Электризация. Электрический заряд. Проводники и непроводники заряда
(Урок по физике. VIII класс)Валентина ГАГИНА,учитель физики высшей квалификационной категории средней школы №5 г. АзнакаевоЦели и задачи урока:– Знакомство учащихся с понятием электрический заряд, с...
(Урок по физике. VIII класс)
Валентина ГАГИНА,
учитель физики высшей квалификационной категории средней школы №5 г. Азнакаево
Цели и задачи урока:
– Знакомство учащихся с понятием электрический заряд, с двумя видами электрического заряда, со способами сообщения телу заряда (электризацией), с проводниками и непроводниками электрического заряда.
– Формирование умений наблюдать, анализировать, делать выводы на основе полученных из наблюдений фактов, учить применять полученные знания в изменённой ситуации.
– Создать условия творческого поиска, самореализации, способствовать развитию интереса к предмету.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Применяемые методы: эвристическая беседа, проблемный, деятельностный, коллективный и групповой эксперимент.
Оборудование:
Учителю: компьютер, проектор, экран, ВС-24, стеклянная и эбонитовая палочки, линейка метровая, лампочка на подставке, мех, шёлк, электроскоп, проводник на изолирующей ручке, цветок в горшке, безэлектродные газонаполненные лампы, штатив на изолирующей подставке, станиолевые гильзы на шёлковых нитях.
Учащимся: лампочка на подставке, линейка ученическая; штатив с лапкой и муфтой, на шёлковых нитях два небольших воздушных шарика, бумага, полиэтилен, кусок шерстяной и шёлковой ткани.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе;
– самооценка;
– уважать мнение других;
– умение высказывать своё мнение.
Предметные результаты: усваивают понятие электрический заряд, два рода электрического заряда, явление электризации, признаки электризации и примеры электризации.
Метапредметные результаты:
– выделять признаки явлений и объектов;
– анализировать явления и объекты;
– сравнивать явления и объекты по выделенным признакам.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
– формулировать тему урока;
– ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
– добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
– перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата, в т. ч. и для создания нового продукта.
Регулятивные УУД:
– целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
– с помощью учителя планировать предстоящую деятельность;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
– участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
– доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Ход урока
Приветствие. Проверка готовности к уроку и восприятию нового материала.
Постановка цели и темы урока.
Учитель. Ребята, мы начинаем сегодня изучать новую, очень интересную тему, знания материала которой поможет вам ориентироваться во многих жизненных ситуациях, объяснять загадочные природные явления и занимательные опыты.
III. Актуализация знаний
Проблемный опыт. Свечение лампочек вблизи наэлектризованного цветка.
Вопрос. Как объяснить этот опыт?
(Учитель слушает версии учащихся, подводит к формулировке темы урока.)
Учитель. Ребята, название темы определите, отгадав мою загадку:
Оно несёт нам свет, тепло
Компьютер, видео включает
Комфортно с ним, но без него
Удобства мигом исчезают. (Электричество.)
(Далее учитель говорит о значении электрических явлений в жизни человека. Обращается к учащимся с вопросом «О каком физическом явлении идёт речь в загадке?»
Они неразлучны друг и подруга,
Разит и сверкает она.
Увидеть же спутника – друга
Нам не дано никогда. (Гром и молния.)
Учитель. Знакомо ли вам, ребята, природное явление, которое я описала в своём стихотворении?
Красками сияют небеса
Изумрудно- голубыми.
Природа кажет чудеса,
Дарит таинства не земные.
И, замираешь, глядя ввысь,
Любуясь красотою,
Игрою красок не земных,
Палитрой не земною.
О, как мудра природа, ты,
Причудлива, спесива.
Но чудеса твои постичь
Способен ум пытливый.
В сияньях тех небесных
Нет сверх чудесных сил
Лишь электричества деяньем
Их Ломоносов объяснил. (Полярные сияния.)
