Вернуть ребёнка в семью…
Гульназ Вагисовна НАСЫБУЛЛИНА,учитель русского языка средней школы №1 Высокогорского районаСтаж работы ‒ 25 летНынешним детям очень повезло: у них огромные возможности. И практически неважно, учишься...
Гульназ Вагисовна НАСЫБУЛЛИНА,
учитель русского языка средней школы №1 Высокогорского района
Стаж работы ‒ 25 лет
Нынешним детям очень повезло: у них огромные возможности. И практически неважно, учишься ты в городской или в сельской школе. Это, конечно, радует. А еще многие современные сельские (деревенские) ученики почти не умеют трудиться, они далеки от земли так же, как и городские. А ведь деревня всегда считалась некой основой государства, кормилицей. Деревенский житель всегда понимал истинное значение слова «земля», ценил хлеб, уважал окружающих (например, в деревне было принято здороваться даже с незнакомыми людьми), почитал старших и соблюдал традиции семьи, своего села. Словом, был человеком основательным, крепко стоящим на земле, умеющим преодолевать многие невзгоды. Сегодня дети, особенно способные и одарённые, очень заняты. Они участвуют во всевозможных конкурсах различных уровней (и это здорово!), дни у них расписаны по минутам: везде надо не только успеть, но и добиться результатов, не отстать от других. Нет времени не только на какой-то домашний труд, но и на полноценное общение с родителями, бабушками и дедушками. Да и родителям некогда сесть и поговорить о чём-то душевном ‒ надо работать, чтобы у любимого ребёнка было всё или хотя бы не хуже, чем у других. Они готовы на многое ради детей: вместо сына поехать на уборку картофеля, взять справку в больнице, чтобы освободить своего ребёнка от генеральной уборки в классе, работы на субботнике. И мы, сельские учителя, уже не удивляемся, когда видим старшеклассника, не умеющего правильно держать лопату, копать землю, ученицу, которая не умеет делать обычную влажную уборку и чистить картошку. Дети практически не знают историю своей семьи и родного села, не умеют работать руками. Не знают, как оказывается хлеб на столе, поэтому не относятся к нему бережно. Вот такое противоречие: дети развивают многие свои способности, но от реальной жизни очень далеки.
Итак, одной из проблем современной сельской школы, на мой взгляд, является оторванность от реальной жизни: от земли, семьи, истории… Конечно, это проблема социальная, которую надо сообща решать всем миром. Но может помочь и школа, и учитель, компетентный, неравнодушный. Решением этой проблемы, на мой взгляд, является «возврат» ребёнка в семью, так как именно семья является основой всего. Сейчас у многих детей (кстати, и у родителей) очень поверхностные знания истории своей семьи (некоторые ученики не знают даже имён бабушек и дедушек). Ученики старших классов изучают курс «Семьеведение». Может, стоит этот курс проходить в течение всех школьных лет? Например, 1-й этап курса – начальная школа. К концу этапа дети должны знать определённую информацию о своей семье (её можно озвучить уже в 1-м классе родителям). Конечно, многое на этом этапе будут делать родители, но это должно только объединить семью, причём несколько поколений. К концу 4-ого класса можно собрать, например, портфолио семьи, где будет следующая минимум – информация: родители (где родились, история знакомства, выбор профессии, увлечения); бабушки и дедушки с обеих сторон (их истории жизни); традиции семьи; история родного края. Если родители вместе со своими детьми на протяжении 4-х лет будут собирать эту информацию, они станут ближе друг к другу, так как между ними будет происходить полезное для всех общение. В начальной школе многие мероприятия проходят с родителями, поэтому некоторые из них можно посвятить конкретным страницам портфолио. А что же будет делать учитель? Помогать, направлять, заинтересовывать, поощрять – всё это может делать учитель.
На 2-м этапе (V – IX классы) совместная работа над портфолио семьи будет продолжаться. Конечно, дети больше будут работать самостоятельно, но без помощи старших им не обойтись. Считается, что человек должен знать семь поколений своего рода. Изучение жизни предков – трудоемкая работа. Это и беседы с бабушками и дедушками, с другими родственниками, записи бесед, посещение деревень и сёл, где жили предки, кладбищ, где они похоронены, даже изучение архивных материалов… Всё это родители и дети должны делать вместе: в праздничные дни (вместо очередного похода в кино), летом и т.д.
Конечно, многие скажут: «А где на это взять время?» Давайте честно ответим себе: «А на что мы его тратим? Что действительно важно?» Трудности будут. Как говорится, легко только на бумаге писать. Но если даже треть семей пройду по-настоящему этот путь, можно говорить о положительном результате. Не все же дети к выпускному классу подходят с отличными знаниями по предметам, но что-то они знают. Так и здесь. Попытаться вернуть детей в семью необходимо, не откладывая, – поколения уходят…
Комментарийлар