Что видит и слышит поэт
(Интегрированный урок литературного чтения и географии. I класс)Татьяна ТАТАРИНЦЕВА,учитель начальных классов высшей квалификационной категории Камскополянской средней школы №2 Нижнекамского районаНад...
(Интегрированный урок литературного чтения и географии. I класс)
Татьяна ТАТАРИНЦЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Камскополянской средней школы №2 Нижнекамского района
Надежда ШАХОВА,
учитель географии I квалификационной категории Камскополянской средней школы №2 Нижнекамского района
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о том, что поэты открывают нам привычные вещи с иной, неизвестной стороны; способствовать развитию внимания к слову, воображения, навыков осмысленного и выразительного чтения, навыков внутреннего чтения, формировать первоначальное научное представление о ветре.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты
Личностные УУД: познают основы для развития творческого воображения, умеют эмоционально воспринимать художественный текст.
Метапредметные УУД
Регулятивные − понимают важность планирования своей деятельности, цель и смысл выполняемых заданий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Познавательные − структурируют знания, выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление).
Коммуникативные − входят в коммуникативную игровую и учебную ситуацию, воспринимают мнение сверстников о прочитанном произведении.
Предметные УУД: научатся читать вслух по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения, находить звукопись в тексте, понимать смысл использования этого приёма; получат возможность научиться видеть привычные вещи с иной, неизвестной стороны, отвечать на вопросы по тексту, опираясь на выборочное чтение, узнают, что такое ветер и значение его в жизни человека.
Образовательные ресурсы: комплект иллюстраций «Сила ветра» для работы в парах, задания с текстом для индивидуальной работы, схематичный рисунок для творческой работы обучающихся, презентация «Ветер», аудиозапись звуков природы.
Верстать только текст
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Формы контроля | ||||
Организационый момент | Учитель начальных классов.Доброе утро солнцу и птицам! |
Доброе утро улыбчивым лицам!
Что есть прекрасного в обычном?
Мир этот полон красоты.
И то, что кажется обычным,
Иначе вдруг увидишь ты.
− Сегодня урок мы проведем вместе с учителем географии Надеждой Николаевной.Приветствуют учителя, организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных рабочих принадлежностей.Личностные: проявляют готовность к обучению, отношение к учению.Наблюдение учителя Постановка учебной задачиУчитель начальных классов. Послушайте эти звуки, определите, кто или что их издаёт.Аудиозапись (жужжание мухи, шелест дождя, морской прибой, шелест листьев, ветер).
− Отгадайте загадку:
Хоть бескрылый, а летает.
Безголосый, а свистит.
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде −
Миг и нет его нигде. (Ветер)
− Может быть, кто-то уже догадался, кто же будет героем нашего урока сегодня? Мы слышали музыку ветра, а на уроке познакомимся с Песней ветра, которую услышал поэт Саша Чёрный и с Разговором Ветра с осинками, который подслушала поэтесса Ирина Токмакова.
Учитель географии. Что вы знаете о ветре и что хотели бы узнать?Слушают и определяют звуки природы, отгадывают загадку, составляют план урока:1. Что такое ветер?
2. Почему дует ветер?
3. Ветер − друг или враг?Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного с помощью учителя; извлекают необходимую информацию, определяют основную информацию.Устные ответы Открытие новых знанийУчитель начальных классов. План урока составлен, начинаем дружно работать.Организация чтения стихотворения «Песня Ветра» по строфам. Беседа после первичного восприятия текста:
− Как интересно Саша Чёрный рассказал про обычный ветер. Что вам показалось самым интересным?
− Чем занимается ветер в стихотворении?
Учитель географии. Мы можем почувствовать ветер?
− Мы можем его увидеть? Попробуем увидеть его в классе.
Демонстрирует опыт со свечой.
− Что же такое ветер? Откуда он взялся? (Ветер − это движение воздуха.)