Учитель. Ребята, попробуйте определить круг вопросов, связанных с темой «Электричество». (Обсуждение в группах, сообщение вопросов всему классу. Учитель записывает тему урока на доске.) Слайд 1.
Учитель. Природу молнии, полярных сияний и многие другие явления мы сможем объяснить, изучив тему «Электрические явления». (Показывает опыт «Маленькая молния» – электрический разряд в газе. Сообщение о молнии.) Слайды 2 – 6.
3-й опыт– «Свечение трубок с газом».
Учитель. Чтобы выяснить природу молнии учёным пришлось потрудиться. Попробуем мы с вами, ребята, подойти поближе к разгадке этих явлений.
4-й опыт. Учитель подносит эбонитовую палочку, потёртую о мех к линейке, уравновешенной на лампочке, закреплённой в патроне на подставке. (Этот же опыт проделывают ребята в группах.) Линейка притягивается к полочке, показывает притяжение к наэлектризованной палочке лёгких станиолевых листков или воздушного шарика или гильзы. Далее учитель сообщает, что подобное наблюдали греки, рассказывает легенду о происхождении слова электричество.
Обращается к ребятам: «Как вы думаете, каким образом слово «янтарь» связано с нашей темой – электричество. (Работая с учебником учащиеся находят ответ.)
Попытаемся узнать на опыте, что такое электрический заряд? Каким образом возможно сообщить телу электрический заряд? Из предыдущих опытов мы можем сделать вывод, что к наэлектризованному телу или телу, которому сообщён электрический заряд, притягиваются другие тела. Выясним, каким способом телу можно сообщить электрический заряд. (На основе опытов с имеющимся на партах оборудованием и материала учебника, а также наводящих вопросов учителя ребята приходят к выводам.) Слайд 8
– Наэлектризовать тело возможно трением, соприкосновением, через влияние или наведением (по индукции).
– Существует два рода электрического заряда: положительный и отрицательный.
– При электризации получают заряд оба тела: одно – положительный, другое – отрицательный.
– Тела с одноимёнными зарядами отталкиваются, с разноимёнными – притягиваются.
– Одно и то же тело при взаимодействии с разными телами способно получить разный по знаку заряд. Например, потереть пластмассовую ручку или линейку рукой и бумагой, а затем поочерёдно поднести к шарику.
– Существуют проводники и непроводники электрического заряда (диэлектрики).
– Электрический заряд тела можно измерить прибором – электрометром или электроскопом.
(Ребята объясняют устройство электроскопа с помощью описания в книге.)
5-й опыт (слайд 7)
(Учитель демонстрирует 6-й опыт «Разрядка заряженного электроскопа при касании его рукой». Предлагает ребятам сделать вывод.)
Вывод. Тело человека хорошо проводит электрический заряд.
(Ученики записывают выводы из опытов в тетради после их обобщения.)
Закрепление изученного, первичное применение знаний.
Тест (слайд 10 «Проверь себя») (Самостоятельная работа с последующим взаимоконтролем).
а) оттолкнётся; б) притянется ; в) останется в покое.
а) оттолкнётся; б) притянется; в) останется в покое.
а) не взаимодействуют; б) притягиваются; в) отталкиваются.
а) трением; б) соприкосновением; в) через влияние; г) способами а; б; в.
а) металлы; б) растворы солей; в) тело животного; г) всё перечисленное.
а) стереоскоп; б) электрометр; в) электроскоп; г) б; в.
(Соседи по плечу меняются работами и сверяют ответы товарища с ответами учителя: 1-б, 2-б, 3-б, 4-г, 5-г, 6-г.)
Опыт 7. Действие антистатика.
Учитель просит ребят подвести итог урока. Что нового они узнали? ( Обсуждение в группах и всем классом).
