Логотип Магариф уку
Цитата:

Имя существительное (V класс, урок – путешествие)

Светлана СИТНИКОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №174 г. КазаниХод урока.I. Вступительное слово учителя.1)  Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое...

Светлана СИТНИКОВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №174 г. Казани


Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.

1)  Ребята, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в одну удивительную страну, которая называется Пушкиниания. Остановимся на некоторых станциях, но чтобы мы смогли отправиться дальше, нам придется потрудиться. Мы должны будем показать все свои умения и знания по только что изученной теме: «Имя существительное».


2)    Чтение учителем текста С.Гейченко «Символ вечности»

«В деревне Михайловское, в доме Пушкина, вскоре после смерти поэта стали жить его вдова и дети. Но дом был уже настолько старым и ветхим, что жить в нем было трудно, и скоро все покинули его.


И вот в доме обосновались новые жильцы. Над камином в кабинете Пушкина устроилась сова, в самом же камине поселилось семейство хомяков. Все они жили здесь, пока старый дом совсем не развалился и на его месте не стали строить новый.


Много лет прошло после смерти Пушкина, но и теперь сова навещает место, где он жил. Каждый год осенью, когда дом пустеет, она лунными ночами прилетает, садиться между двух труб на высокую кровлю и громко плачет. Именно плачет. Это подметил ещё Пушкин, когда писал:


То был ли сон воображенья
Иль плач совы…

В старину русские люди называли сову «сирин – птица вещая». А древние греки и римляне считали её символом вечности. Сова в Михайловском и есть символ вечности великого Пушкина».


У нас тоже есть своя сова – символ мудрости. Незримо присутствую на уроке, она будет помогать нам.


II.  Итак, отправляемся в путешествие. Первая станция «Сказочная»
1) Назовите все сказки Пушкина, которые вы знаете.
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о медведихе»
2) Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о мертвой царевне…»

Любая сказка – это, прежде всего, столкновение добра со злом. Кто из героев сказки является олицетворением зла, кто – добра?


Какую черту характера царицы поэт считает источником зла? Почему в сказке подчеркнуто, что царица умна и прекрасна?


За что все, кроме царицы, любят царевну?


Задание: выписать все существительные, которые вы увидели в этом отрывке.


- Как вы определили, что это существительные?

Найдите среди своих существительных одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные.


3) Шутке – минутка.

Как превратить эти неодушевленные существительные в одушевленные, не меняя ни одной буквы: cтрелки, козлы, белки.


Какое значение приобретут слова даль, блок, вена, десна, курган, лист, роман, если написать их с большой буквы?


4) Слово учителя.

Никому не надо доказывать, что имена существительные – очень важные слова в нашем языке. Установлено, что в речи человека они занимают третью часть всех слов. Да и самым первыми словами ребенка являются существительные. Какие? Конечно, мама, папа, баба… Но есть языки, в которых эта часть речи не выделяется. Так, в ахмарском языке (Эфиопия) не различают существительные и прилагательные. Например, одним и тем же словом передают понятие «железо» и «железный».


Талантливые поэты могут написать стихотворение, состоящее из одних существительных. Приведу отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А.С.Пушкина:


Возок несется через ухабы.


Мелькают мимо будки, бабы.


Мальчишки, лавки, фонари,


Дворцы, сады, монастыри,


Бухарцы, сани, огороды,


Купцы, лачужки, мужики,


Бульвары, башни, казаки,


Аптеки, магазины, моды,


Балконы, львы на воротах


И стаи галок на крестах.


Задание на дом: попробуйте и вы написать дома стихотворение из одних существительных.


III. Следующая станция «Ученый кот».


1). Работа в печатных тетрадях. (Стр.58, упр.64.)


Ученик читает текст «Пушкин и книги».


- Пересказ текста одним учеником.


Задание по вариантам:


1. Найти сущ-е   1 склонения.


2. Найти сущ-е   2 склонения.


3. Найти сущ-е   3 склонения.


1 ученик работает у доски, выписывая из 1-го абзаца слова, где нужно вставить пропущенные буквы, выделяя морфемы, объясняя «Правописание Е-И в окончаниях существительных».


2) Чтение учителем предложения:


«Теперь отдыхай! Уж не ступит нога


В твоё позлащенное стремя».


- Определите склонение слова «стремя». Можно определить? Почему? Как называются такие существительные?


- Вы должны были зарифмовать все разносклоняемые существительные. Послушаем некоторые лингвистические стихотворения.


А теперь прочитаем, что нам рекомендуют авторы печатной тетради. (Стр.59.)


IV.  Станция «Богатырская».


- Кто больше напишет несклоняемых существительных?


Как вы думаете, в известных вам произведениях Пушкина много ли мы встретим несклоняемые существительные?


V.  Станция «Следы невиданные».


1) Распутайте цепочку слов, в которой спрятаны имена собственные и нарицательные.


ПУШКИНЯНЯГОДАРУСЛАНАИРАБРЕМЯ


2) «А народ-то над ним насмеялся:


Поделом тебе, старый невежа!»


                        А.С.Пушкин


«Невежда так же в ослепленье


Бранит науки и ученье…»


                              И.С.Крылов



Слова «невежа» и «невежда» обозначают одно и то же? Есть ли что-то общее между ними?  (Эти слова в древности имели одно значение. Они были однокоренными со словом «ведать», т.е. «знать». Интересно, что этот корень есть и в слове «ведьма»: она всё знает. Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски – невежда. В современном русском языке эти слова разошлись. Невежда – тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа – невежливый, невоспитанный человек. А слово «ведьма» в современном  русском языке потеряло связь со словами невежа и невежда.)


- Можем мы определить род  данных слов? Как называются такие существительные? (Общего рода.)


- Подберите однокоренные слова к слову «род». (Родина, родители, родня, родословная, родник.)


Род – это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общего предка, носящих общее родовое  имя.


- Давайте узнаем, откуда ведет род Пушкиных. (Печатная тетрадь, стр.52 упр.57.)


VI. Станция «Мудрёная».


Запись предложений:


1. Неведимкою луна освещает снег летучий. Владимир кипел от негодования.


Родила царица в ночь


Не то сына, не то дочь;


Не мышонка, не лягушку,


А неведому зверюшку.


 Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала.


 - Объяснить правописание НЕ с существительными.


- Подчеркнуть существительные как члены предложения.


VII. Станция «Итоговая».


Работа над текстом в печатной тетради, стр.67.


VIII. Вывод.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