Изменение имен существительных по падежам
(Урок русского языка в III классе по программе «Перспектива»)Наиля ГАЛИМЗЯНОВА, учитель начальных классов первой квалификационной категории школы №49 г. КазаниЦели: формировать первоначальное предст...
(Урок русского языка в III классе по программе «Перспектива»)
Наиля ГАЛИМЗЯНОВА,
учитель начальных классов первой квалификационной категории школы №49 г. Казани
Цели: формировать первоначальное представление о склонении имен существительных, знакомить учащихся с названиями падежей и способом определения их у имен существительных
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с названиями падежей и способами их определения.
Развивающие: уметь ставить вопросы, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (работать по алгоритму.)
Воспитательные: создавать условия для воспитания культуры общения в парах, воспитывать любовь к русскому языку, уметь правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, таблица «Тема урока», таблица «Падежи», памятка по определению падежей, карточка №1, карточка №2, цветные карандаши.
Учебник: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. “Русский язык” Москва. – Изд-во: Просвещение, 2013.
Ход урока
Долгожданный дан звонок
Начинаем наш урок.
И начнем урок с минутки чистописания.
На доске записана пословица: Знание – сила
– Прочитайте ее хором:
– Как вы ее понимаете?
– На минутке чистописания мы вспоминаем не только правильное написание букв, но и их соединения.
– Какие соединения вы видите между буквами?
– Посмотрите, как правильно надо писать эту пословицу…
(Учитель обводит по написанному.)
– Сядьте, пожалуйста, ровно и запишите пословицу себе в тетрадь…
III. Словарная работа
– А теперь положите ручки и посмотрите на правую сторону доски. Здесь вы видите слова.
с.бака кла.. л.са .кно н.ро.
.нот н.ра .гра .р.лаш
– Как вы думаете, какое задание вас ждет?
– Надо не только вставить пропущенные буквы, но и назвать орфограмму и постараться ее объяснить. (Пропущена безударная гласная …, проверочное слово… или проверить нельзя, так как это словарное слово.)
– Выходим по одному, а остальные пишут в тетради…
– Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Это все – имена существительные.)
– Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?
Слайд 1.
– Имя существительное – это…(самостоятельная часть речи)
– Имя существительное отвечает на вопросы…(то? что?)
Поставьте вопросы к словам на доске…
– Имя существительное обозначает… (предмет)
– Имя существительное бывает…(одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное.)
Дайте характеристику словам на доске…
– Как изменяются имена существительные? (По числам.)
Измените слова на доске по числам…
– Все ли имена существительные изменяются по числам? (Нет.)
Какие существительные употребляются только в форме единственного числа? Множественного числа?
– Имя существительное имеет…(Род)
– Род – это постоянный признак или непостоянный?
Определите род наших слов…
– На конце имен существительных женского рода пишется …(ь)
– Как вы думаете, все ли мы знаем об имени существительном? (Нет)
– А хотите узнать о нем что-то новое?
– Какую цель вы поставите для себя? (Узнать что-то новое)
– Сегодня на уроке мы продолжим работу над именем существительным.
– Я вам предлагаю вам прочитать эти пословицы:
Слайд 2.
Дело мастера боится.
Без дела жить – только небо коптить.
Венец всему делу конец.
За правое дело стой смело.
Не спеши языком, торопись делом.
Пора говорить и о деле.
– В чем смысл этих пословиц?
– Какое слово повторяется в пословицах несколько раз? (Дело.)
– Какой частью речи оно является? (Имя существительное.)
– Поставим к нему вопросы и запишем.
Боится (что?) дело
Жить (без чего?) без дела
Конец (чему?) делу
Стой (за что?) за дело
Торопись (чем?) делом
Говорить (о чем?) о деле.
(Дети называют вопросы – они появляются на доске.)
– Как вы думаете, слова дело, дела, делу… – это однокоренные слова или формы одного и того же слова? (Формы.)
– Что изменялось у этих слов? (Окончание.)
– Выделите окончание.
– А почему оно изменялось? (Менялись вопросы.)
–А кто знает, как называется такое изменение по вопросам имен существительных?
– Такое изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или… Прочитайте первые буквы наших слов… (Склонение.)
– Как вы думаете, какая тема урока? (Изменение имен существительных по падежам.)
– Чему будем учиться? (Изменять имена существительные по падежам.)
– Для чего нам это нужно? (чтобы правильно связывать слова в предложении)
VII. Работа с учебником
– Откройте учебники и прочитайте «узелки на память» на стр. 20
– В русском языке 6 падежей (Таблица.)