Выставляет оценки за точное проведение эксперимента, правильные выводы из него. (Слайд 12)
VII. Домашнее задание
Слайд 14. Прочитать § 25 – 27. Вопрос для подготовки к восприятию материала следующего урока: «Каким образом можно удалить с проводника на изолирующей подставке половину имеющегося на нём заряда?»
Индивидуальные задания:
VIII. Рефлексия(Учитель приводит слова Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» Обращается к учащимся дать оценку уроку, себе.) Слайд 13
Учитель. Ребята, продолжите фразы:
– Сегодня я узнал...
– Я на уроке научился...
– Было трудно...
– Особенно понравилось...
– Оценка себе... Слайд 15
(Учитель благодарит всех за работу на уроке.) Слайд 16
ЭОР:
Презентация к уроку: «Электризация. Электрический заряд. Проводники и непроводники заряда».
https://cacoo.com/diagrams/MDoOvKL6QNpXHL5o
Комикс «Статика» – http://www.toondoo.com/View.toon?param=7920131
http://multiring.ru/lesson/view/492
Подборка рисунков-вопросов по электризации – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bdc43fae-692c-4a70-9557-2b429a27309e/85.swf
Сайт «Физика в школе»: http://physis.ucjz.ru
http://www.schooltests.ru/
Презентация
Валентина ГАГИНА,
учитель физики высшей квалификационной категории средней школы №5 г. Азнакаево
Цели и задачи урока:
– Знакомство учащихся с понятием электрический заряд, с двумя видами электрического заряда, со способами сообщения телу заряда (электризацией), с проводниками и непроводниками электрического заряда.
– Формирование умений наблюдать, анализировать, делать выводы на основе полученных из наблюдений фактов, учить применять полученные знания в изменённой ситуации.
– Создать условия творческого поиска, самореализации, способствовать развитию интереса к предмету.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Применяемые методы: эвристическая беседа, проблемный, деятельностный, коллективный и групповой эксперимент.
Оборудование:
Учителю: компьютер, проектор, экран, ВС-24, стеклянная и эбонитовая палочки, линейка метровая, лампочка на подставке, мех, шёлк, электроскоп, проводник на изолирующей ручке, цветок в горшке, безэлектродные газонаполненные лампы, штатив на изолирующей подставке, станиолевые гильзы на шёлковых нитях.
Учащимся: лампочка на подставке, линейка ученическая; штатив с лапкой и муфтой, на шёлковых нитях два небольших воздушных шарика, бумага, полиэтилен, кусок шерстяной и шёлковой ткани.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе;
– самооценка;
– уважать мнение других;
– умение высказывать своё мнение.
Предметные результаты: усваивают понятие электрический заряд, два рода электрического заряда, явление электризации, признаки электризации и примеры электризации.
Метапредметные результаты:
– выделять признаки явлений и объектов;
– анализировать явления и объекты;
– сравнивать явления и объекты по выделенным признакам.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
– формулировать тему урока;
– ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
– добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
– перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата, в т. ч. и для создания нового продукта.
Регулятивные УУД:
– целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока);
– с помощью учителя планировать предстоящую деятельность;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
– контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
– участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
– доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Ход урока
- I. Организационный этап
Приветствие. Проверка готовности к уроку и восприятию нового материала.
- II. Целеполагание и мотивация
Постановка цели и темы урока.
Учитель. Ребята, мы начинаем сегодня изучать новую, очень интересную тему, знания материала которой поможет вам ориентироваться во многих жизненных ситуациях, объяснять загадочные природные явления и занимательные опыты.
III. Актуализация знаний
Проблемный опыт. Свечение лампочек вблизи наэлектризованного цветка.
Вопрос. Как объяснить этот опыт?
(Учитель слушает версии учащихся, подводит к формулировке темы урока.)
Учитель. Ребята, название темы определите, отгадав мою загадку:
Оно несёт нам свет, тепло
Компьютер, видео включает
Комфортно с ним, но без него
Удобства мигом исчезают. (Электричество.)
