Сельский учитель нового времени
Резеда Гиздулловна ХАСАНОВА,учитель русского языка и литературы Шуганкинской основной школы Муслюмовского района. Стаж работы – 19 лет.Легко ли быть сельским учителем, тем более в современном мире? «Л...
учитель русского языка и литературы Шуганкинской основной школы Муслюмовского района. Стаж работы – 19 лет.
Легко ли быть сельским учителем, тем более в современном мире? «Легко!» - скажут городские учителя. «В классе по пять-шесть учеников, сиди себе и учи, каждого хоть по десять раз за урок спрашивай. Так можно всех учеников отличниками сделать. Вот тебе и успеваемость высокая и качество знаний выше среднего», - думают они.
Несмотря на это, плохое образование в сельской школе – распространенный стереотип, но, на самом деле, сельские школы дают современное качественное образование. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы обусловлены некоторым своеобразием жизни и быта сельского населения. На селе, где люди хорошо знают друг друга во всех их проявлениях, деятельность учителя протекает в условиях повышенного социального контроля и, как правило, становятся известны всем. Особо следует отметить такую характерную особенность деятельности сельского учителя как многогранность его профессиональной деятельности. Малочисленность учащихся порождает потребность сельской школы в различных образовательных программах.
Даже сельской школе в наше время нужно ориентироваться на потребности учащихся в образовании, здоровом образе жизни, отдыхе. В ней должны быть все условия для учебной и внеучебной работы – занятий различных объединений дополнительного образования. Но по-настоящему современной школу могут сделать только квалифицированные педагоги, учителя, способные давать качественное образование, выстраивать взаимодействие с социумом, родителями учащихся, привлекать их к образовательному и воспитательному процессу.
Необходимость создания оптимальных стартовых условий для развития сельских детей ориентирует педагогов на использование в своей работе новые методы и технологии обучения. Малочисленность классов в сельской школе постепенно приводит к индивидуализации обучения, что в свою очередь также вынуждает вести поиск возможностей ее осуществления, поскольку индивидуальный подход в обучении - это более тонкая категория, и осуществить ее труднее.
Следующая особенность заключается в том, что в условиях сельской местности круг общения узок, каналы получения информации ограничены. Важность массовых и групповых форм внеурочной работы трудно переоценить, поскольку они исполняют роль не только воспитательную и образовательную, но и социально-культурную.
Небольшое количество учеников в классе позволяет воплощать на практике идеи личностно-ориентированного обучения, индивидуальный подход к учащимся, что выражается, в частности, в использовании новых педагогических технологий. Информатизация сельских школ тоже делает свое дело. Процесс обучения становится интереснее для учащегося, и информационно насыщенным для учителя, который за урок теперь может подать в 2-3 раза больше информации. Это позволяет сэкономить время для практических занятий и приближает обучение к жизни в плане своевременности. Я, например, на уроках русского языка и литературы, часто использую информацию из различных оперативных источников информации. Использование оперативности в работе с информацией, думается, будет одним из гарантов успеха любого учителя. Еще одной предпосылкой для успеха в обучении являются отношения. Учитель и ученик в процессе обучения должны стать товарищами, и учитель не должен бояться, что может показать себя хуже, чем ученик.
В заключение хочется сказать, что время сейчас очень мобильное и подвижное - и учителю ко всем прочим профессиональным качествам нужно приобретать одну — конкурентоспособность. Коллектив сельских учителей — это единая семья, кроме этого, он еще учитель-универсал, многопрофильный профессионал. Поэтому, на мой взгляд, в работе учителя нужно учитывать специфические особенности работы учителя сельских школ.
Комментарийлар