– Прочитаем хором их названия…
– У каждого падежа есть вопросы. Прочитаем и их…
– Почему у каждого падежа по 2 вопроса?..
–Посмотрите на 2 столбик «предлоги». Как вы думаете, почему около именительного падежа клетка пустая?
У существительных родительного и творительного падежей предлоги могут быть, а могут и не быть.
– А предложный падеж – особенный. Он всегда с предлогом. У него даже вопросы с предлогом.
– У каждого падежа есть слово-помощник. Оно поможет нам правильно ставить вопросы. Прочитаем их…
– Хотите узнать, почему падежи так назвали?.. Послушайте сказку…
Слайд 3.
Он еще не родился. А уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный. Родился – и стал Родительный. Он рос, но еще был малышом, ему все давали, и он стал Дательным. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом он подрос и стал творить добрые дела и называться Творительным. Он всем стал предлагать свою помощь и называли его теперь Предложным.
– Теперь понятно, откуда произошли такие названия падежей?
– В ваших учебниках тоже есть эти названия на с.20. Называть мы их будем полностью, а записывать кратко: Именительный – И.п.,…
Слайд 4.
– Чтобы быстрей запомнить порядок падежей, запомните эту фразу:
Иван рубит дрова,
Варвара топит печь
– Давайте ее скажем вместе…
Физминутка
Именительный подпрыгнул,
А родительный взлетел,
Дательный падеж нагнулся,
А винительный присел,
Творительный в ладоши хлопнул,
А предложный за парту сел.
– Чтобы правильно определить падеж, надо составить памятку. Давайте подумаем вместе, как это сделать?
– Что мы вначале должны сделать? А потом?
Слайд 5.
Найти слово, от которого оно зависит.
Поставить вопрос к имени существительному.
По вопросу определить падеж имени существительного. (После ответов выплывает алгоритм по порядку)
– У вас в учебнике она тоже есть на стр.21. И теперь на доске… (Памятка)
–А теперь давайте потренируемся в постановке вопросов к именам существительным. Стр.18 упр.28. Прочитайте задание…
– Как бы вы озаглавили текст?..
– Найдите в первом предложении выделенное слово. Что надо сделать, чтобы определить его падеж?
– От какого слова поставим вопрос?
– Запишем словосочетание: Живем (в чем?) в деревне
– Значит, какого падежа будет слово? (...) Запишите сверху.
– Объясните, для чего изменяется окончание в словах?
VIII. Пробное действие.
– А теперь я предлагаю вам самостоятельную работу. Возьмите карточку №1. Вам надо будет самим просклонять слова дядя и нора.
– Как вы будете это делать?
– Что вам поможет? (Вопросы и слова-помощники)
– Как вы будете пользоваться словами-помощниками?
Слайд 6.
А теперь проверьте по доске.
– У кого так?
– Какая часть слова меняется при изменении слов по падежам?
– Для чего мы должны уметь изменять окончания?
– Возьмите карточку №2. Все ли там написано правильно?
– Что вам нужно сделать? (Исправить ошибки.)
– Как вы это будете делать?
– Что вам поможет? (Вопросы и слова-помощники.)
Слайд 7.
– Проверьте. У кого так же?
–Какая часть слова менялась?
– Наш урок подходит к концу. Чтобы знания были впрок, кратко подведем итог.
Слайд 8.
– Сколько падежей в русском языке?
– Перечислите их…
– Что значит изменить существительное по падежам?
– Почему у каждого падежа по 2 вопроса? (После ответа учеников, выплывают правильные ответы.)
Слайд 9.
Закончите фразы:
– Сегодня на уроке я узнал…
– Мне понравилось…
– Какую цель мы ставили?
– Достигли ли мы ее?
– Что мы сделали для ее достижения?
– Если на уроке вы все поняли, нарисуйте зеленый кружок.
– Если вы сначала ничего не поняли, а потом все стало понятно, нарисуйте желтый кружок.
– А если вы так ничего и не поняли. Нарисуйте красный кружок.
– Покажите свои кружочки.
XII. Домашнее задание
Страница 20, учить узелки на память, падежи, упражнение 30.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Наиля ГАЛИМЗЯНОВА,
учитель начальных классов первой квалификационной категории школы №49 г. Казани
Цели: формировать первоначальное представление о склонении имен существительных, знакомить учащихся с названиями падежей и способом определения их у имен существительных
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с названиями падежей и способами их определения.
