О некоторых аспектах повышения статуса учителя в современном обществе
Лейсания Закиевна МУСИНА,учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Терсинской средней школы Агрызского районаПедагогический стаж – 20 летВот и прозвенел последний школьный...
Лейсания Закиевна МУСИНА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Терсинской средней школы Агрызского района
Педагогический стаж – 20 лет
Вот и прозвенел последний школьный звонок! Впереди – лето, такие долгожданные каникулы! Осталось лишь дописать бесконечное количество отчётов, заполнить личные дела учащихся, дождаться результаов ОГЭ – и можно спокойно уходить в отпуск. Ещё раз открываю свой ежедневник, чтобы свериться, что ещё осталось доделать, и взгляд невольно останавливается на странице моего блокнота, где есть следующее выражение У. Черчилля: “Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать”. Да, очень философская мысль. А мы, современные учителя, обладаем ли такой властью, о которой говорил Черчилль? Пользуется ли педагог в наше время уважением и авторитетом? И какими качествами должен обладать учитель, чтобы завоевать уважение в обществе?
Если заглянуть в историю, то можно сказать, что профессия учителя всегда была достойной и уважаемой. Так, например, в Древней Греции учителями были наиболее умные, талантливые граждане, в Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. По древним китайским хроникам XX в. до н. э., в стране учителями назначали мудрейших представителей общества. В Древней Руси же учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.
А в нашем обществе, несмотря на то, что педагог один из значимых людей в жизни каждого (ведь всему, чему мы когда-либо научились, мы обязаны нашим учителям), профессия учителя не считается престижной и доходной. Кстати, это касается не только городов, но и в сёлах дела обстоят не лучше. Каждый год всё больше ощущается нехватка учителей начальных классов, математики, физики, биологии, и этот список с каждым годом увеличивается всё больше и больше. Что же пошло не так? Почему мы сегодня говорим о непрестижности такой благородной профессии? Я считаю, что для этого есть и объективные, и субъективные причины.
Мы не вправе говорить о том, что наше правительство не заинтересовано в повышении статуса учителя. Например, все мы помним, что 2010 год был объявлен Годом учителя в России, нельзя забывать и о грантовой поддержке, Министерство Образования и науки России подготовило нормативные документы о повышении статуса учителя и соответственно увеличение зарплат. Увеличение зарплаты педагога, бесспорно, важный, но далеко не единственный аспект повышения статуса педагога в обществе.
Кажется, что в последние годы средства массовой информации развернули настоящую войну против учителей, периодически освещая те или иные конфликтные ситуации между родителями и педагогами или учениками и учителями, при этом, не вникая в суть возникающих проблем, что здорово подрывает авторитет педагогов. Когда читаешь подобные статьи, смотришь телепередачи, кажется, что во всех бедах и конфликтах виноваты лишь учителя. Причины конфликтов разнообразные, но зачастую родители чрезмерно опекают своего ребенка, им кажется, что его обижают. Пытаясь научить его «противостоять», уничтожают авторитет учителя в глазах ребенка. В том, что между учителем и родителем складываются непростые, а порой даже конфликтные отношения виноваты обе стороны, которым необходимо поддерживать и воспитывать в ребенке уважение к родителям и педагогам. По моему мнению, проблему низкого статуса учителя необходимо начинать решать именно с семьи, где родители должны привить детям уважение и почтение по отношению к педагогам, активно взаимодействовать с учителями в решении различных проблем, видеть в учителе партнера в воспитании ребенка. Это одна сторона проблемы.
Другая, в чём я уверена, заключается в самих учителях. Когда учитель будет интересен своему ученику? Когда он на «отлично» знает свой предмет, когда он готов осваивать новые подходы и технологии в педагогике, развиваться как личность, когда он может ответить на любой неожиданный вопрос ребёнка, когда учитель считается с его мнением, когда он способен своим внешним видом, своей речью, даже жестом незаметно учить и воспитывать его. (Тут вспоминается английская пословица: «Не воспитывайте своих детей, всё равно они будут похожи на вас». Хотя она и сказана применительно к родителям, но в полной мере относится и к учителям: сегодняшняя реальность такова, что именно школа заменяет для многих детей семью, потому что родители заняты зарабатыванием денег, и у них нет времени на своих детей. Или хуже того, когда родителям вообще нет никакого дела до своих детей…) Воспитывать не назидательно, нет, а незаметно для самого ребёнка. Вот тогда учитель способен «сеять разумное, доброе, вечное». Да, это непросто сделать, мало того, это не всегда и получается, но в этом, как мне кажется, и заключается миссия настоящего учителя. Принадлежность человека к педагогике проявляется и в его образе мышления. Педагогическую профессию выделяют из ряда других прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Если таких учителей будет большинство, то и авторитет и престиж профессии, несомненно, будут высоким.
В заключение могу сказать одно, несомненно, необходимо поднимать престиж профессии педагога: активно взаимодействовать с семьей, воспитывая в детях уважение к учителю; готовить будущих учителей, как говорится, смолоду; тщательно подбирать педагогические кадры, предъявлять высокие требования как к уровню профессиональной компетентности, моральным качествам, так и к постоянному повышению квалификации и самосовершенствованию педагога; всесторонне поддерживать, в том числе на уровне государства, педагогов и молодых специалистов.
Профессия учителя была и остается одной из самых важных в нашем обществе, и внимание правительства к низкому статусу учителей призвано вернуть педагогам заслуженное былое уважение и почет, ведь настоящий педагог – не только специалист с высоким уровнем профессиональных навыков, моральных качеств, но и просто хороший человек, который, как выразился У. Черчилль, способен обладать властью, «о которой премьер-министры могут только мечтать».
