НА ПУТИ К УСПЕХУ
Альфия МИННУЛЛИНА, учитель информатики высшей квалификационной категории гимназии №125 На протяжении последних лет я с учащимися X – XI классов провожу «Неделю предпринимательства». Мы приняли участи...
Альфия МИННУЛЛИНА, учитель информатики высшей квалификационной категории гимназии №125
На протяжении последних лет я с учащимися X – XI классов провожу «Неделю предпринимательства». Мы приняли участие во Всемирной неделе предпринимательства. Это широкомасштабная международная акция, направленная на приобретение учащимися положительного социального опыта, на формирование предпринимательской культуры и развитие предпринимательского потенциала подрастающего поколения. 34 ученика нашей гимназии получили Сертификаты участников «Всемирной недели предпринимательства».
В рамках школьной «Недели предпринимательства» ежегодно проводим конкурс «Создай свой бренд». К этому конкурсу учащиеся готовятся заранее: создают свой бренд, для которого разрабатывают бизнес-план, фирменный знак, рекламный щит, визитку, прайс-лист, буклет, сайт, презентацию фирмы. Все эти документы разрабатываются с использованием новых информационных технологий. Учащиеся предлагают много интересных, новых бизнес-идей.
В перспективе это помогает им уточнить профессиональные интересы и сделать более осмысленный и взвешенный выбор профессии.
Воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции. Этот принцип я использую и на уроках, и во внеурочной деятельности. При освоении любой компьютерной программы на уроке или при подготовке к внеклассному мероприятию учащиеся получают задание на разработку проекта по разным темам, например, творческие и научно-исследовательские проекты по профильным предметам, проекты «Разработка обучающей программы и сайта», «Создание графической ассоциации по литературному произведению», «Создай свой бренд», «Национальный орнамент» и др.
Самостоятельную работу учащихся при разработке проекта можно рассматривать и как средство обучения, и как форму учебно-научного познания, позволяющую сформировать у учащегося индивидуальный стиль самостоятельной исследовательской и творческой работы.
Организация, планирование и контроль за самостоятельной работой осуществляется на уровне конкретной личности. При этом учащиеся приучаются к систематическому труду, к умению работать самостоятельно, добывать новые знания, использовать результаты своей работы, творчески подходить к выполнению заданий. Критерием успешности выполненного проекта считается социальная значимость и академическая корректность работы, созданной учеником.
Высока результативность такой работы: ежегодно учащиеся X – XI классов разрабатывают два проекта – один в рамках предмета информатики, второй для внеклассных мероприятий. Создан архив ученических проектов. С лучшими работами учащиеся выступают на российских, республиканских, городских, районных конкурсах и конференциях и занимают призовые места.
Следуя по принципу гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему, строю отношения с учащимися на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Стараюсь создать благоприятный психологический климат в классе, положительный эмоциональный фон. Одновременно не забываю о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявляю требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
Принцип опоры на положительное в личности ребенка связан с предыдущим и требует веры в положительные результаты воспитания, в стремлении ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого использую следующие средства воспитания. В IX классе учащиеся, с которыми я работаю, разрабатывают свой электронный портфолио, в старших классах дополняют его. В портфолио мы вносим все достижения ученика в учебе, спорте, музыке, изобразительном искусстве и других видах деятельности, включаем творческие работы, отмечаем положительные черты характера и хорошие поступки.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность.
Ежегодно в день учителя в нашей гимназии проводится «День самоуправления». В этот день учащиеся старших классов полностью выполняют обязанности учителей: проводят их уроки, помогают в составлении каких- либо отчётов, проводят внеклассные мероприятия.
Однако этот принцип следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, групповые творческие и научно-исследовательские проекты, совместную подготовку внеклассных мероприятий т.д. Для разработки сложных и больших по объему проектов я разрешаю ученикам объединяться в группы по 2 – 3 человека. Такие коллективные разработки часто получаются более конкурентоспособными и побеждают на конкурсах различного уровня.
Ежегодно к неделе математики, физики и информатики учащиеся XI классов готовят для IX – X классов КВН, брейн-ринги или конкурсы по информатике с использованием новых информационных технологий. Такие внеклассные мероприятия получаются интересными, необычными и больше нравятся и самим разработчикам, и участникам.
Для каждой параллели с VIII по XI классы с учетом принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников в своей учебной программе я разработала для проектной деятельности различные виды проектов.
При изучении компьютерных программ также учитываю возрастные и индивидуальные особенности школьников. Например, при освоении графических редакторов (Paint, Photoshop) на первом (начальном) этапе учащиеся VIII – IX классов разрабатывают национальный орнамент (русский, татарский и др. национальностей по выбору). Для создания орнамента нужна большая предварительная подготовка (изучение национальных орнаментов, создание эскизов). Материал для работы учащиеся находят в иллюстрированных книгах, журналах, Интернете, СD-дисках, в кабинетах татарского и русского языков, консультируются у учителей данных предметов. Работая над темой «Абстракция» (в направлении «Дизайн») также используют национальные мотивы.
На втором этапе работы с графическими редакторами учащиеся X класса создают ассоциации или интерпретации по прочитанным литературным произведениям (русской, татарской, зарубежной литературы).
На третьем (самом сложном) этапе работы с графическими редакторами учащиеся (XI класс) создают графические разработки для творческих проектов (презентаций, сайтов, буклетов).
В своей работе тесно сотрудничаю также с учителями предметниками, классными руководителями и родителями своих учеников. К разработке проектов привлекаю учителей других предметов, заинтересованных в применении и внедрении информационных технологий в своей дисциплине. Создание учащимися научно-исследовательских проектов, обучающих программ, электронных пособий, электронных энциклопедий по различным школьным предметам повышает их интерес к данному предмету, предоставляет возможность углубиться по выбранной теме, а также совершенствует их умения и навыки в информационных технологиях. Выполненные учащимися творческие проекты по различным школьным предметам выставляются на конференции и конкурсы разных уровней, а лучшие работы становятся победителями.
Комментарийлар