Развивающие: уметь ставить вопросы, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (работать по алгоритму.)
Воспитательные: создавать условия для воспитания культуры общения в парах, воспитывать любовь к русскому языку, уметь правильно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, таблица «Тема урока», таблица «Падежи», памятка по определению падежей, карточка №1, карточка №2, цветные карандаши.
Учебник: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. “Русский язык” Москва. – Изд-во: Просвещение, 2013.
Ход урока
- I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинаем наш урок.
- II. Чистописание
И начнем урок с минутки чистописания.
На доске записана пословица: Знание – сила
– Прочитайте ее хором:
– Как вы ее понимаете?
– На минутке чистописания мы вспоминаем не только правильное написание букв, но и их соединения.
– Какие соединения вы видите между буквами?
– Посмотрите, как правильно надо писать эту пословицу…
(Учитель обводит по написанному.)
– Сядьте, пожалуйста, ровно и запишите пословицу себе в тетрадь…
III. Словарная работа
– А теперь положите ручки и посмотрите на правую сторону доски. Здесь вы видите слова.
с.бака кла.. л.са .кно н.ро.
.нот н.ра .гра .р.лаш
– Как вы думаете, какое задание вас ждет?
– Надо не только вставить пропущенные буквы, но и назвать орфограмму и постараться ее объяснить. (Пропущена безударная гласная …, проверочное слово… или проверить нельзя, так как это словарное слово.)
– Выходим по одному, а остальные пишут в тетради…
– Как вы думаете, что объединяет эти слова? (Это все – имена существительные.)
- IV. Актуализация знаний
– Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?
Слайд 1.
– Имя существительное – это…(самостоятельная часть речи)
– Имя существительное отвечает на вопросы…(то? что?)
Поставьте вопросы к словам на доске…
– Имя существительное обозначает… (предмет)
– Имя существительное бывает…(одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное.)
Дайте характеристику словам на доске…
– Как изменяются имена существительные? (По числам.)
Измените слова на доске по числам…
– Все ли имена существительные изменяются по числам? (Нет.)
Какие существительные употребляются только в форме единственного числа? Множественного числа?
– Имя существительное имеет…(Род)
– Род – это постоянный признак или непостоянный?
Определите род наших слов…
– На конце имен существительных женского рода пишется …(ь)
- V. Самоопределение к деятельности
– Как вы думаете, все ли мы знаем об имени существительном? (Нет)
– А хотите узнать о нем что-то новое?
– Какую цель вы поставите для себя? (Узнать что-то новое)
– Сегодня на уроке мы продолжим работу над именем существительным.
– Я вам предлагаю вам прочитать эти пословицы:
Слайд 2.
Дело мастера боится.
Без дела жить – только небо коптить.
Венец всему делу конец.
За правое дело стой смело.
Не спеши языком, торопись делом.
Пора говорить и о деле.
– В чем смысл этих пословиц?
– Какое слово повторяется в пословицах несколько раз? (Дело.)
– Какой частью речи оно является? (Имя существительное.)
– Поставим к нему вопросы и запишем.
Боится (что?) дело
Жить (без чего?) без дела
Конец (чему?) делу
Стой (за что?) за дело
Торопись (чем?) делом
Говорить (о чем?) о деле.
(Дети называют вопросы – они появляются на доске.)
– Как вы думаете, слова дело, дела, делу… – это однокоренные слова или формы одного и того же слова? (Формы.)
– Что изменялось у этих слов? (Окончание.)
– Выделите окончание.
– А почему оно изменялось? (Менялись вопросы.)
–А кто знает, как называется такое изменение по вопросам имен существительных?
– Такое изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или… Прочитайте первые буквы наших слов… (Склонение.)
- VI. Тема урока
– Как вы думаете, какая тема урока? (Изменение имен существительных по падежам.)
– Чему будем учиться? (Изменять имена существительные по падежам.)
– Для чего нам это нужно? (чтобы правильно связывать слова в предложении)
VII. Работа с учебником
– Откройте учебники и прочитайте «узелки на память» на стр. 20
– В русском языке 6 падежей (Таблица.)
– Прочитаем хором их названия…
– У каждого падежа есть вопросы. Прочитаем и их…
– Почему у каждого падежа по 2 вопроса?..
–Посмотрите на 2 столбик «предлоги». Как вы думаете, почему около именительного падежа клетка пустая?
