«СИНГАПУРСКИЙ ПРОЕКТ»: НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Алексей ЕГОРОВ, учитель истории и обществознания средней школы № 11 г. Зеленодольска, кандидат исторических наукВ условиях информационного общества учитель, пытающийся преподать своим ученикам как мож...
Алексей ЕГОРОВ, учитель истории и обществознания средней школы № 11 г. Зеленодольска, кандидат исторических наук
В условиях информационного общества учитель, пытающийся преподать своим ученикам как можно больше фактического материала, занимается сизифовым трудом. В особенности, это касается преподавания истории — науки, современный этап развития которой характеризуется невиданным ранее разбросом точек зрения и аргументов в их пользу, часто весьма спорных. Для того чтобы отобрать зерна от плевел нужно обладать критическим мышлением. Его воспитание — одна из задач так называемого «сингапурского проекта», предполагающего внедрение в учебный процесс татарстанских школ структур кооперативного обучения. Некоторые варианты реализации данных структур на уроках истории в V, VI и VIII классах приведены в этой статье. Сразу оговоримся, что прежде чем приступить к ним на практике, учитель должен разбить класс на группы по 3 — 5 человек и добиться адекватного восприятия учащимися такого формата работы.
Структура Stir The Class на уроке по теме «Возникновение земледелия и скотоводства» (V класс, учебник Ф.Михайловского).
Этапы реализации:
1. Постановка задачи. На предыдущем уроке учитель показывал классу учебный фильм «Одиссея первобытного человека» [1], теперь настало время закрепления полученных во время просмотра знаний:
— Давайте откроем учебник на странице 28. Перед вами рисунок родового поселка земледельцев и скотоводов. Сравните его с тем, как жила австралопитечка Люси и ее сородичи, и запишите в тетрадь 10 отличий. Обратите внимание на то, чем заняты люди, как они выглядят, какими орудиями труда пользуются, каких животных приручили, почему поселок находится возле реки. На выполнение задания у вас 5 минут.
2. Учебная игра.
— Прочертите линию после последнего ответа. Сейчас я включу музыку (она должна быть ритмичной, но не очень громкой). Для вас это сигнал встать и начать двигаться по кабинету, чтобы записать как можно больше идей одноклассников. Как только музыка прекратиться (через 5 минут), вы вернетесь на свои места.
3. Работа в группах. Задача учителя на данном этапе проследить, чтобы дети не «кучковались» и не использовали время, отведенное на игру, для праздного общения. Вернувшись в группы, ученики по очереди зачитывают записанные идеи. На это отводится еще 5 минут.
4. Подведение итогов. Учитель заслушивает ответы отдельных учеников, комментирует их и выставляет оценки. После этого у него остается не менее четверти часа, которые можно потратить на объяснение следующей темы и формулирование домашнего задания. Замечательно, если оно будет адаптировано к использованию еще одной структуры кооперативного обучения.
Структура Quiz-Quiz-Trade на уроке по теме «Католическая церковь и еретики» (VI класс, учебник Е.Агибалова, Г.Донской).
Этапы реализации:
1. Постановка задачи. Учитель раздает карточки с вопросами: Кто такие еретики? Какой смысл они вкладывали в слова «презирай богатства земные»? Как церковь боролась с еретиками? Почему, несмотря на преследования, общины еретиков снова и снова давали о себе знать? На ваш взгляд, есть ли что-то общее между еретиками средних веков и сектантами (значение понятия «сектант» разъяснялось на предыдущем уроке) нашего времени? В чем они различаются? Карточки розданы, учитель объясняет правила игры:
— Как только я скажу «встаньте», вы поднимите руку и встанете в пару с любым одноклассником не из вашей группы. Тот, у кого длиннее волосы (светлее глаза, выше рост и т.п.) будет партнером А. Партнер А задает первый вопрос и комментирует ответ партнера Б. В случае если партнер Б молчит, вы отвечаете за него.
2. Работа в парах. Встав в пары, ученики выполняют указания учителя, после чего (об этом им будет сказано отдельно) меняются ролями. На обсуждение всех вопросов отводится 5 — 8 минут.
