Логотип Магариф уку
Цитата:

Тексты контрольных работ по русскому языку для V–IX классов

2016 год – Год водоохранных зон в Республике ТатарстанV классДиктант с грамматическим заданием  Спор          Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без неё на...

2016 год – Год водоохранных зон в Республике Татарстан



V класс


Диктант с грамматическим заданием


 


Спор         


Поспорили как-то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без неё на Земле жить нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго они спорили, а потом решили спросить у кого-нибудь. Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее – вода или воздух?»


Растения ответили: «Без воды не проживешь. Нам она нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода: «Я самая важная»! «Но и без воздуха не проживешь» – добавили растения. Обрадовался Воздух: «Он самый важный»!


Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у животных и людей. То же самое ответили и люди, животные. И решили они больше не спорить.


Кипит жизнь на Земле, и все для жизни важно: и воздух, и вода. (117 слов) (Сказка)


Грамматическое задание



  1. Произведите синтаксический разбор второго предложения (I вариант), третьего предложения (II вариант).

  2. Выпишите 4–5 слов с безударными гласными в корне. Подберите к ним проверочные слова.

  3. Основная мысль текста – это то главное, о чём говорится в сказке. Выпишите предложение, в котором изложена основная мысль. Аргументируйте ответ.



VI класс


Контрольный диктант с грамматическим заданием


 


Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определённой степени постигает и замысел его труда.


Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и приумножим его красоту. Истинный хозяин (Владыка) на земле – Бог, а не человек, который «ходит под Богом».


Великий русский учёный Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.


Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.


К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.


Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что, по сути, отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли. (171 слово) (По А.Кураеву)


Грамматическое задание



  1. Определите тип и стиль речи.

  2. Произведите фонетический разбор слов говорил, побольше (I вариант), получить, побыстрее (II вариант).

  3. Выполните синтаксический разбор предложений: Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм (I вариант), Многие виды животных исчезли с лица Земли (II вариант).


VII класс


Напишите сжатое изложение.



Река даёт жизнь


Более двух тысяч видов животных насчитывают зоологи в пойме Свияги, но более полутора тысяч из них – это насекомые. В воде лениво ползают по дну катушки, лужанки, прудовики и неподвижно замирают запертые в раковины моллюски-перловицы и беззубки.


По берегам реки, в черте города Ульяновск, отмечается около 150 видов птиц. Летом наиболее характерны озёрная чайка, речная крачка, иволга, речной сверчок, болотная и садовая камышевки, серая и садовая славки, обыкновенная чечевица и многие другие. Из водоплавающих – кряквы, неуклюжие коростель и камышницы.


В Свияге и в её пойме обычны водяная полёвка, американский вселенец – ондатра. Более редок самый крупный грызун области – бобр. Европейская норка и выдра исчезли из городской Свияги уже лет 30 тому назад, а вот ёж, лесная мышь, ласка, чёрный хорь ещё выдерживают испытание городской средой.


К сожалению, за последние 30 лет произошли значительные изменения в составе ихтиофауны городской реки. В Свиягу проникла одна из самых прожорливых рыб – головёшка-ротан, который поедает икру и молодь рыб и земноводных. Численность большинства видов рыб значительно сократилась, некоторые виды (сом, берш) практически исчезли.


Основная причина – повышенная загрязнённость реки. В Свиягу выносятся стоки предприятий, устаревшие очистные сооружения не справляются с очисткой воды. Больной вопрос для города – отсутствие ливневой канализации, в результате чего вода с улиц нашего города беспрепятственно стекает в реку.


Любой водоём способен к самоочищению, но Свияга из-за мощной антропогенной нагрузки и пониженного водообмена, к сожалению, не справляется с этой задачей. Более того, загрязнённая Свияга – как палка о двух концах. Население не использует воду Свияги для питья напрямую, но не нужно забывать, что возле Казани она впадает в Волгу (точнее, в Куйбышевское водохранилище), которая несёт свои воды к нашему славному городу. А Волга, между прочим, является основным источником питьевого водоснабжения Ульяновска.


Экологические службы города упорно бьются за спасение Свияги. В пределах Ульяновска для сохранения природной красоты и биоразнообразия поймы реки созданы две особо охраняемые природные территории: экологический парк «Чёрное озеро» и Свияжская эколого-рекреационная зона. В экопарке «Чёрное озеро» проводятся традиционные праздники День Земли и Всемирный день охраны окружающей среды, собирающие ежегодно сотни школьников, студентов, специалистов-экологов, защитников природы.


