Эпитеты (Дидактический материал к урокам подготовки учащихся к ЕГЭ И ГИА*)
Тамара СКИРГАЙЛО, Гульшат АХБАРОВА, доктора педагогических наук, профессора ИРО РТ*Окончание. Начало в 10, 11 номерах журнала «Магариф» за 2013 год. В художественном произведении эпитет может выполнят...
*Окончание. Начало в 10, 11 номерах журнала «Магариф» за 2013 год.
В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:
— образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты;
— создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
— передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: «Куда поскачет наш проказник?» (А.Пушкин);
— совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).
Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.
Эпитеты исследуют с разных позиций, предлагая при этом различные их классификации. Эпитеты можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение), индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость — А.Толстой.), народно-поэтические (красна девица, добрый молодец). Последние называют еще постоянными, так как словосочетания с ними приобрели в языке устойчивый характер.
Стилистический подход к изучению эпитетов дает возможность выделить в их составе три группы:
1) усилительные эпитеты, которые указывают на признак, содержащийся в определяемом слове (зеркальная гладь, холодное равнодушие, аспидная темень); к усилительным эпитетам относятся и тавтологические (горе горькое).
2) уточнительные эпитеты, называющие отличительные признаки предмета (величину, форму, цвет и т.д.) (Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины. — А. Т.).
Выразительная сила таких эпитетов нередко подкрепляется другими тропами, особенно сравнениями [Дивной вязью он (народ. — авт.) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга, — вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого (А. Т.)]. Между усилительными и уточнительными эпитетами не всегда удается провести четкую границу.
3) контрастные эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по смыслу слов — оксюмороны [живой труп (Л.Толстой); радостная печаль (В.Короленко); ненавидящая любовь (М. Шолохов.)].
Возможны и другие группировки эпитетов. Это свидетельствует о том, что понятие «эпитет» объединяет весьма разнообразные лексические средства образности.
19. Прочитайте сообщение ученика об эпитете. Какими сведениями и примерами вы бы его обогатили?
Эпитет [греч. ephiteton — приложение] — слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.
Эпитет определяет какую-либо сторону или свойство явления лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свое значение, свои признаки. Например: серебряные коньки, шелковые кудри. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.
Эпитетом может быть всякое определяющее слово: существительное — например: «бродяга-ветер», прилагательное — например: «деревянные часы», наречие или деепричастие: «ты жадно глядишь» или «самолеты несутся, сверкая».
Эпитет нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый (снег)» или «мягкий (снег)» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются эпитетами, потому что они дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: «снег белый, с блестящими крупинками, как сахар», «снег белый, мягкий и легкий, как лебяжий пух». Эпитет — это всегда метафорическое прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения.
В народном поэтическом творчестве часто используется так называемый постоянный эпитет, переходящий из одного определения в другое, например: красна девица, сине море, зелена трава (поле чистое, море синее, тучи черные, солнце красное). Иногда роль эпитета играют «эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния» (А.Квятковский).
Эпитеты бывают простые, состоящие из одного слова, обычно прилагательного, и эпитеты сложные, выраженные в нескольких словах, а иногда и в целой короткой фразе:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
(А.С.Пушкин)
Эпитет является простейшей формой тропа.
20. Прочитайте стихотворные отрывки, определите, какие части речи в этих стихотворных строчках являются эпитетами.
1.Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н.Некрасов)
2. Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана. (М. Лермонтов)
3. Ветер-певун с завываньем кликуш
Мчится в лесную дремучую глушь. (С.Есенин)
4. В цветах любви весна-красавица
По роще косы расплела. (С.Есенин)
5. На бугре берёзка-свечка
В лунных перьях серебра. (С.Есенин)
21. Прочитайте примеры, определите, какие части речи используются в качестве эпитетов при глаголах.