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Терсинской средней школы Агрызского района
Педагогический стаж – 20 лет
Вот и прозвенел последний школьный звонок! Впереди – лето, такие долгожданные каникулы! Осталось лишь дописать бесконечное количество отчётов, заполнить личные дела учащихся, дождаться результаов ОГЭ – и можно спокойно уходить в отпуск. Ещё раз открываю свой ежедневник, чтобы свериться, что ещё осталось доделать, и взгляд невольно останавливается на странице моего блокнота, где есть следующее выражение У. Черчилля: “Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать”. Да, очень философская мысль. А мы, современные учителя, обладаем ли такой властью, о которой говорил Черчилль? Пользуется ли педагог в наше время уважением и авторитетом? И какими качествами должен обладать учитель, чтобы завоевать уважение в обществе?
Если заглянуть в историю, то можно сказать, что профессия учителя всегда была достойной и уважаемой. Так, например, в Древней Греции учителями были наиболее умные, талантливые граждане, в Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. По древним китайским хроникам XX в. до н. э., в стране учителями назначали мудрейших представителей общества. В Древней Руси же учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.
А в нашем обществе, несмотря на то, что педагог один из значимых людей в жизни каждого (ведь всему, чему мы когда-либо научились, мы обязаны нашим учителям), профессия учителя не считается престижной и доходной. Кстати, это касается не только городов, но и в сёлах дела обстоят не лучше. Каждый год всё больше ощущается нехватка учителей начальных классов, математики, физики, биологии, и этот список с каждым годом увеличивается всё больше и больше. Что же пошло не так? Почему мы сегодня говорим о непрестижности такой благородной профессии? Я считаю, что для этого есть и объективные, и субъективные причины.
Мы не вправе говорить о том, что наше правительство не заинтересовано в повышении статуса учителя. Например, все мы помним, что 2010 год был объявлен Годом учителя в России, нельзя забывать и о грантовой поддержке, Министерство Образования и науки России подготовило нормативные документы о повышении статуса учителя и соответственно увеличение зарплат. Увеличение зарплаты педагога, бесспорно, важный, но далеко не единственный аспект повышения статуса педагога в обществе.
Кажется, что в последние годы средства массовой информации развернули настоящую войну против учителей, периодически освещая те или иные конфликтные ситуации между родителями и педагогами или учениками и учителями, при этом, не вникая в суть возникающих проблем, что здорово подрывает авторитет педагогов. Когда читаешь подобные статьи, смотришь телепередачи, кажется, что во всех бедах и конфликтах виноваты лишь учителя. Причины конфликтов разнообразные, но зачастую родители чрезмерно опекают своего ребенка, им кажется, что его обижают. Пытаясь научить его «противостоять», уничтожают авторитет учителя в глазах ребенка. В том, что между учителем и родителем складываются непростые, а порой даже конфликтные отношения виноваты обе стороны, которым необходимо поддерживать и воспитывать в ребенке уважение к родителям и педагогам. По моему мнению, проблему низкого статуса учителя необходимо начинать решать именно с семьи, где родители должны привить детям уважение и почтение по отношению к педагогам, активно взаимодействовать с учителями в решении различных проблем, видеть в учителе партнера в воспитании ребенка. Это одна сторона проблемы.
Другая, в чём я уверена, заключается в самих учителях. Когда учитель будет интересен своему ученику? Когда он на «отлично» знает свой предмет, когда он готов осваивать новые подходы и технологии в педагогике, развиваться как личность, когда он может ответить на любой неожиданный вопрос ребёнка, когда учитель считается с его мнением, когда он способен своим внешним видом, своей речью, даже жестом незаметно учить и воспитывать его. (Тут вспоминается английская пословица: «Не воспитывайте своих детей, всё равно они будут похожи на вас». Хотя она и сказана применительно к родителям, но в полной мере относится и к учителям: сегодняшняя реальность такова, что именно школа заменяет для многих детей семью, потому что родители заняты зарабатыванием денег, и у них нет времени на своих детей. Или хуже того, когда родителям вообще нет никакого дела до своих детей…) Воспитывать не назидательно, нет, а незаметно для самого ребёнка. Вот тогда учитель способен «сеять разумное, доброе, вечное». Да, это непросто сделать, мало того, это не всегда и получается, но в этом, как мне кажется, и заключается миссия настоящего учителя. Принадлежность человека к педагогике проявляется и в его образе мышления. Педагогическую профессию выделяют из ряда других прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Если таких учителей будет большинство, то и авторитет и престиж профессии, несомненно, будут высоким.
В заключение могу сказать одно, несомненно, необходимо поднимать престиж профессии педагога: активно взаимодействовать с семьей, воспитывая в детях уважение к учителю; готовить будущих учителей, как говорится, смолоду; тщательно подбирать педагогические кадры, предъявлять высокие требования как к уровню профессиональной компетентности, моральным качествам, так и к постоянному повышению квалификации и самосовершенствованию педагога; всесторонне поддерживать, в том числе на уровне государства, педагогов и молодых специалистов.
Профессия учителя была и остается одной из самых важных в нашем обществе, и внимание правительства к низкому статусу учителей призвано вернуть педагогам заслуженное былое уважение и почет, ведь настоящий педагог – не только специалист с высоким уровнем профессиональных навыков, моральных качеств, но и просто хороший человек, который, как выразился У. Черчилль, способен обладать властью, «о которой премьер-министры могут только мечтать».
Комментарийлар