У существительных родительного и творительного падежей предлоги могут быть, а могут и не быть.
– А предложный падеж – особенный. Он всегда с предлогом. У него даже вопросы с предлогом.
– У каждого падежа есть слово-помощник. Оно поможет нам правильно ставить вопросы. Прочитаем их…
– Хотите узнать, почему падежи так назвали?.. Послушайте сказку…
Слайд 3.
Он еще не родился. А уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – Именительный. Родился – и стал Родительный. Он рос, но еще был малышом, ему все давали, и он стал Дательным. Но он был большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом он подрос и стал творить добрые дела и называться Творительным. Он всем стал предлагать свою помощь и называли его теперь Предложным.
– Теперь понятно, откуда произошли такие названия падежей?
– В ваших учебниках тоже есть эти названия на с.20. Называть мы их будем полностью, а записывать кратко: Именительный – И.п.,…
Слайд 4.
– Чтобы быстрей запомнить порядок падежей, запомните эту фразу:
Иван рубит дрова,
Варвара топит печь
– Давайте ее скажем вместе…
Физминутка
Именительный подпрыгнул,
А родительный взлетел,
Дательный падеж нагнулся,
А винительный присел,
Творительный в ладоши хлопнул,
А предложный за парту сел.
– Чтобы правильно определить падеж, надо составить памятку. Давайте подумаем вместе, как это сделать?
– Что мы вначале должны сделать? А потом?
Слайд 5.
Найти слово, от которого оно зависит.
Поставить вопрос к имени существительному.
По вопросу определить падеж имени существительного. (После ответов выплывает алгоритм по порядку)
– У вас в учебнике она тоже есть на стр.21. И теперь на доске… (Памятка)
–А теперь давайте потренируемся в постановке вопросов к именам существительным. Стр.18 упр.28. Прочитайте задание…
– Как бы вы озаглавили текст?..
– Найдите в первом предложении выделенное слово. Что надо сделать, чтобы определить его падеж?
– От какого слова поставим вопрос?
– Запишем словосочетание: Живем (в чем?) в деревне
– Значит, какого падежа будет слово? (...) Запишите сверху.
– Объясните, для чего изменяется окончание в словах?
VIII. Пробное действие.
– А теперь я предлагаю вам самостоятельную работу. Возьмите карточку №1. Вам надо будет самим просклонять слова дядя и нора.
– Как вы будете это делать?
– Что вам поможет? (Вопросы и слова-помощники)
– Как вы будете пользоваться словами-помощниками?
Слайд 6.
А теперь проверьте по доске.
И.п. | (кто?) дядя | (что?) нора |
Р.п. | (кого?) дяди | (чего? Норы |
Д.п. | (кому?) дяде | (чему?) норе |
В.п. | (кого?) дядю | (что?) нору |
Т.п. | (кем?) дядей | (чем?) норой |
П.п. | (о ком?) о дяде | (о чем?) о норе |
– У кого так?
– Какая часть слова меняется при изменении слов по падежам?
– Для чего мы должны уметь изменять окончания?
- IX. Работа в группе
– Возьмите карточку №2. Все ли там написано правильно?
– Что вам нужно сделать? (Исправить ошибки.)
– Как вы это будете делать?
– Что вам поможет? (Вопросы и слова-помощники.)
Слайд 7.
И.п. | катка |
Р.п. | каток |
Д.п. | каток |
В.п. | катку |
Т.п. | о катке |
П.п. | катком |
– Проверьте. У кого так же?
–Какая часть слова менялась?
- X. Итог
– Наш урок подходит к концу. Чтобы знания были впрок, кратко подведем итог.
Слайд 8.
– Сколько падежей в русском языке?
– Перечислите их…
– Что значит изменить существительное по падежам?
– Почему у каждого падежа по 2 вопроса? (После ответа учеников, выплывают правильные ответы.)
Слайд 9.
- XI. Рефлексия
Закончите фразы:
– Сегодня на уроке я узнал…
– Мне понравилось…
– Какую цель мы ставили?
– Достигли ли мы ее?
– Что мы сделали для ее достижения?
– Если на уроке вы все поняли, нарисуйте зеленый кружок.
– Если вы сначала ничего не поняли, а потом все стало понятно, нарисуйте желтый кружок.
– А если вы так ничего и не поняли. Нарисуйте красный кружок.
– Покажите свои кружочки.
XII. Домашнее задание
Страница 20, учить узелки на память, падежи, упражнение 30.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Комментарийлар