Всегда нужно помнить: наше отношение к Свияге сегодня может сказаться на судьбе города завтра. (351 слово) (Из литературно-краеведческого журнала «Мономах»)


 


VII класс


Комплексный анализ текста


 


Зоны санитарной охраны водопользования


Зоны санитарной охраны водопользования включают: зону охраны источника водоснабжения в месте водозабора, зону и санитарно-защитную полосу водопроводных очистных сооружений и санитарно-защитную полосу водоводов.


Санитарно-защитные зоны представляют собой полосу (зону) между промышленными предприятиями и другими источниками физических, химических, биологических воздействий на природную среду и селитебными территориями.


Здесь запрещается проживание людей, размещение детских, лечебно-оздоровительных учреждений, парков и спортивных комплексов. Концентрация вредных выбросов на внешней границе зоны не должна превышать определённую норму. Понятия «санитарная защита» и «санитарно-гигиенические нормы» в последнее время все чаще называют «экологическими».


Санитарная защита – меры по сохранению санитарно-гигиенического благополучия на данной территории. Они включают санитарную охрану, контроль над соблюдением санитарно-гигиенических норм, охрану почв, вод, воздуха, организацию зон санитарной охраны.


…Ширина санитарно-защитной зоны зависит от класса опасности выбрасываемых веществ и может достигать 1000, 500, 300, 100 и 50 м. При наложении ареалов воздействия нескольких предприятий размер ее увеличивается в три раза. Для экологически опасных производств иногда она может достигать 5 км. Как показали исследования, радиус воздействия металлургических центров на ландшафты различных природных зон достигает 25–30 км, что создает неблагоприятные условия проживания здесь населения. Поэтому при создании крупных металлургических центров, особенно цветной металлургии, помимо санитарно-защитной зоны необходимо проектировать зону санитарного разрыва в радиусе 25–30 км.


Зона санитарной охраны для источника водоснабжения устанавливается в три пояса, для водозаборных сооружений и очистных сооружений она состоит из первого пояса, для водоводов − из второго пояса.


Зона санитарной охраны водопользования служит для предотвращения превышения установленных нормативных показателей микробного и химического загрязнений воды в пределах района фактического и перспективного водопользования.


Мероприятия по предотвращению загрязнения прибрежных районов должны проводиться с учетом необходимости выполнения требований международных договоров РФ по охране от загрязнения вод морей. Буровые, геологоразведочные и другие работы, оказывающие вредное влияние на живые ресурсы моря, могут осуществляться в пределах береговых охраняемых полос, во внутренних морских и территориальных водах РФ и на континентальном шельфе РФ только при наличии специального разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Береговой охраняемой полосой при этом считается двухкилометровая прибрежная полоса суши, отсчитываемая от линии максимального уровня моря, наблюдавшегося в данном месте.


…При оценке состояния берегов в литодинамической системе должна предусматриваться возможность использования существующей в ней естественной защиты и ее сохранения в ненарушенном состоянии. (353 слова) (Из «Водного кодекса Российской Федерации»)


Прочитайте текст и выполните следующие задания:



  1. Озаглавьте текст.

  2. Сформулируйте тему текста.

  3. Определите:


а) основную мысль текста;


б) стиль и тип текста. Докажите.



  1. Произведите фонетический разбор слова гасится (I вариант), здесь (II вариант).

  2. Выпишите из 1–4 абзацев (I вариант), 6–9 абзацев (II вариант) сложные слова и произведите словообразовательный анализ.

  3. Выпишите из 3 и 4 абзаца (I вариант), 1 и 2 абзаца (II вариант) предложения с однородными членами предложения, объясните знаки препинания.

  4. Запишите цифры 300, 25, 500 (I вариант), 100, 50, 5 (II вариант) словами и объясните правописание. Составьте с этими числительными предложения.

  5. Определите в предложении все части речи: Береговой охраняемой полосой при этом считается двухкилометровая прибрежная полоса суши, отсчитываемая от линии максимального уровня моря, наблюдавшегося в данном месте (I вариант), При оценке состояния берегов в литодинамической системе должна предусматриваться возможность использования существующей в ней естественной защиты и ее сохранения в ненарушенном состоянии (II вариант). Произведите их синтаксический разбор.

  6. Произведите морфологический разбор одного прилагательного из текста (I вариант), одного глагола (II вариант).

  7. Выпишите из текста 5–6 слов с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова.