1. Между тучами и морем гордо реет Буревестник. (М.Горький). 2. Волны несутся, гремя и сверкая. (Ф.Тютчев). 3. И ветер, чуть дыша, проходит. (А.Блок). 4. Обе виновато глядели вниз, под ноги, губы их были крепко сжаты. (А.Иванов). 5. Словно с видом чудака, с верхней лестничной площадки, крадучись, играя в прятки, сходит небо с чердака. (Б.Пастернак). 6. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко. (Л.Толстой.) 7. Вот опять, издеваясь, ветер бубенцами звенит в ушах. (Л. Ошанин).
22. Определите, в каких случаях постоянные эпитеты выражают внешние стороны предметов, а в каких указывают на разнообразные чувства, переживания, оттенки настроения.
Поле чистое, леса тёмные, родной батюшка, любезный дружочек, красно солнышко, сырая земля, море синее, ясный сокол, крутые горы, ветры буйные, дубовый стол, мёд сладкий, родимая сторона, злая свекровь, горькая сиротка, ясный месяц, круты бережки, думушка тяжёлая, разнесчастная судьба, ретивое сердчушко, горючие слёзы, белое лицо, русая коса, бедные головушки, зелёный сад, очи ясные.
23. 1. Прочитайте отрывки из произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
2. Найдите постоянные эпитеты, какую синтаксическую роль они играют в поэтическом тексте? Каким членом предложения являются?
3. Выпишите словосочетания с постоянными эпитетами.
1. Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
2. Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
в золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи тёмные,
Опустил головушку на широку грудь –
А в груди его была дума крепкая.
Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого…
25. Подготовьте сообщение на тему «Эпитеты как средство экспрессивности при описании осени (зимы, весны, лета)».
26. 1. Проанализируйте стихотворения о природе поэтов XIX века на наличие эпитетов.
2. Выясните их роль в этих произведениях.
Ключ:
В.А.Жуковский. «Приход весны»: теплый (1).
А.К.Толстой. «Край ты мой…»: родимый, конский, орлиных, волчий, дремучий, полночный (6).
И.А.Бунин. «Родина»: мертвенно-свинцовым, зимний, сосновым, молочно-синий, кроткая, снежною, сумрачную (7).
Ф.И.Тютчев. «Весенние воды»: сонный, молодой, тихих, теплых, майских, румяный, светлый (7).
А.А.Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой»: жаркой, прихотливый, золотые, безбрежной, огнедышащее (5).
2. Эпитеты помогают представить картину природы более ярко и эмоционально.
В стихотворении В.А. Жуковского «Приход весны» зелень нивы, роща, жаворонок — все наслаждаются теплым летним дождиком и др.
27. Найдите в Интернете материал о классификации эпитетов.
Ключ:
Классификация эпитетов была проведена В.П.Москвиным, который строит ее на нескольких основаниях. Ученый выделяет эпитеты, исходя из следующих критериев:
1. Характер номинации:
а) эпитеты с прямым значением (зеленый лес);
б) метафорические эпитеты (золотой луч);
в) метонимические эпитеты (зеленый шум).
2. Семантический параметр:
а) оценочные (золотой век);
б) цветовые (лазурное небо).
3. Структура:
а) простые (дремучий лес);
б) сложные (пшенично-желтые усы).
4. Степень освоенности:
а) общеязыковые (лазурное море);
б) индивидуально-авторские (нецензурная погода).
5. Степень устойчивости:
а) свободные (синие глаза);
б) постоянные (светлое будущее);
в) фольклорные (горе горькое).
6. Стилистическая окраска:
а) разговорные (цветастая радуга);
б) газетные (прогнивший режим);
в) книжные, поэтические (мятежная душа).
7. Количественный показатель:
а) одиночные (легкокрылые мечты);
б) двойные, вилка (золотистые ароматные сосны);
в) тройные (игольчатый льдистый мелкий снег).
8. Сочетание с фигурами повтора:
а) тавтологический (горе горькое);
б) сквозной (застенчивый укор застенчивых лугов).
28. Прочитайте определения слова эпитет, представленные в разных словарях. Найдите в этих определениях общее и различное. Дайте своё определение этому тропу. (Приводятся определения слова эпитет.)
Комментарийлар