является наиболее разработанным в лингвистической литературе. И сегодня мы уделим внимание некоторым вопросам, связанным с экспрессивным использованием лексики. Один из таких языковых приёмов, основанных на свойствах слова, — лексический повтор.
II. Изложение нового материала.
Учитель. Говоря о словообразовательном повторе, познакомимся с одним из наиболее употребительных стилистических приёмов — анафорой. Напомним, что анафора (или единоначатие) — изобразительный приём, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Сейчас уместно рассказать об анафоре словообразовательной, то есть о словообразовательном повторе, который одновременно служит и средством единоначатия смежных стихов или слов. Приём словообразовательной анафоры можно увидеть во многих приведённых ниже примерах:
Жди меня и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
(К.Симонов)
Эпифора — повторение слов или словосочетаний в конце строк. Эта стилистическая фигура тоже весьма часто используется в поэтической речи. Так, развёрнутую эпифору находим в стихотворении А.Пушкина «Моя родословная». Каждая строфа этого произведения завершается одним и тем же словом, но в разных смысловых вариациях: «Я просто русский мещанин». «Я, братцы, мелкий мещанин». «Я, слава богу, мещанин». «Нижегородский мещанин». «Я сам большой: я мещанин».
Эпифора встречается и во многих других произведениях русской литературы.
Всё моё, сказало злато;
Всё моё, сказал булат.
Всё куплю, сказало злато;
Всё возьму, сказал булат.
(А.Пушкин)
III. Закрепление материала. Использование компьютерной презентации. (Слайд. «Зимняя ночь» (Б.Пастернак).
Вопросы для рассуждения:
1. Какой художественный эффект придаёт этому тексту лексический повтор? (Лексический повтор в этом стихотворении создаёт образ вечности. Что бы ни происходило на земле, как бы ни менялись эпохи и люди, вечными ценностями для человека была, есть и будет любовь.)
2. Какое влияние этот художественный эффект оказывает на ритмику, интонацию стихотворения? (Лексический повтор здесь выстраивает определённую ритмику стиха. Стихотворение похоже на заклинание. Зимняя стужа, как Снежная Королева, пытается напугать любовь, но в тёплом доме горела, горит и будет гореть свеча.)
3. С одинаковой ли интонацией читается повторяющаяся фраза «свеча горела» во всех случаях? (Свеча загоралась сначала время от времени, а в последней строфе мы видим, что она горит всегда, обещая вечный приют и покой.)
IV. Домашнее задание. Подобрать примеры анафоры и эпифоры в стихотворениях поэтов XX века.
Комментарийлар