Средства оптимизации обучения русскому языку как неродному
Альбина Айратовна МИРСАЕВА, учитель русского языка и литературы Аксаринской средней школы Заинского района. Педагогический стаж – 26 лет.Мы очень часто задаем себе вопрос: «Могут ли быть современные у...
Мы очень часто задаем себе вопрос: «Могут ли быть современные уроки радостными и запоминающимися?» Могут и должны.
К.Д.Ушинский писал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов приняли участие в акте запоминания. Для меня эта фраза является ключом к пониманию того что использование на уроках различных наглядных пособий, показ учебных фильмов, диафильмов, диапозитивов, прослушивание пластинок и магнитофонных записей образцов художественного чтения-все это обогащает и расширяет кругозор учащихся, активизирует их, способствует прочности усвоения знаний, повышает интерес к изучению русского языка и литературы.
Проиллюстрирую это тем, что в настоящее время доказано, что одним из эффективных путей повышения качества обучения является реализация идей развивающего обучения. С этой целью на уроках русского языка вводится задания поискового характера, предоставляя учащимся возможность самостоятельно мыслить и на практике применять свои знания.
Во-первых, этой работе на уроках русского языка очень помогает компьютер и интерактивная доска. Использование ИКТ экономит учителю время на уроке. На экране могут быть показаны различные грамматические явления не как законченные, а в ходе наблюдений (склонение имен, спряжение, образование слов) могут быть даны готовые тексты для наблюдений, части схем и таблиц для самостоятельной доработки, тексты с пропущенными орфограммами.
Во-вторых, настоящим прорывом в технологизации обучения является использование логично-смысловых моделей, принципиально новой, эффективной формы изучения учебного материала в виде рационально-концентрической системы координат, обеспечивающей наглядность информации. Применения ЛСМ на своих уроках обобщения и систематизации знаний по русскому языку позволяет учащимся одновременно увидеть всю тему целиком и каждый ее составной элемент воспроизведению информации каждого узла с помощью педагога или самостоятельно, является надежным средством закрепления наиболее важных составляющих изучаемого материала.
В-третьих, в настоящее время на уроках в качестве обобщения стала использовать кластеры. Кластер – это опорный сигнал по теме, позволяющий привести знания в систему. Использование кластера даёт возможность учителю дать несколько видов заданий учащимся: разработать кластер самостоятельно, добавить к готовому кластеру ячейки, расположить их по хронологии, тематический, на основе готового кластера построить устный ответ по творчеству того или иного писателя, поэта; по разделу русского языка.
Таким образом, использование наглядности и ИКТ допускает проведение как коллективных, так и коллективно-индивидуальных и собственно индивидуальных форм работы, с учетом ошибок, допускаемых отдельными учениками.
Но это еще не все. Использование наглядности и ИКТ позволяет значительно повысить образовательно-воспитательную эффективность и качество уроков русского языка в национальной школе, создать условия для активной речевой практики учащихся, органически сочетать в процессе обучения русскому языку общеклассные, групповые и индивидуальные формы организации учебной работы, развивать товарищескую взаимопомощь в изучении русского языка.
Я остановилась лишь на некоторых формах работы по применению наглядности, технических средств обучения на уроках. В повседневной работе мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки детей. И для того, чтобы «жечь» каждого, приходиться учитывать множество факторов варьировать формы более тщательно продумывать содержание и структуру урока. И тогда, в ответ на эти условия ребята становятся более внимательными и любознательными на уроках, у многих появляются вопросы, с которыми они обращаются к учителю, а главное, у них постепенно воспитывается любовь к предмету.
Комментарийлар