Обучение математике по новому стандарту
Роза НИЗАМУТДИНОВА, учитель математики и информатики I квалификационной категории гимназии №125В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который является залогом улучш...
Роза НИЗАМУТДИНОВА, учитель математики и информатики I квалификационной категории гимназии №125
В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который является залогом улучшения качества обучения, а одной из основных задач учителя математики должна стать организация освоения школьниками обобщенных способов деятельности при изучении каждой конкретной темы. Средствами реализации новых подходов в образовании являются такие технологии и методы обучения, которые позволяют достичь личностных и метапредметных результатов. Применительно к математике можно выделить проблемное обучение.
Технология проблемного обучения реализуется на основе следующих факторов:
• оптимальный подбор проблемных ситуаций и средств их создания;
• отбор ситуаций тесно связан с применением их в повседневной жизни;
• учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы и в различных классах;
• личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов.
1. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения. Например, урок математики по теме: «Сложение дробей с разными знаменателями».
2. Сталкивает противоречия практической деятельности. Например, урок геометрии по теме: «Неравенство треугольника». Ребята работают самостоятельно и приходят к тому, что построить треугольник удается не всегда. Возникает проблема: «При каких же условиях существует треугольник»? Вывод: каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.
3. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Например, урок алгебры по теме: «Формулы сокращенного умножения». При изучении формулы квадрата суммы двух выражений используем два способа доказательства: алгебраический и геометрический.
4. Предлагает рассмотреть явление с различных позиций. Например, урок геометрии по теме: «Площадь трапеции». При выводе формулы для вычисления площади трапеции учитель предлагает учащимся воспользоваться ранее изученными формулами для вычисления площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, свойствами площадей. Ребята предлагают различные способы, например, провести диагональ и найти площадь трапеции как сумму площадей двух треугольников.
5. Побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; ставит конкретные вопросы. Например, урок алгебры по теме: «Четырехугольники». Формулируем определение квадрата. «Квадрат – это прямоугольник, … Квадрат – это ромб, … или «Квадрат – это параллелограмм, …. Обсуждаем почему имеет право быть каждое из них.
6. Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские).
Невозможно представить современное обучение без использования средств, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями, наиболее эффективными считаю исследовательские и проектные методы. Но никакие самые передовые средства и технологии обучения не смогут в обозримом будущем решить проблему качественного обучения без грамотного, деятельного, современно мыслящего учителя.
Современный учитель математики нуждается в осмыслении и переосмыслении изменений в современном образовательном пространстве и, соответственно, своей педагогической деятельности. Изучая материалы стандартов второго поколения, он будет задавать себе вопросы: Как отразить роль математики в познании человеком мира? Как посредством предмета формировать целостное видение картины мира? Какой вклад вносит школьный предмет математика в развитие универсальных учебных действий школьников? Как из урока в урок добиваться целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учеников?
Ученик «новой школы» – инициативный, активный ребенок, учеба которого проходит не только за школьной партой. Несмотря на то, что личностные результаты образования не учитываются, они будут видны по поведению ребят, степени зрелости их суждений. Стандарт ориентирует на то, чтобы в центре внимания школы была личность каждого ребенка, ведь в основе образования сегодня лежит личностно-ориентированный подход. Стандарт предполагает, что учебный процесс в каждом классе строится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, уровня продвижения в освоении предмета.
Ещё один из путей совершенствования процесса обучения математике – это метапредметный подход. О метапредметном подходе в образовании учитель может узнать из работ Ю.Громыко, который является автором построения новой организации содержания образования на основе метапредметов.
Для думающего учителя математики метапредметный подход, как принцип построения деятельности учащихся при изучении математики на уроке и во внеурочной деятельности, открывает широкие перспективы для самообразования. Существует множество источников информации, где учитель найдёт необходимый справочный материал или тексты для подготовки занятий с позиций метапредметного подхода. Прежде всего, это философские словари, словари русского языка, математические энциклопедии.
Сделать процесс обучения ярче, нагляднее, привлекательнее помогают современные информационные технологии, поэтому в оборудование современной школы – самое современное. Все классы в нашей гимназии оснащены проекторами, компьютерами, документ-камерами, некоторые классы интерактивным оборудованием. Современные учебники дополняются электронными приложениями, с которыми ребята работают с особым удовольствием.
Список литературы:
- Зудилова И.А. О преподавании математики в 2008/2009 учебном году в контексте новых форм итоговой аттестации выпускников основной и старшей школы // Профессионализм педагога как ресурс развития системы образования в Хабаровском крае: естественно-математическое образование: Методические рекомендации к началу 2008/2009 учебного года / Сост. Л.П. Мошейко. – Хабаровск: ХК ИППК, 2008.
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
- Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010.
- Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011.
Комментарийлар
0
0
Полностью согласна, детям нужно чтобы всегда было интересно чтобы был нормальный эффект. Автор: Вера Толянина
0
0