3. Подведение итогов. Учитель заслушивает ответы некоторых учеников, высказывает свое компетентное мнение и выставляет оценки. Структура Quiz-Quiz-Trade является отличным способом подготовки к контрольным и самостоятельным работам. В этом случае, список вопросов увеличивается также как и время на их обсуждение.
Структура Fan-N-Pick на уроке повторения и обобщения материала по гл. III «Русские земли в XII — начале XIII вв.» (VI класс, учебник Е.Пчелова).
Этапы реализации:
1. Постановка задачи. Команды по 3 — 4 человека получают от учителя карточки с вопросами из учебника (1 карточка — 1 вопрос). Объясняются правила игры:
— Каждый член команды имеет порядковый номер. Ученик 1 держит карточки веером и говорит: «Достань карточку». Ученик 2 достает любую карточку и зачитывает вопрос вслух. Ученик 3, после 5 секунд обдумывания, дает ответ на вопрос. Отзыв на него (да или нет) и комментарий озвучивает ученик 4. Если в команде только 3 участника, ученик 2 выполняет как свою роль, так и роль ученика 3.
2. Работа в группах. После первого раунда игры, ученики меняются ролями по часовой стрелке до тех пор, пока не будут вынуты все карточки.
3. Подведение итогов. Проводится в форме заслушивания ответов учеников на вопросы карточек. Структуру Fan-N-Pick можно также проводить в парах. При таком раскладе ученики последовательно играют роли участников команды из 4 человек.
Структура Anticipation/Reaction Guide на уроке по теме «Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности» (VIII класс, учебник А.Юдовской и др.).
Этапы реализации:
1. Постановка задачи. Учитель просит учеников достать чистый тетрадный лист и объясняет правила игры:
— В первой половине XIX века в Англии завершился промышленный переворот. О том, как это отразилось на развитии науки и техники, мы говорили на прошлом занятии, теперь давайте задумаемся над социальными последствиями. Разделите тетрадный лист на две части. В левой части запишите ответы на следующие вопросы (показаны проектором): «Как рост числа фабрик и заводов повлиял на уровень занятости населения? По-прежнему ли в промышленности использовался труд женщин и детей? Изменилась ли в лучшую сторону судебная система? Можно ли говорить о закате английского дворянства в новых условиях?» На выполнение этой части задания у вас 5 минут.
2. Демонстрация учебного фильма.
— Сейчас я покажу вам несколько отрывков из фильма «Оливер Твист» [2] по одноименному роману Чарльза Диккенса. Демонстрация будет длиться 25 минут. После того, как она закончится, еще раз задумайтесь над моими вопросами. Возможно, вы пересмотрите данные в первый раз ответы. Или уточните их. Запишите свои суждения на правой половине тетрадного листа. На выполнение задания отводится только 5 минут, поэтому, смотря фильм, делайте пометки.
3. Подведение итогов. Учитель собирает тетради и дает домашнее задание: посмотреть в интернете весь фильм и написать эссе «Англия времен Оливера Твиста», сделав акцент на анализе проблем английского общества первой половины XIX века, не затронутых на уроке.
Из приведенного материала видно, что кооперативное обучение, хотя оно и проводится в игровой форме, требует от учителя больших в сравнении с «традиционкой» затрат времени и сил. Взамен он получит 20 — 25% одновременного взаимодействия учащихся (против 4 — 5 на обычных уроках), научит детей работать с источниками информации, выходящими за рамки школьной программы, и не бояться высказывать свою точку зрения, аргументируя ее. Как говорится, игра стоит свеч.
Примечания:
- Франко-канадский документальный фильм режиссера Жака Малатерра, представляющий «историю Человечества от его первых шагов миллионы лет назад и до эры Человека Разумного».
- Для демонстрации был выбран фильм Романа Полански, снятый режиссером в 2008 году. На наш взгляд, он прекрасно передает дух Англии периода завершения промышленного переворота
Комментарийлар
0
0
Статья произвела впечатление. О "сингапурском проекте" много говорят на педагогических совещаниях, но конкретных советов по его реализацию услышать негде. Данная статья - исключение. Автор: Олег
0
0
0
0
Безусловно автор знает, о чем говорит. Статья написана легко, без ненужной зауми и формализации, которыми часто страдают наши учителя. Обязательно постараюсь применить написанное на практике. Автор: Рустем
0
0