Международная олимпиада как форма популяризации и продвижения русского языка в мире
Зульфия Юсупова,доцент КФУ, председатель жюриГульнара Исламова,ведущий советник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся МО и Н РТ В Республике Татарстан огромное внимание уде...
доцент КФУ, председатель жюри
Гульнара Исламова,
ведущий советник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся МО и Н РТ
В Республике Татарстан огромное внимание уделяется развитию русского языка и языковой политике, сохранению языковых традиций народов, проживающих в регионе. Русский язык и российская культура являются той основой, которая объединяет российское общество, все его социальные и региональные составляющие, вопросы сохранения, распространения и развития русского языка напрямую связаны с национальной безопасностью страны.
Одно из самых значимых мероприятий республики, приуроченных ко Дню русского языка, – это Международная олимпиада по русскому языку для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения, которая вот уже третий год проводится совместно Министерством образования и науки РТ и Казанским федеральным университетом во исполнение поручения Президента Республики Татарстан РТ Р.Н. Минниханова в целях совершенствования преподавания учебного предмета «Русский язык», выявления и поощрения наиболее способных, одаренных учащихся и творчески работающих учителей РТ, субъектов РФ и СНГ.
В июне 2016 года в Казани состязались учащиеся VIII и X классов, которые прошли серьезный отборочный тур, выполнив тесты в режиме онлайн. В 2016 году в заочном туре приняли участие около 3000 школьников VIII и X классов (в 2014 году – 2500, в 2015 году – 2700) из 20 регионов (в 2014 году – 18, в 2015 году – 21) РФ и стран СНГ (Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Кабардино-Балкарская Республика, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Мордовия, Республика Саха-Якутия, Республика Тыва, Самарская область, Свердловская область, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Омская область, Республика Марий-Эл, Челябинская область). В очном туре участвовали 200 обучающихся.
В целях ознакомления учителей и учащихся с олимпиадными заданиями, далее приводим задания для VIII класса, вопросы и краткие комментарии к ним.
VIII класс
Задание 1. Докажите, что 1) [д] – тон = [т]; 2) [с] + тон = [з]. О каком фонетическом явлении идет речь? Проиллюстрируйте примеры словами, которые различаются данными парами звуков.
Комментарий: 1) речь идет о звонком звуке [д] и глухом [т]. Пример: дом – том (могут быть предложены и другие подходящие примеры). 2) речь идет о глухом звуке [с] и звонком [з]. Пример: зуб – суп (могут быть предложены и другие подходящие примеры). Участники должны были указать, что тон – это голос (то есть при произнесении звонких согласных участвуют голос и шум, а при произнесении глухих согласных только шум). Следовало указать, что речь идет о парности согласных по звонкости и глухости в русском языке.
Задание 2. Объясните различие прилагательных: языко'вый и языково'й. С какими существительными они могут сочетаться? Составьте с ними предложения и запишите их.
Комментарий: 1) по данным толковых словарей современного русского языка, языко'вый – относится к первому значению слова язык – орган речи; языково'й – относится к 3 и 4 значениям слова язык: система словесного выражения мыслей; разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Данные прилагательные сочетаются с разными существительными: языко'вая колбаса, языко'вый деликатес; языкова'я ситуация, языкова'я игра, языковы'е нормы, языкова'я система и др.
Задание 3. Образуйте от данных существительных слова с уменьшительно-ласкательными и увеличительными (и/или уничижительными) суффиксами. Меняется ли род полученных существительных?
Рука, нога, дом.
Комментарий: например, от слова рука можно образовать существительные – ручка, ручонка, рученька, ручища, а от слова нога – ножка, ноженька, ножища; от слова дом – домик, домишко, домище. Как известно, род у вновь образованных существительных не меняется.
Задание 4. Принято считать, что щедрым источником фразеологии в русском языке является профессиональная речь. Определите, из речи людей каких профессий пришли данные фразеологизмы. Объясните их значение, составьте с ними предложения и запишите их.
1) На всех парусах; 2) без сучка и задоринки; 3) через час по чайной ложке; 4) шито белыми нитками; 5) играть первую скрипку.
