Технология наглядного моделирования в коррекционной работе
Эльвира КАБИРОВА, учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №181 г.Казани.Ирина ЗАРИПОВА, учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада №181 г.Казани.Лилия САЛА...
Ирина ЗАРИПОВА, учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада №181 г.Казани.
Лилия САЛАХОВА, воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №181 г.Казани.
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.
К.Д.Ушинский.
В настоящее время количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растёт.
Работая в логопедической группе с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать разнообразные вспомогательные приёмы, технологии, которые наиболее эффективно направят, облегчат процесс усвоения детьми нового материала. Такой эффективной технологией, на наш взгляд, является использование в логопедической работе технологии наглядного моделирования.
Наглядное моделирование в дошкольной логопедии называют по-разному: у В.К.Воробьевой – это методика сенсорно-графических схем, у Т.А.Ткаченко – предметно-схематические модели, у В.П.Глухова – блоки-квадраты, у Т.В.Большовой – коллажи, а у Л.Н.Ефименковой – схема составления рассказа.
В своей практике мы очень часто прибегаем к технологии наглядного моделирования. Данную технологию используем как на фронтальных, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях. Написанные нами сказки помогают автоматизировать поставленные звуки, обогатить активный и пассивный словарь дошкольников, строить правильные предложные конструкции, избавиться от аграммматизмов в речи. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Овладение данными приемами одновременно решает задачи не только развития связной речи, но и развития основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления, развитие мелкой моторики.
Вот лишь некоторые наши работы:
Дифференциация Р-РЬ-Л-ЛЬ
За грибами.
- Рома, Вера и Сережа отдыхали у бабули Клары в деревне.
- Утром за завтраком ребята решили пойти за грибами.
- Бабуля Клара дала им корзины.
- Пошли Рома, Вера и Сережа в березовую рощу.
- Сережа увидел в траве огромный боровик и обрадовался.
- Под березой рос красивый подберезовик.
- Рома сорвал подберезовик и положил в корзину.
- Вера разглядела под рябиной крошечный рыжик.
- В роще они набрали полные корзины разных грибов.
- Друзья радостные вернулись в деревню.
- На ужин бабуля Клара приготовила грибной суп.
Дифференциация Р-РЬ-Л-ЛЬ
За грибами.
Жучок Жужжа.
- В волшебном лесу жил жучок Жужжа.
- Однажды он решил испечь пирожки для своей бабушки.
- Пирожки получились пышные, большие.
- Идет Жужжа по дорожке и видит как муравьишка несет тяжелую ношу.
- Помог Жужжа муравьишке, угостил пирожками и пошел дальше.
- Около куста жасмина жучок услышал чей-то плач.
- Это была сороконожка.
- Она потеряла желтую босоножку.
- Нашел Жужжа желтую босоножку.
- Угостил сороконожку пирожками и пошел дальше.
11.Пришел к бабушке, рассказал как подружился с муравьишкой и сороконожкой.
Дифференциация Ш-Ж
Жучок Жужжа.
Автоматизация С
Зима.
- Наступила зима, выпал первый снег. Снег был повсюду.
- Дома, деревья – все в снегу.
- Снег приносит детям радость!
- Возле дома Соня и Саня слепили веселого снеговика.
- К снеговику подлетели снегири.
- Своей окраской снегири украшают зиму.
- Дети вспомнили, что некоторые птицы: синицы, дятлы, сойки, сороки, снегири остаются с нами зимовать.
- Для них зима голодом страшна, а не холодом.
- Соня и Саня дали снеговику в руки доску, насыпали в нее зернышек.
- Веселый снеговик кормил птиц!!!
Автоматизация С
Зима.
Комментарийлар