  8. Выпишите из текста по 2 предложения с причастными оборотами (I вариант), с деепричастными оборотами (II вариант), объясните знаки препинания.


 


IX класс


 


Назначение водоохранных зон


Водоохранная зона включает территорию, прилегающую к водному объекту, на которой устанавливают специальный режим для предотвращения загрязнения, засорения и истощения вод, и представляет собой систему лесных полос в сочетании с простейшими гидротехническими устройствами и сооружениями. Лесные мелиорации представляют собой защитные полосы в пределах верхней и средней частей речных бассейнов, создание которых уменьшает поверхностный сток и ослабляет процессы водной эрозии. Число и вид лесных полос определяются климатическими, топографическими, гидрологическими и гидрогеологическими условиями. Лесные мелиорации полевых прудов создают в балках, лощинах, суходолах. В прудах, заполняющихся водами поверхностного стока и подверженных быстрому заилению от поступающих наносов, по периметру устраивают лесную полосу шириной 20–80 м. Ниже делают залуженную полосу шириной 15–20 м для аккумуляции мелких фракций наносов и древесного опада (листва, ветви). За лесной полосой создают илоуловитель из густопосаженной кустарниковой ивы и поперечных плетней. Подобная лесомелиорация позволяет перевести поверхностный сток в подземный, способствует более равномерному питанию водотока грунтовыми водами в течение года, защищает зеркало водоема от ветров и солнечной радиации, снижает испарение до 50% и исключает загрязнение воды. Лесомелиорацию рек и речных долин осуществляют для истоков, мелких, средних и крупных рек.


Лесомелиорация истоков и потоковых частей рек длиной до 10 км защищает их от сильного испарения и заиления, способствует пополнению воды за счет увеличения стока осадков и инфильтрации поверхностного стока. Для этого необходимо сплошное облесение истока на расстояние 200 м вверх, 50 м вниз и 40–45 м – в боковые стороны. Вдоль рек устраивают прирусловые полосы шириной 15 м, состоящие из бровки и кустарниковых прутовидных ив, затем 2–4-рядной ленты древесных пород и кустарников. На прилегающих поймах предусматривают ветроломные полосы продуваемой структуры в 2–3 ряда, располагаемые поперек поймы через 100–400 м.


Водохранилища на реках подвержены заилению в результате эрозии грунта с берегов, как самого водоема, так и притоков, а также действию ветров, усиливающих испарение. Лесомелиорация здесь должна быть направлена на уменьшение эрозионных процессов путем создания кольматирующих лесных полос шириной 100 м через 300 м на затопляемых поймах и лесных полос по берегам русл и долин. Между полосами культивируются луга с хорошо развитым травостоем.


Прибрежные лесонасаждения ослабляют скорость ветра в зоне более 1 км и таким образом снижают высоту и ударную силу волн, уменьшают на 10...30% испарение, улучшают микроклимат и санитарно-гигиенические условия для населения. (367 слов) (Из «Водного кодекса Российской Федерации»)


Прочитайте и выполните задания к тексту



  1. Определитестиль текста и тип речи. Докажите.

  2. Выпишите по одному предложению с обособленными определениями, объясните знаки препинания и графически обозначьтеобособленные определения.

  3. Подчеркнитеграмматические основыв 1-ом предложении (I вариант), во 2-м (II вариант).

  4. В выделенных словах графически обозначьтеорфограммы.

  5. Изпредложения В верящие пруда за лесной полосой создают илоуловитель из густопосаженной кустарниковой ивы и поперечных плетней (I вариант), Лесомелиорация истоков и потоковых частей рек длиной до 10 км защищает их от сильного испарения и заиления, способствует пополнению воды за счет увеличения стока осадков и инфильтрации поверхностного стока (II вариант) выпишите всепредлоги.

  6. Укажите способ образования слов илоуловитель, густопосаженной (I вариант), лесомелиорация, потоковых (II вариант).


Укажите предложения с сочинительной и подчинительной связью простых предложений в составе сложного.


Запишите числительные 30 , 45, 10 (I вариант), 400, 80, 20 (II вариант) словами и объясните правописание. Составьте с этими числительными предложения.



  1. Произведите морфологический разбор любого причастия из текста (I вариант), любого деепричастия (II вариант).

  2. Выпишите из текста 5–6 слов с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова.

  3. Выпишите первое предложение (I вариант), последнее предложение (II вариант) и определите в них части речи.


 

Тексты и задания к ним подготовила профессор ИРО РТ, д.п.н.
Тамара СКИРГАЙЛО

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