Формирование социальной компетентности младших школьников
Маргарита ЕВЛАМПИЕВА, учитель начальных классов гимназии № 125«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».А.С.МакаренкоШкола является первым социальным институтом, в кото...
Маргарита ЕВЛАМПИЕВА, учитель начальных классов гимназии № 125
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
А.С.Макаренко
Школа является первым социальным институтом, в котором он осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт. И в этом опыте можно выявить 3 главных момента. Первый – это знания и умения. Второй – взаимодействие со сверстниками, т.е. с людьми близкого тебе социального положения. Третий – взаимодействие с педагогами, т.е. с людьми более высокого в данной ситуации социального статуса. Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. К примеру, без освоения учебного взаимодействия с педагогом вряд ли будет возможно успешное получение знаний и умений, да и взаимодействие со сверстниками будет нарушено. Без умения взаимодействовать со сверстниками пребывание в школе станет эмоционально дискомфортным, взаимодействие с педагогом – конфликтным, а приобретение знаний – занятием неприятным и поэтому также неуспешным. Развивать эти 3 главных момента параллельно и успешно можно через игры и игровые ситуации.
Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна [2, 201].
Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в их основу педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность [1, 315]. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой – задачами, решаемыми нами, педагогами.
Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры-путешествия – в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов. Стараясь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, необходимо применять различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие), интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала. Основные аспекты развития личности ребенка в этой связи можно назвать следующие:
1) в игре развивается мотивационно-потребностная сфера;
2) преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм;
3) развивается произвольность поведения (постижение ребенком норм и правил поведения);
4) развиваются умственные действия.
Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленной на развитие не отдельных способностей, а к способности к творчеству в целом.[3, 277]
В процессе игры у ребенка возникают 3 цели:
«Хочу играть!»
«Надо играть так, а не иначе!»
«Угадай!», «Найди!», «Изобрази!», «Поймай!», «Спрячься!», «Перевоплотись!» и т.д.
Реализуется секрет самовоспитания: «хочу!»-«надо!»-«могу!»
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь учащимся, считаться с интересами, мнениями других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс и интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала. Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания. Для многих игра является средством психологической реабилитации.
Игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся [2, 254]. Обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.
Список литературы:
- 1. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: Учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 512 с.
- 2. Степанова О., Вайнер М., Чутко Н. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. – Санкт-Петербург, Академия, 2003 г. – 272 с.
- 3. Педагогика. / Под ред. П. А. Пидкасистого. – М.: Акалис, 2007. – 640 с.
Комментарийлар