Логотип Магариф уку
Цитата:

Проектная деятельность в системе обучения русскому языку и литературе в рамках реализации ФГОС ООО

Эльвира АНИКЕЕВА, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №180 г. КазаниОсновное требование Федеральных государственных стандартов – научить школьника учиться, о...

Эльвира АНИКЕЕВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №180 г. Казани
Основное требование Федеральных государственных стандартов – научить школьника учиться, обучающийся должен уметь самостоятельно добывать знания из различных источников, разбираться в источниках информации, результативно использовать полученные знания в учебной деятельности. Обучающийся должен получить коммуникативные навыки: уметь строить деловой разговор. Конечно, используя методы традиционного обучения, достичь такого результата невозможно. Одним из методов, позволяющих добиваться повышенных результатов, является метод проектов, который включает в себя и проблемный подход к обучению, и исследовательские методы обучения.
Актуальность данной работы заключается в том, что овладение навыками проектной деятельности – одно из направлений работ, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами. К сожалению, не все педагоги до конца владеют методом проектов, возможно, на примере нашего педагогического опыта, у педагогов будет намечен план реализации проектной деятельности.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит: «В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, …» (статья 14 пункт 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 -  ФЗ от 29.12.2012 года), данное право реализуется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Существуют стандарты начального, общего и среднего образования. Так как с нашей профессиональной деятельностью тесно связаны стандарты основного и среднего общего образования, о стандартах начального образования говорить не будем. Впервые понятие государственного стандарта было зарегистрировано Минюстом России 1 февраля 2011 года, документ носил название «Приказ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», в 2014, 2015 гг. были внесены изменения в данный приказ. ФГОС ОО диктует требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Одними из личностных результатов являются «…осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка…», «…формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения… к языку…» (ФГОС ООО, раздел II, п. 9)., для достижения данных результатов необходимо целенаправленно и детально изучать государственный и родные языки.
В примерной образовательной программе образовательной организации даны конкретные предметные результаты освоения области «Русский язык», также даны примерные программы учебных предметов и курсов, в частности учебного предмета «Русский язык».
Преподавание учебных дисциплин должно быть выстроено с учётом особенностей подросткового возраста, нацелено на успешность и своевременность формирования новообразования познавательной сферы, многое зависит, конечно, от личностных качеств учителя и его активной жизненной позиции, выбора методики обучения, условий образовательного процесса.
В разделе «Предметные результаты» примерной образовательной программы идет деление на два вида результатов выпускника: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Первый вариант предметных результатов, по нашему мнению, минимален, овладение ими не должно вызывать трудности у обучающихся. К примеру, «проводить морфемный и словообразовательный анализ», «опознавать основные единицы синтаксиса», «различать значимые и незначимые единицы языка» – это прописные истины изучения языка, в частности, русского языка как государственного. Раздел «Выпускник получит возможность научиться» содержит требования к умению анализировать, сопоставлять, осознавать, оценивать языковые явления, данный раздел требует от выпускников самостоятельности обучения. Для достижения данного вида результатов ведущие педагоги (Н.В. Токаева, Е.В. Бузина, Г.В. Цветкова) предлагают использование личностно ориентированных технологий, «которые интегрируют проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения». Одним из методов личностно ориентированных технологий является метод проектов.
Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США, он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. В России метод проектов был известен уже в 1905 году, после революции он применялся в учебных заведениях по указанию Н.К. Крупской. В 1931 году постановлением ЦК ВКП этот метод был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов XX века.
Проектная деятельность нацелена на отработку самостоятельных умений: формулировка цели и задач, обработка информации, экспериментально-опытная работа, анализ результатов. Путем выполнения данных видов работ у обучающихся формируются творческие способности, логическое мышление, навыки коммуникативного общения – ведь работу можно проводить в парах и группах.
По классификации Н.В. Токаевой и Е.В. Бузиной выделяют три типа проектов:

  • Научные (исследовательские);

  • Социальные;

  • Образовательные (учебные).


В образовательных учреждениях чаще всего используют последний вариант проектной деятельности. Проблема заключается в том, что учитель не умеет планировать проектную работу обучающихся, необходимо заранее планировать работу, подумать о формах и методах, критериях оценки полученного результата. Столкнувшись с данной проблемой в работе, мы разработали документацию по результативному введению данного метода в обучение.
Основным документом, на который ориентируется учитель ежедневно, является рабочая программа. В соответствии с Примерной образовательной программой «авторы рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал, определять последовательность его изучения, расширения объёма содержания». Рабочая программа должна обеспечивать возможности для формирования УУД обучающихся.
Таким образом, первой в решении поставленной задачи стала корректировка рабочих программ с целью введения уроков по проектной деятельности. Рассмотрим на примере рабочей программы по русскому языку в 6 классах. Так, из 210 часов (при 6 часах русского языка в неделю), выделенных на изучение русского языка в 6 классе, на изучение проектной деятельности запланировано 20 уроков: 10 урок теоретических уроков, 10 уроков на выполнение практических заданий.  Так, среди тем теоретических уроков выделены темы «Виды проекта», «Этапы выполнения проекта», «Как оформить папку проекта?», «Этап реализации» и другие, на уроках такого типа детально прорабатываются теоретические аспекты проектной деятельности, подготавливается сопроводительная документация.
В методической литературе часто отмечают, что проект – это пять «П»: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация. Обучающимся мы предлагаем спектр тем в рамках изученного раздела по русскому языку, учащийся выбирает тему из предложенных или формулирует её сам. К формулировке тем обязательно предъявляются требования: наличие в теме проблемы, вопроса или тайны; отражение главной идеи; название должно быть ёмким, особенным и интересным. Таким образом, выбор названия работы – это одна из самых важных частей проектной деятельности.
После выбора темы проекта ребятам предлагаются варианты проектного продукта. Мы основываемся на классификации А.Г. Нарушевича:

  1. Мультимедийный продукт (презентация, видеоклип, компьютерная графика и др.);

  2. Научные или учебный материалы (доклады, словари, тесты, статьи и др.);

  3. Публицистические материалы (стенгазета, журнал, школьная тиражная газета и др.);

  4. Нормативные документы (инструкция, законопроект);

  5. Творческий продукт (сборники стихотворений, картины, театральные постановки);

  6. Мероприятия (экскурсия, праздник, викторина и др.).