(Далее учитель говорит о значении электрических явлений в жизни человека. Обращается к учащимся с вопросом «О каком физическом явлении идёт речь в загадке?»
Они неразлучны друг и подруга,
Разит и сверкает она.
Увидеть же спутника – друга
Нам не дано никогда. (Гром и молния.)
Учитель. Знакомо ли вам, ребята, природное явление, которое я описала в своём стихотворении?
Красками сияют небеса
Изумрудно- голубыми.
Природа кажет чудеса,
Дарит таинства не земные.
И, замираешь, глядя ввысь,
Любуясь красотою,
Игрою красок не земных,
Палитрой не земною.
О, как мудра природа, ты,
Причудлива, спесива.
Но чудеса твои постичь
Способен ум пытливый.
В сияньях тех небесных
Нет сверх чудесных сил
Лишь электричества деяньем
Их Ломоносов объяснил. (Полярные сияния.)
Учитель. Ребята, попробуйте определить круг вопросов, связанных с темой «Электричество». (Обсуждение в группах, сообщение вопросов всему классу. Учитель записывает тему урока на доске.) Слайд 1.
- IV. Изучение новых знаний и способов деятельности
Учитель. Природу молнии, полярных сияний и многие другие явления мы сможем объяснить, изучив тему «Электрические явления». (Показывает опыт «Маленькая молния» – электрический разряд в газе. Сообщение о молнии.) Слайды 2 – 6.
3-й опыт– «Свечение трубок с газом».
Учитель. Чтобы выяснить природу молнии учёным пришлось потрудиться. Попробуем мы с вами, ребята, подойти поближе к разгадке этих явлений.
4-й опыт. Учитель подносит эбонитовую палочку, потёртую о мех к линейке, уравновешенной на лампочке, закреплённой в патроне на подставке. (Этот же опыт проделывают ребята в группах.) Линейка притягивается к полочке, показывает притяжение к наэлектризованной палочке лёгких станиолевых листков или воздушного шарика или гильзы. Далее учитель сообщает, что подобное наблюдали греки, рассказывает легенду о происхождении слова электричество.
Обращается к ребятам: «Как вы думаете, каким образом слово «янтарь» связано с нашей темой – электричество. (Работая с учебником учащиеся находят ответ.)
Попытаемся узнать на опыте, что такое электрический заряд? Каким образом возможно сообщить телу электрический заряд? Из предыдущих опытов мы можем сделать вывод, что к наэлектризованному телу или телу, которому сообщён электрический заряд, притягиваются другие тела. Выясним, каким способом телу можно сообщить электрический заряд. (На основе опытов с имеющимся на партах оборудованием и материала учебника, а также наводящих вопросов учителя ребята приходят к выводам.) Слайд 8
– Наэлектризовать тело возможно трением, соприкосновением, через влияние или наведением (по индукции).
– Существует два рода электрического заряда: положительный и отрицательный.
– При электризации получают заряд оба тела: одно – положительный, другое – отрицательный.
– Тела с одноимёнными зарядами отталкиваются, с разноимёнными – притягиваются.
– Одно и то же тело при взаимодействии с разными телами способно получить разный по знаку заряд. Например, потереть пластмассовую ручку или линейку рукой и бумагой, а затем поочерёдно поднести к шарику.
– Существуют проводники и непроводники электрического заряда (диэлектрики).
– Электрический заряд тела можно измерить прибором – электрометром или электроскопом.
(Ребята объясняют устройство электроскопа с помощью описания в книге.)
5-й опыт (слайд 7)
(Учитель демонстрирует 6-й опыт «Разрядка заряженного электроскопа при касании его рукой». Предлагает ребятам сделать вывод.)
Вывод. Тело человека хорошо проводит электрический заряд.
(Ученики записывают выводы из опытов в тетради после их обобщения.)
- V. Проверка понимания изученного материала
Закрепление изученного, первичное применение знаний.
