Имя существительное (V класс, урок – путешествие)
Светлана СИТНИКОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №174 г. КазаниХод урока.I. Вступительное слово учителя.1) Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое...
Светлана СИТНИКОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №174 г. Казани
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
1) Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в одну удивительную страну, которая называется Пушкиниания. Остановимся на некоторых станциях, но чтобы мы смогли отправиться дальше, нам придется потрудиться. Мы должны будем показать все свои умения и знания по только что изученной теме: «Имя существительное».
2) Чтение учителем текста С.Гейченко «Символ вечности»
«В деревне Михайловское, в доме Пушкина, вскоре после смерти поэта стали жить его вдова и дети. Но дом был уже настолько старым и ветхим, что жить в нем было трудно, и скоро все покинули его.
И вот в доме обосновались новые жильцы. Над камином в кабинете Пушкина устроилась сова, в самом же камине поселилось семейство хомяков. Все они жили здесь, пока старый дом совсем не развалился и на его месте не стали строить новый.
Много лет прошло после смерти Пушкина, но и теперь сова навещает место, где он жил. Каждый год осенью, когда дом пустеет, она лунными ночами прилетает, садиться между двух труб на высокую кровлю и громко плачет. Именно плачет. Это подметил ещё Пушкин, когда писал:
То был ли сон воображенья
Иль плач совы…
В старину русские люди называли сову «сирин – птица вещая». А древние греки и римляне считали её символом вечности. Сова в Михайловском и есть символ вечности великого Пушкина».
У нас тоже есть своя сова – символ мудрости. Незримо присутствую на уроке, она будет помогать нам.
II. Итак, отправляемся в путешествие. Первая станция «Сказочная»
1) Назовите все сказки Пушкина, которые вы знаете.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о медведихе»
2) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о мертвой царевне…»
Любая сказка – это, прежде всего, столкновение добра со злом. Кто из героев сказки является олицетворением зла, кто – добра?
Какую черту характера царицы поэт считает источником зла? Почему в сказке подчеркнуто, что царица умна и прекрасна?
За что все, кроме царицы, любят царевну?
Задание: выписать все существительные, которые вы увидели в этом отрывке.
- Как вы определили, что это существительные?
Найдите среди своих существительных одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.
3) Шутке – минутка.
Как превратить эти неодушевленные существительные в одушевленные, не меняя ни одной буквы: cтрелки, козлы, белки.
Какое значение приобретут слова даль, блок, вена, десна, курган, лист, роман, если написать их с большой буквы?
4) Слово учителя.
Никому не надо доказывать, что имена существительные – очень важные слова в нашем языке. Установлено, что в речи человека они занимают третью часть всех слов. Да и самым первыми словами ребенка являются существительные. Какие? Конечно, мама, папа, баба… Но есть языки, в которых эта часть речи не выделяется. Так, в ахмарском языке (Эфиопия) не различают существительные и прилагательные. Например, одним и тем же словом передают понятие «железо» и «железный».
Талантливые поэты могут написать стихотворение, состоящее из одних существительных. Приведу отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С.Пушкина:
Возок несется через ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы.
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Задание на дом: попробуйте и вы написать дома стихотворение из одних существительных.
III. Следующая станция «Ученый кот».
1). Работа в печатных тетрадях. (Стр.58, упр.64.)
Ученик читает текст «Пушкин и книги».
- Пересказ текста одним учеником.
Задание по вариантам:
1. Найти сущ-е 1 склонения.
2. Найти сущ-е 2 склонения.
3. Найти сущ-е 3 склонения.
1 ученик работает у доски, выписывая из 1-го абзаца слова, где нужно вставить пропущенные буквы, выделяя морфемы, объясняя «Правописание Е-И в окончаниях существительных».
2) Чтение учителем предложения:
«Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твоё позлащенное стремя».
- Определите склонение слова «стремя». Можно определить? Почему? Как называются такие существительные?
- Вы должны были зарифмовать все разносклоняемые существительные. Послушаем некоторые лингвистические стихотворения.
А теперь прочитаем, что нам рекомендуют авторы печатной тетради. (Стр.59.)
IV. Станция «Богатырская».
- Кто больше напишет несклоняемых существительных?
Как вы думаете, в известных вам произведениях Пушкина много ли мы встретим несклоняемые существительные?
V. Станция «Следы невиданные».
1) Распутайте цепочку слов, в которой спрятаны имена собственные и нарицательные.
ПУШКИНЯНЯГОДАРУСЛАНАИРАБРЕМЯ
2) «А народ-то над ним насмеялся:
Поделом тебе, старый невежа!»
А.С.Пушкин
«Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье…»
И.С.Крылов
Слова «невежа» и «невежда» обозначают одно и то же? Есть ли что-то общее между ними? (Эти слова в древности имели одно значение. Они были однокоренными со словом «ведать», т.е. «знать». Интересно, что этот корень есть и в слове «ведьма»: она всё знает. Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке эти слова разошлись. Невежда – тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа – невежливый, невоспитанный человек. А слово «ведьма» в современном русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда.)
- Можем мы определить род данных слов? Как называются такие существительные? (Общего рода.)
- Подберите однокоренные слова к слову «род». (Родина, родители, родня, родословная, родник.)
Род – это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общего предка, носящих общее родовое имя.
- Давайте узнаем, откуда ведет род Пушкиных. (Печатная тетрадь, стр.52 упр.57.)
VI. Станция «Мудрёная».
Запись предложений:
1. Неведимкою луна освещает снег летучий. Владимир кипел от негодования.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала.
- Объяснить правописание НЕ с существительными.
- Подчеркнуть существительные как члены предложения.
VII. Станция «Итоговая».
Работа над текстом в печатной тетради, стр.67.
VIII. Вывод.
Комментарийлар