Логотип Магариф уку
Цитата:

«Немного о пуговице»

(Урок-повторение по математике в V классе)Елена ВАСИЛЬЕВА,учитель математики лицея №116 г.КазаниДанный урок – урок пропедевтики, т.е. подготовка учащихся к практическому применению начальных знаний ге...

рок-повторение по математике в V классе)


Елена ВАСИЛЬЕВА,


учитель математики лицея №116 г.Казани


Данный урок – урок пропедевтики, т.е. подготовка учащихся к практическому применению начальных знаний геометрии, позволяющих перейти к более основательному изучению на уроках других дисциплин.


Цели урока:


обучающая: на основе самостоятельного анализа научить применять математические знания в практической жизни (в частности, в швейной мастерской);


развивающая: формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аргументированной математической речи, навыков работы в группе, способности самооценки; формирование представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора, развитие мышления, творческих способностей;


воспитывающая: создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание проявления чувства сплочения и взаимовыручки, уважения к другим.


Оборудование: карточки с практическими работами, таблицы с формулами, слова-таблицы, образцы изделий, образцы петель, настольные таблички, компьютер, экран, презентация.


Ход урока


(Ребята заходят в класс под песенку Пуговки – непоседы из сказки Жужа и садятся по командам.) Слайд №1.



  1. I. Организационный момент


Учитель. Начнем урок с загадки:


Одеваться соберешься –


Без меня не обойдешься.


Знают взрослые и дети –


Застегну я все на свете.


Что это? (Пуговица)


Слайд №2 – тема урока.


Этот урок является математической частью уроков о пуговице.


Пуговица – простой предмет, а каким он может быть важным для человека, сколько может таить в себе историй и тайн. С ними вы познакомились на уроках технологии, готовя презентации  на уроках истории.


В швейной мастерской каждый человек входит в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности. Так, например, есть люди, которые занимаются пришиванием пуговиц к изделию.


У работниц есть таблицы, в которых показана зависимость диаметра пуговицы от материала изделия; зависимость диаметра пуговицы от расстояния между петлями и т.д. Некоторые таблицы лежат у вас на столах. (Таблицы)


– Мы с вами на уроке «окунемся» в работу портных.


– Как вы думаете, зачем нужны пуговицы человеку?


– Чем отличаются пуговицы друг от друга?


– Какие они бывают по форме? Слайды №3–5



  1. II. Актуализация знаний


Учитель. Прежде чем узнать что-то новое, необходимо повторить то, что мы уже с вами знаем.


За правильный ответ команда получает смайлик, в конце устного счета подсчитывает их количество и записывает результат в оценочный лист.


(На отдельной доске расположены слова-таблицы «математика, швея, пуговица».)


1-е задание.


Учитель. Перед вами пуговица. (Учитель показывает классу круглую пуговицу с нанесенными на ней радиусом и диаметром.) Какой она формы? (Круглая.) Как называется отрезок, отмеченный на пуговице желтым цветом? (Радиус.) Как называется отрезок, отмеченный на пуговице оранжевым цветом?  (Диаметр.)


(В ходе ответов учитель открывает слова-таблицы: «диаметр, круг, радиус», расположенные на отдельной доске.)


2-е задание. (Слайд №6 и таблички с формулами площадей.)


Учитель. Даны пуговицы различной формы. Подберите формулу нахождения площади пуговицы, для которой это возможно.


Формулы: S =ab, S = a2.


(В ходе ответов учитель открывает слова-таблицы «геометрические фигуры, площад»ь, расположенные на отдельной доске.)


Учитель.  Запишите общее количество полученных баллов в строку «Устный счет» оценочного листа.










































































Команда №1
Оценочный лист (урок математики)
ЗаданиеБаллMax балл
Презентация 5
Устный счет 5
Практическая работа №1 5
Практическая работа №2 5
Практическая работа №3 5
Практическая работа №4 5
Итог 30
Оценочный лист (урок технологии)
Презентация 5
Практическая работа №5 5
Практическая работа №6 5
Итог 15

 


III. Постановка цели урока


Учитель. Оглянитесь вокруг, посмотрите на слова, вспомните наш разговор в начале урока и определите цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цели, учитель подводит их к общей цели.)



  1. IV. Проектирование и фиксация нового материала


Учитель. Мы с вами подошли к главному этапу урока: знакомство с работой людей, пришивающих пуговицы к изделию. Нам с вами предстоит выполнить несколько практических работ и сделать выводы.


Выполнив первую работу, вы научитесь рассчитывать длину петли для пуговиц разного диаметра.


(На столах у команд находятся лист с практической работой, образцы пуговиц, образцы петель и оценочный лист, который заполняет капитан.)


Лист с образцами пуговиц




















Команда № 1
Пуговица №1Пуговица №2Пуговица №3Пуговица №4


Слайд №7 –  практическая работа №1.


Определение размера петли.



  1. Измерить диаметр пуговицы №1.

