Технология разноуровневого обучения глухих и слабослышащих детей
Гюзель БАГАВИЕВА,учитель начальных классов I квалификационной категории специальной (коррекционной) школы-интерната I – II вида г. Нижнекамска Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной ф...
учитель начальных классов I квалификационной категории специальной (коррекционной) школы-интерната I – II вида г. Нижнекамска
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребёнка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение. Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Её характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоение материала и переходить с одного уровня на другой.
Урок математики в I классе
Тема. Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Решение задач в два действия.
Цели. Совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение решать задачи в два действия; закреплять понятия «больше», «меньше», «равно». Развивать навыки устного счёта, умение работать самостоятельно, продолжать развитие математической речи учащихся. Коррекция речи, памяти, мышления, внимания, слухо-зрительного восприятия на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении, классификации, обобщении. Воспитывать познавательный интерес у учащихся, мотивацию к урокам математики, бережное отношение к природе.
Методы. Словесный, наглядный, практический, проблемный.
Тип урока. Закрепление умений и навыков.
Оборудование. Разноуровневые карточки с заданиями, набор цифр, фоноритмическая гимнастика, иллюстрации к математическим играм, тетради, карандаши, таблички со словами и фразами, массажные шарики, масло пихтовое для ароматерапии, раздаточный материал, сигнальные карты.
Ход урока.
I.Организационный момент.
1.Приветствие. Работа со слуховыми аппаратами.
Учитель. Ребята, включите аппараты. Вы меня слышите? (Да, слышу. Нет, не слышу.) Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте, Гюзель Ильшатовна.) Будет урок математики. Какой будет урок? (Будет урок математики.) Будем считать, сравнивать, решать примеры, задачу. Что будем делать? (Будем считать, сравнивать, решать примеры, задачу.) Как у вас дела? Какое настроение? (Хорошо. Плохо.)
Какое время года? (Весна.) Что бывает весной? (Светит солнце. Тепло. Тает снег. Появляются цветы.) Можно рвать цветы? (Нет.) Почему? (Их не останется. Будет плохо. Пусть растут. Будет красиво.)
На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Какой рисунок вам больше нравится? Соответствует вашему настроению? Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. У кого плохое настроение, попробуем его поднять. За каждый правильный ответ вы будете получать цветок. Выберите, какой вам больше по цвету нравится (Дети проговаривают каждый свой выбранный цвет: фиолетовый, красный, синий, жёлтый, оранжевый.) В конце урока посчитаем, сколько таких цветков набрал каждый. Украсим весеннюю поляну. Договорились? А сейчас, выключите аппараты. Снимите наушники. Идите к доске.
2. Артикуляционная гимнастика. Работа над звукопроизношением. Отработка постановки звука «р».
Учитель. Ребята, сейчас будет ритмика. Что будет? (Будет ритмика.) Будем говорить.
Почистить верхние зубы. Язык закрепите за верхними зубами. Произнесите звук «р». Произносим звук «р». Голос есть. Покажите и произнесите звук моторчика.
3. Фоноритмика.
– Прочитайте. Вспомнили? Смотрите на меня, слушайте. «Ри-ри, Ри-ри, На Арину посмотри». Говорим вместе (на месте, в движении).
II. Актуализация опорных знаний. Устный счет.
– Молодцы! Очень хорошо! Сели на свои места. Настроение весеннее, хорошее. Будем учиться? (Да.)
1. Местоположение чисел. На доске (на карточках).
– Сейчас будет устный счёт. Что сейчас будет? (Будет устный счёт.)
– Числа расположены в беспорядке (от 11 до 20). Покажите числа по порядку, проговаривая, начиная с наименьшего.
2. Игра «Пятый лишний».
На доске: 1 А 5 12 7. Что не так? Что надо убрать?
- Почему? (А – буква. 1, 5, 12, 7 – цифры.) Молодцы!
3. Игра «Секретик».