Тест (слайд 10 «Проверь себя») (Самостоятельная работа с последующим взаимоконтролем).
- Как будет вести себя бумажная гильза, подвешенная на подставке, если к ней подвести эбонитовую палочку, потёртую о шерсть?
а) оттолкнётся; б) притянется ; в) останется в покое.
- Как будет вести себя бумажная гильза, подвешенная на подставке, если к ней подвести стеклянную палочку, потёртую о шелк?
а) оттолкнётся; б) притянется; в) останется в покое.
- Как взаимодействуют стеклянная палочка, потёртая о шёлк и эбонитовая палочка, потёртая о сукно?
а) не взаимодействуют; б) притягиваются; в) отталкиваются.
- Каким образом можно сообщить телу электрический заряд?
а) трением; б) соприкосновением; в) через влияние; г) способами а; б; в.
- К проводникам электрического заряда относят:
а) металлы; б) растворы солей; в) тело животного; г) всё перечисленное.
- Прибор для обнаружения электрического заряда –…
а) стереоскоп; б) электрометр; в) электроскоп; г) б; в.
(Соседи по плечу меняются работами и сверяют ответы товарища с ответами учителя: 1-б, 2-б, 3-б, 4-г, 5-г, 6-г.)
- VI. Повышение уровня знаний. Применение знаний в изменённой ситуации
- Можно ли концы стеклянной палочки зарядить разноимённо? (Да. См. вывод 5.)
- Объясните 6-й опыт. Кольцо из тонкой проволоки заряжают от одного из электродов прибора «Разряд-1». Почему кольцо разрывается? (Так как элементы кольца получают заряд одного знака.)
- Угольная пыль на шахтах, мучная пыль на мельницах, кусочки пряжи на ткацких фабриках и т. д.наэлектризовавшись, могут вызвать аварии и неполадки. Как с этим бороться? (Вентиляция помещений, увлажнение, применение специальных аэрозолей, ионизация.)
Опыт 7. Действие антистатика.
- VI. Подведение итогов урока
Учитель просит ребят подвести итог урока. Что нового они узнали? ( Обсуждение в группах и всем классом).
Выставляет оценки за точное проведение эксперимента, правильные выводы из него. (Слайд 12)
VII. Домашнее задание
Слайд 14. Прочитать § 25 – 27. Вопрос для подготовки к восприятию материала следующего урока: «Каким образом можно удалить с проводника на изолирующей подставке половину имеющегося на нём заряда?»
Индивидуальные задания:
- Подготовить сообщения: на темы «Электризация в быту и технике», «Влияние электризации на человека» (по выбору).
- 2. Изготовить действующую модель электроскопа.
- Подборка интересных фактов, связанных с электрическими явлениями.
- Найти или придумать поговорки, пословицы, загадки, стихотворения по изучаемой теме.
- Пройти тест на сайте: http://physis.ucoz.ru «Физика в школе»
VIII. Рефлексия(Учитель приводит слова Гёте: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» Обращается к учащимся дать оценку уроку, себе.) Слайд 13
Учитель. Ребята, продолжите фразы:
– Сегодня я узнал...
– Я на уроке научился...
– Было трудно...
– Особенно понравилось...
– Оценка себе... Слайд 15
(Учитель благодарит всех за работу на уроке.) Слайд 16
ЭОР:
Презентация к уроку: «Электризация. Электрический заряд. Проводники и непроводники заряда».
https://cacoo.com/diagrams/MDoOvKL6QNpXHL5o
Комикс «Статика» – http://www.toondoo.com/View.toon?param=7920131
http://multiring.ru/lesson/view/492
Подборка рисунков-вопросов по электризации – http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bdc43fae-692c-4a70-9557-2b429a27309e/85.swf
Сайт «Физика в школе»: http://physis.ucjz.ru
http://www.schooltests.ru/
Презентация
Комментарийлар