  2. Рассчитать размер петли по формуле


P = D + 0,2 cм, где Р – размер петли;


D – диаметр пуговицы.



  1. Найти образец петли, соответствующий вашим вычислениям.


Учитель.  Проверьте результат по слайду. Слайд №8



































№ командыДиаметр пуговицы
см)
№ петли
10,57
214
31,53
425
546

  При правильном подсчете поставьте в оценочный лист – 5; при ошибке в выборе размера петли на образце – 3; при неправильном результате – 0.


Пришивать пуговку к образцу вы будете на уроке технологии, который состоится пятым уроком.


Физкультминутка. Слайды №9 –10


Учитель.  Приступим к следующему этапу работы швеи – это определение расстояния между петлями. Для этого выполним практическую работу №2. Слайд №11


Определение расстояния между петлями



  1. Вычислить диаметр пуговицы №2.

  2. Найти расстояние, на котором должны пришиваться данные пуговицы к изделию по формуле


R = 4D + 4.


Учитель. Проверьте результаты по слайду. Слайд №12


И поставьте оценку в оценочный лист.


При правильном подсчете поставьте в оценочный лист – 5; при неправильном результате – 0.


Теперь вы знаете на каком расстоянии нужно пришивать пуговицы различного диаметра.


Учитель.  А какому изделию можно пришить данную пуговицу? Для этого выполним практическую работу №3. Слайд №13


Определение материала изделия.



  1. Определить материал изделия, к которому можно пришить данную пуговицу по таблице.

  2. Капитану на доске изобразить соответствие расстояния между пуговицами и материалом.

  3. Найти образец изделия, соответствующий вашему решению.


Настольная таблица





























Расстояние между пуговицами (в см)Изделие
6блуза
8пиджак
10платье
12мужская рубашка
16пальто

Учитель.  Капитаны выполните работу у доски.


(На доске – таблица и картинки изделий; нужно изобразить соответствие; на отдельном столе стоят рамки с образцами изделий.)


Поставьте оценку в оценочный лист.


При правильном подсчете поставьте в оценочный лист – 5; при ошибке в выборе образца изделия – 3; при неправильном результате – 0.


Надеюсь вы теперь не ошибетесь и не пришьете маленькую пуговку к пальто, а большую в блузке.



  1. Учитель. Сейчас мы будем готовиться к творческой работе, которую вы будете выполнять на уроке технологии, а на нашем уроке мы выработаем алгоритм.


Выполните практическую работу №4.


(На столах рамки А4)


(Слайд №14практическая работа №4.)


Подсчет пуговиц для выполнения орнамента



  1. Найдите способ подсчета количества пуговиц для заполнения рамки в виде орнамента, если пуговица круглой формы (пуговица №3).

  2. Найдите способы подсчета количества пуговиц для заполнения рамки в виде орнамента, если пуговица квадратной или прямоугольной формы (пуговица №4).


Учитель.  Опишите способ с круглыми пуговицами.


Учащиеся. Находим диаметр пуговицы, подсчитываем количество рядов: делим ширину рамки на диаметр пуговицы; аналогично рассчитываем количество столбцов; перемножаем получившиеся результаты – получаем количество пуговиц.


Учитель. У кого такой же способ?


(Команды, справившиеся с этой частью работы, ставят в оценочный лист – 2 балла.)


Опишите способ подсчета пуговиц в случае, когда пуговица квадратная или прямоугольная.


Учитель. Способ аналогичный первому, только измеряется сторона квадратной пуговицы.


(Команды, справившиеся с этой частью работы, ставят в оценочный лист – 1 балла.)


Учитель. Кто нашел другой способ? (Делит площадь рамки на площадь пуговицы, тем самым находим количество пуговиц.)


(Команды, справившиеся с этой частью работы, ставят в оценочный лист – 2 балла.)



  1. V. Рефлексия


– Наступило время подвести итоги.


– Какую цель мы поставили в начале урока?


– Достигли ли мы ее?


– Что вы узнали нового на уроке?


– Подсчитайте общее количество баллов, по слайду №15 определите оценку и выставьте ее в дневник.





















БаллыОценка
15 – 20«3»
21 – 27«4»
28 – 30«5»

– Покажите цвет карточки, определяющий ваше настроение. (Красный – хорошее; синий–- среднее)


Учитель.  В заключении хотелось бы сказать, что существует много поговорок (обращает внимание учащихся на стенд, где находятся поговорки) и народных примет (обращает внимание учащихся на стенд, где описаны народные приметы) связанные с пуговицами.


«Пуговица» в русском языке имеет тот же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло.


Даже пришивание пуговиц имеет свое значение. Слайд №16


Например, способ пришивания синей пуговки – для укрепления дружеских связей, темно-зеленой – развитие интуиции, светло-зеленой – здоровье и т. д.


Поэтому я каждому из вас хочу подарить оберег, который хранил бы вас от неприятностей. (Учитель раздает обереги. Под песенку «Коричневая пуговка» учащиеся уходят с урока.)


vasileva - prezentaciya Power Point

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