Логотип Магариф уку
Цитата:

Воздух и вода

(Урок мира природы и человека во II классе)Фирдаус ВАЛИАУЛЛИНА, Дилюся НАФИКОВА,учителя начальных классов I квалификационной категории Верхнечелнинской школы-интерната для детей с ОВЗ Нижнекамского ра...

(Урок мира природы и человека во II классе)
Фирдаус ВАЛИАУЛЛИНА, Дилюся НАФИКОВА,
учителя начальных классов I квалификационной категории Верхнечелнинской школы-интерната для детей с ОВЗ Нижнекамского района
Цели.Создать условия для получения элементарных представлений неживой природе. Познакомить учащихся с некоторыми свойствами воздуха и воды. Показать значение воздуха и воды для живых организмов. Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи.  Расширить первоначальное представление о воде и воздухе в природе, закреплять знания о свойствах воды и воздуха.  Развивать умение анализировать полученную информацию.  Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Тип урока. Комбинированный.
Межпредметные связи.  Изобразительное искусство, русский язык.
Планируемые результаты:
предметные:знать свойства воды, воздуха. Понимать значение воды и воздуха в живой природе;
личностные:
формирование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения;
регулятивные УУД:
– понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
– выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложения для раскрытия темы);
познавательные УУД:использовать схемы для выполнения задания, понимать содержание текста, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, строить рассуждение, проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков;
коммуникативные УУД:включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и одноклассниками, формулировать ответы, слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, признавать свои ошибки.
Оборудование. Рисунки «Мыльный пузыры», «Капельки»; лист тонкой бумаги, разрезанный на полоски; стакан с водой и молоком, банка, резиновый мяч, воздушный шар, резиновая игрушка с «пищалкой», иллюстрации, показывающие распространение воды в природе и использование её человеком; таблица-свиток «Образование дождя», рисунки «Как человек использует ветер?», рабочие тетради, рисунки облака и капеля.
Ход урока