− Что заставляет двигаться воздух в природе? Слайд
Учитель начальных классов. В каких строчках стихотворения Саши Чёрного мы можем увидеть ветер? А в каких услышать? Каким приемом пользуется автор? (Ветер предлагает нам подвигаться, отдохнуть.)
Организация физминутки. Слайд
Учитель географии. Каким бывает ветер?
Выберите слова-признаки, которые характеризуют ветер: сильный, сладкий, холодный, зеленый, теплый, пестрый, сырой, порывистый, слабый, широкий, ласковый, грозный.
Учитель начальных классов. Какой характер ветра в стихотворении Саши Чёрного? Докажите!
Учитель географии. А бывает ли так, что ветер помогает людям? Слайд
Учитель начальных классов. Найдите и зачитайте строчки из стихотворения И.Токмаковой в которых тоже говорится, что ветер может быть другом.
− Какой ветер вам больше нравится и почему?
Организация физминутки «Мозговая гимнастика»
Читают самостоятельно.Читают по строфам вслух.
Определяют главную мысль произведения под руководством учителя.
Отвечают на вопросы с опорой на текст.
Высказывают предположения.
Делают выводы, аргументируют свою точку зрения. Получают первоначальные географические понятия о ветре.
Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Соотносят свои высказанные предположения с прочитанным произведением.
Работают в парах по карточкам. Выполняют задание на основе своего жизненного опыта.
Читают выборочно.
Отвечают на вопрос. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей.
Выполняют качания головой, «ленивые восьмерки», «шапку для размышлений», моргания.Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Отвечают на вопросы, сами задают вопросы.Коммуникативные: учатся высказывать свое предположение на основе материала учебника, находят в тексте подтверждение высказанным точкам зрения. Участвуют в диалоге, сотрудничают в совместном решении задачи.
Регулятивные: подтверждают строчками из текста прозвучавшие точки зрения. Понимают, что разные точки зрения имеют разные основания.Самостоятельное чтение
Выборочное чтение.
Развернутые ответы на вопросы
Анализ лексического значения слов Включение в систему знанийУчитель географии. Рассмотрите эти картинки внимательно, нет ли здесь лишней? Почему?
− Разложите оставшиеся картинки в таком порядке, как вы считаете нужным.
Знакомство с словами «ураган, смерч».
Работа по презентации «Проделки ветра»Выполняют практическую работу в парах.
Участвуют в коллективной беседе.
Получают первоначальные географические понятия о силе и значении ветра.Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем.Познавательные: работают с презентацией, используют свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Анализ иллюстраций
Устные ответы Мотивация к анализу текста, творчествуУчитель начальных классов.− Ветер можно почувствовать, можно увидеть, услышать его музыку, написать о нем в стихотворении. Я предлагаю вам раскрасить ветер. Возьмите тот цветной карандаш, каким вы видите ветер.
− Почему выбрали именно этот цвет?
− Встаньте с места и прикрепите свой рисунок на доскуВыполняют творческую работу.
Личностные: определяют свое эмоциональное состояние на уроке через творческое задание.Коммуникативные: участвуют в диалоге, учатся слушать и принимать точку зрения одноклассников.Наблюдение
Устные ответы Подведение итогов урока. РефлексияУчитель начальных классов. Выполнили ли мы план урока?− Получили мы ответы на свои вопросы?
− Что запомнили на уроке и хотели бы рассказать родителям, друзьям?
Учитель географии. Мы с вами немножко прикоснулись и к географии. На интересующие вас вопросы можно найти ответы в энциклопедиях, занимательных книгах, в интернете.
− Спасибо за урок!Оценивают результаты своей работы на уроке.Проговаривают, выполнен ли план урока, получены ли ответы на вопросы.Личностные: понимают значение знаний для человека, структурируют знания.Коммуникативные: выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Словесное оценивание деятельности обучающихся на уроке.
Презентация.
Комментарийлар