Учитель. Показываю равенства и неравенства на карточке, вы, ребята, должны считать в уме. Кто первым решил, подбегает ко мне, шепчет «по секрету» мне на ухо ответ. Если правильный ответ, стоит рядом со мной и принимает ответы других учеников. Если ответ неверен, возвращается на место и решает снова. Закрепляем понятия «больше», «меньше», «равно».
Играем дальше. Смотрите на меня. Сейчас мы будем сравнивать. Что будем делать? (Будем сравнивать.) Какой знак нужно поставить? (<, >, =)
9+2 * 10 (Аделина) 15 – 1 * 13 + 1 (Данис) 11 * 11 – 2 (Артур) 10 + 3 * 12 – 3 (Арина)
10 + 5 * 17 – 2 (Даниил)
III. Работа над темой урока
1. Работа над вычислительными навыками. (Индивидуальная работа.)
2. Минутка чистописания.
– Ребята, сейчас будем писать. Что будем делать? (Будем писать.)
– Какое сегодня число? Скажите. (12)
– Какой месяц? (Май.)
– Какой день недели? (Понедельник.)
– Запишите в тетради число, классная работа.
– Пропишите число 12 – одну строчку в тетради через две клетки вниз. (Один раз в воздухе)
– Сядьте красиво, правильно. Пишите.
3. Физминутка. (Ароматерапия, Су-Джок терапия – на ковре.)
–Устали? Давайте отдохнём. Идите к доске.
– Садитесь на ковёр. Даниил, покажи как.
– На улице – весна. Как хорошо пахнет. Подышите. Глубоко вдохните через нос, медленно выдыхайте через рот, рот – «трубочкой». Несколько раз.
– Покатайте этот шарик между пальчиками (особенно большой – для активного воздействия на определённые точки организма).
4. Упражнения в решении составных задач.
– Ребята, а сейчас будем решать задачу. Что будем делать? (Будем решать задачу.)
– Прочитайте задачу. Даниил, ты будешь решать задачу самостоятельно.
У Артура 9 яблок. У Даниса – на 2 яблока больше. Сколько всего яблок у мальчиков?
– Ребята, про что задача? (Про яблоки, про Артура, Даниса.)
– А что главное в задаче? (Артур – 9 яблок, Данис – ? на 2 яблока больше.)
– Что нужно узнать? Что спрашивается в задаче? (Сколько всего яблок.)
– Как узнать? Сколько всего яблок?
– Знаем, сколько у Артура? Покажи.
– Знаем, сколько у Даниса? (Нет, но сказано на 2 яблока больше.) Покажи.
– Сосчитайте, сколько яблок у Даниса (11) Каким действием? ( +, сложением.)
– Теперь знаем, у Артура – 9 яблок. Нашли у Даниса – 11 яблок. Сколько всего? (20)
– Каким действием? (+, сложением.) Сколько действий в задаче? (2)
– Молодцы. Запишите задачу в тетрадь (на сравнение два вида краткой записи. Детям нужно выбрать к данной задаче правильно).
IV. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
Учитель. Хорошо, молодцы! Немного отдохнём.
– Потянулись, вдохнули. Руки опустили, выдохнули. (Повторить несколько раз.)
– Вот и отдохнули. Продолжим работать.
– Сейчас будем решать примеры самостоятельно. (Детям раздаются карточки с заданиями.)
– Что будем делать? (Будем решать примеры.) (Приложение.)
– Закончили? Аделина, собери тетради, принеси мне.
– Молодцы! Урок, ребята, подошёл к концу.
V. Итог урока. Оценивание.
– Что мы делали на уроке? (Считали, писали, говорили, решали примеры, задачу.) Вы – молодцы! Спасибо вам за урок!
– Как дела? Какое настроение? (Показывают иллюстрации солнца или тучи.)
– Давайте посчитаем, сколько цветочков у вас набралось за правильные ответы. Молодцы!
Комментарийлар