Самым распространенным продуктом по опыту является доклад или исследовательская работа, мы считаем, что другие жанры необоснованно лишены серьезности. Например, на уроке литературы в 6 классе был предложен проект «Портрет» лирического произведения» на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Незабудка». Группа ребят взялась за театральную постановку: написание сценария на основе произведения, изучение истории костюма, выбор реквизита, соответствующего истории – получился проект, который потребовал знаний не только в литературе, но и в истории, и в искусстве.
На уроках русского языка мы с ребятами детально рассматриваем этапы проектной деятельности. Для подготовительного этапа и этапа планирования разработан сопроводительный документ – «Лист планирования». Обязательными для заполнения являются поля «Цель», «Задачи», «Источник информации», «Распределение обязанностей» (при выполнении групповой работы) и «План работы». При заполнении листа планирования, обучающиеся учатся ставить и формулировать цели и задачи, детально продумывать ход работы над проектом. Данный лист обязателен при сдаче проекта, он торжественно занимает место перед титульным листом, по нему мы ориентируемся в работе. Конечно, лист планирования может быть изменен, ведь предусмотреть все детали выполнения работы невозможно.
После этапа планирования наступает самый сложный и важный этап – реализация проекта. Именно на этом этапе формируются все необходимые навыки, о которых мы говорим, вводя метод проектов в образовательную деятельность. Умение выделять главное в потоке информации, а зачастую просто ее поиск формирует в обучающемся навыки анализа, умение свести возникающие конфликты к минимуму, договориться с коллегами по проекту о распределении обязанностей – все это формирует коммуникативные навыки, находить рациональные пути достижения цели – эти и другие приобретенные навыки являются самым ценным. Конечно, учитель будет прилагать разные усилия на уроках проектной деятельности: в 5-6 классах – детальный контроль, 7-9 классы требуют помощи лишь в острых ситуациях, в 10-11 классах работа учителя, как правило, стремится к нулю, поэтому очень важно именно на начальном этапе научить малышей-пятиклассников самостоятельности.
Презентация проекта для обучающихся является самым волнительным этапом. Основная задача данного этапа – представить результаты своей работы. Для «рабочей» презентации мною была выбрана форма устного представления проекта на уроке своим одноклассникам. Работа сопровождается показом папки с сопроводительной документацией: слайды, рисунки, чертежи, эскизы, сценарии и другие документы. Текст презентации обязательно должен содержать информацию об авторе проекта, теме, актуальности, выступающий называет цель работы, результат, полученный за период выполнения задания, обязательно указывает членов команды и распределение обязанностей. На основе массовой защиты выбираются самые лучшие проекты, которые представляются к публичной защите. Данное мероприятие проводится во внеурочное время, приглашаются представители администрации, педагоги-новаторы, учащиеся – победители прошлого конкурса защиты проектов. В листах жюри выделены основные критерии выполнения и защиты проекта: понимание цели и задач, умение представить работу в устном сообщении, умение аргументировать выбор способа решения проблем, умение анализировать полученный результат. Критерии оценки работ обязательно заранее должны быть предоставлены обучающимся, в таком случае качество защиты повышается.
Казалось бы, что после этапа презентации проекта, можно глубоко вздохнуть, но работа над проектом будет не завершена без анализа проведенной работы. На данный этап мы не жалеем целого урока: необходимо выяснить, что было самым трудным в работе, какие ошибки мы допустили и как их исправить, что так и осталось не понятым, что необходимо доработать – эти и многие другие вопросы требуют анализа, после ответа или попытки ответа на эти вопросы учащимся гораздо легче приступать к другим работам.
В ходе подобных обсуждений формируются умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владениями основами самоконтроля, самооценки и другие метапредметные результаты освоения образовательных программ, предусмотренные ФГОС.
Таким образом, изучение русского языка, как и все образование в целом, в последнее десятилетие кардинально меняется: на смену традиционным методам обучения приходят различные технологии, направленные на формировании УУД, например, метод проектов. Метод проектной деятельности позволяет обучающимся ставить перед собой задачи и уметь их решать, искать наиболее выгодные пути решения проблем, наконец обильность школьной теории сменяется возможностью практической деятельности, у учащихся повышается уровень владения исследовательской деятельностью. Школьное образование должно создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся, условия сотрудничества и совместной деятельности, данные требования выполнимы при изменении стиля преподавания. Одним из решений является практика проектной деятельности в изучении языка. А изучение должно быть направлено на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11 классы. Легион; Ростов-на-Дону; 2013. – 78 с.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательной организации. Основная школа. – М.: Просвещение, 2016 – 416 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2017. – 61 с.

  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: тексты с изменениями на 2018 г. – Москва: Эксмо, 2018. – 224 с.

  5. Цветкова Г.В. Русский язык. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся. Учитель; Волгоград; 2015. – 169 с.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