Комментарий:1) на всех парусах – из речи моряков; 2) без сучка и задоринки – из речи столяров; 3) через час по чайной ложке – из речи аптекарей/врачей; 4) шито белыми нитками – из речи портных; 5) играть первую скрипку – из речи музыкантов. При объяснении значения фразеологического оборота некоторые участники ошибочно руководствовались прямым значением выражений.
Задание 5. Подумайте, является ли рассуждение ученика верным: «Местоимения некого и нечего – это формы родительного падежа от местоимений некто и нечто». Обоснуйте свой ответ.
Комментарий: Рассуждение неверное: местоимения некого и нечего –это отрицательные местоимения, у них нет формы именительного падежа (например: Им. – …, Род. – нечего, некого, Дат. – нечего, некому и т.д.). Местоимения некто и нечто – это неопределенные местоимения (некто – имеет только форму именительного падежа, а нечто – имеет формы именительного и винительного падежей).
Задание 6. Прочитайте короткий диалог учителя и ученика на уроке русского языка. Правильно ли употребил ученик заимствованное слово? Предложите несколько советов, чтобы уместно использовать заимствованные слова в речи.
– А теперь отвечать пойдет к доске Иванов.
– Я не выучил урока, но у меня есть алиби.
Комментарий: заимствованное слово алиби ученик употребил неуместно. Алиби – (от латин. в другом месте) юридический термин; нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте как доказательство его невиновности. Ученик мог бы сказать, что у него есть уважительная причина. Несколько советов, которые можно было бы рекомендовать для уместного использования заимствованных слов в речи: 1) сначала надо уточнить значение слова; 2) решить, подойдет ли заимствованное слово для конкретного предложения (контекста); 3) определить стилистическую окраску (книжное, разговорное).
Задание 7. Подумайте, какие окончания пишутся в данных примерах: под Пушкин… – с Пушкин…; под Ростов… – с Ростов… . Объясните свой выбор.
Комментарий:1) под ПушкинОМ… – с ПушкинЫМ…; под РостовОМ… – с РостовЫМ…; 2) объяснение: следует различать имена существительные, обозначающие населенный пункт (под Пушкином, Бородином, Ростовом и т.д.) и фамилии людей (с Пушкиным, Ростовым, Бородиным). В творительном падеже у них будут разные окончания.
Задание 8. Какими оттенками значений отличаются сочетания с полными и краткими формами прилагательных в русском языке: человек весел – веселый человек; комната высокая – комната высока.
Комментарий: прилагательные в полной форме обозначают постоянный, а прилагательные в краткой форме обозначают непостоянный признак: например, веселый человек (он всегда такой, таков у него характер) – человек весел (в данный момент); комната высокая (вообще высокая комната с высокими потолками) – комната высока (в конкретной ситуации, например, для какого-либо шкафа).
Задание 9. Сравните выделенные сочетания слов и определите, к каким частям речи они относятся. Укажите, какое значение они придают предложениям. Восстановите знаки препинания.
1) Несмотря на дождь все ребята участвовали на соревнованиях.
2) Несмотря на то что шел дождь все ребята участвовали на соревнованиях.
Комментарий: 1) несмотря на дождь – это производный предлог. 2) несмотря на то что – это подчинительный союз. 1) Несмотря на дождь, все ребята участвовали на соревнованиях. 2) Несмотря на то что шел дождь, все ребята участвовали на соревнованиях. В предложениях предлог и союз придают значение уступки (действие совершается вопреки чему-либо). В первом случае – это обстоятельство уступки, а во втором предложении – это придаточное уступки.
Задание 10. Представьте, что вам надо выступить на Дне русского языка и рассказать о том, какие функции выполняет русский язык в современном мире. Напишите кратко текст своего выступления.
Комментарий: Структура выступления должна включать три части: начало, основная часть, концовка. Важно было указать функции русского языка: 1) мировой язык; 2) международный язык; 3) государственный язык; 4) язык межнационального общения и др.
Комментарийлар