  1. I. Организационный этап


(Дети заходят под музыку«Дождик льёт покрышам» (сл. и муз. И. Бейня.)
Учитель.Ребята, давайте возьмёмся за ручки. Посмотрим друг на дружку и подарим свою улыбку.
II.Мотивационно-целевой этап
Учитель.День сегодня такой хороший, и вы сегодня очень красивые.
Садимся за парты, сели красиво, правильно. Тему сегодняшнего урока мы с вами придумаем сами, но это позже. Для начала вы отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый. И всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
– Что интересного вы узнали о воздухе из загадки? (Что он невидимый, мы им дышим.)
– А теперь отгадайте еще одну загадку:
Я – и туча, и туман,
И ручей, и океан.
Я летаю и бегу.
И стеклянной быть могу. (Вода)
– Теперь скажите, о чем мы с вами будем говорить на этом уроке? Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух и вода)
III.Основная часть урока
Учитель. Чтобы ответить на вопрос, где встречается воздух, проделаем несколько опытов.
1-й опыт.(Учитель и учащиеся держат в руках листы тонкой бумаги, разрезанные на полоски.)
– А что происходит с полосками? Мы не прикасаемся к ним. Что их толкает? (Они шевелятся. Их толкает воздух.)
– Значит, где находится воздух? (В классе.)
– Правильно, ребята. Воздух-невидимка окружает нас повсюду: на улице, в классе, в любой комнате.
2-й опыт.
– Открываем шкатулку. Что в ней есть? (Воздух.)В ней есть то, чего вы не видите … воздух. Он забирается во все щелки.
3-й опыт.
– К нам в гости пришел мыльный пузырь. Он очень старался, раздулся. А кто ему помог стать таким пузырем? (Воздух.)Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Попробуем почувствовать воздух. Для этого выполняем физкультминутку. Движения физкультминутки выполняйте с силой:
Раз, два, три –
Пыль везде сотри.
Форточку открывай,
Свежий воздух запускай!
– Как вы почувствовали воздух? (Когда резко взмахнули рукой, наклонились.)
– А когда мы еще чувствуем воздух, вы отгадайте следующую загадку:
По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
– Что такое ветер? Кто из вас чувствовал его?
Ветер – это движение воздуха. Откуда же прилетает ветер?
Рассказ «Как образуется ветер?»
Солнце греет Землю неодинаково, неравномерно. Всегда где-то теплее, где-то холоднее. Массы холодного воздуха мчатся туда, где теплее, где теплый воздух как бы освободил место холодному, потому что сам он легче и поднимается вверх. Вот и получается ветер.
Учитель. Как человек использует силу ветра? (Учащиеся рассказывают это по иллюстрациям.)
– А сейчас мы попытаемся услышать нашу невидимку. (Показ игрушек – пищалок.)
– Почему раздается писк? (Выпускаем воздух через маленькое отверстие из надувного шарика.)
– Как вы догадались, что воздух выходит из шарика? (Нескольким детям даем почувствовать движение воздуха из шарика.)
– Итак, человек использует воздух. А можем ли мы жить без воздуха? (Ответы учащихся.)
– Да, без воздуха нет жизни. Все растения дышат, хотя мы этого не замечаем. Люди и животные тоже вдыхают воздух, в котором есть кислород, а выдыхают воздух уже почти без кислорода. Зато в нем много углекислого газа, непригодного для дыхания. Без воздуха человек может обойтись всего 3 – 4 минуты.
Чистый воздух – одно из главных богатств природы. Чтобы сохранить воздух чистым, на трубах заводов ставят очистительные установки. Для этого же сажают деревья, озеленяют улицы. Ведь растения «ловят» углекислый газ, а возвращают в воздух кислород.
А что нам с вами надо делать в классе, чтобы воздух был чистым? (Сажать комнатные растения, проветривать комнату.)
Беседа о воде.
Учитель. С помощью рисунков расскажите о том, где в природе встречается вода. (Реки, озера, пруды, родники, дожди.)
1-й опыт.(На всех партах стаканы с водой.)
– Понюхайте воду, наклоните стакан. А теперь скажите, что узнали о воде? (Вода без запаха, текуча.)
2-й опыт.(На столе стакан с водой и молоком.)
– Теперь проведем эксперимент, опустим в них ложку. Что можете сказать о воде? (Вода прозрачная.)
– А теперь зарисуйте опыт в тетради. (Работа в тетрадях.)
– Какое значение вода имеет для растений, животных, человека?
– Без воды остановились бы фабрики и заводы. Не замесить тесто для хлеба, не умыться по утрам. Вода нужна нам всем каждый день.
– К нам в гости пришла Капелька. Она хочет рассказать вам почему идет дождик.
Капелька. Когда жаркая погода, вода на земле превращается в пар. Это маленькие-маленькие капли. А так как они легкие, совсем-совсем легкие, то они все поднимаются кверху. Вода испаряется отовсюду и собираются в облачко, потом к нам возвращаются дождиком.
Физминутка
– А теперь немного отдохнем:
Приплыли тучи дождевые:
–Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льете.
(Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. После первой строки начинают свободно покачивать руками вверх-вниз. Затем делают наклоны туловища вперед, затем снова покачивают руками.)

  1. IV. Закрепление нового материала

  2. Работа в парах.


(Дети в парах собирают картину и составляют предложение.)

  1. Работа в группах.


Задание для I группы.Перечислить, для чего нужен воздух.
Задание для II группы.Перечислить, для чего нужна вода.
V.Рефлексия
Учитель. Мы с вами узнали о воде и о воздухе. С ними связана вся наша жизнь, природа. Без них мы не можем существовать.
Ребята, а чтобы в природе росли деревья, растения что необходимо? (Дождь.)И у нас сегодня дождь пойдет. Облако есть, но чего-то не хватает. А чего не хватает, ребята? (Капель.)Правильно, ребята. Чтоб капли появились, нам нужно вспомнить: как же сохранить чистыми воздух и воду? Теперь мы вместе перечислим, и пусть у нас сегодня будет свой дождь.
Учащиеся.
– Сажать деревья, не ломать их.
– Не загрязнять водоемы, не бросать мусор.
– Сажать комнатные растения.
– Проветривать комнаты.
– После отдыха на природе убирать за собой  мусор.
– Протирать пыль в комнатах.
(После каждой фразы учащиеся прикрепляют капельку дождя.)
Учитель. Вот какой у нас дождик получился. Вам понравился урок? А что именно вам понравилось? (Ответы учащихся.)
– А теперь каждый выбирает себе смайлик: если он думает, что хорошо работал – берет веселый смайлик, а если не очень – грустный.
 
 
 
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