Экспедиция в лес
(Конспект интегрированной НОД с детьми старшей группы)Гульназ НУРИЕВА,воспитатель детского сада №317 г. КазаниИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-...
(Конспект интегрированной НОД с детьми старшей группы)
Гульназ НУРИЕВА,
воспитатель детского сада №317 г. Казани
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Предварительная работа:
– знакомство с «Красной книгой», рассказ о Волжско-Камском заповеднике;
– чтение художественной литературы: В.Милов «Поучитесь у бобра», И.Соколов-Микитов «Бобры», загадывание загадок о животных: «Что растет в лесу?», «Как звери готовятся к зиме?», «Кто живет в наших лесах»;
– дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто как передвигается?», «Чей хвост?», «Кто что любит?», подвижные игры «Зайцы и лиса», «Волк и зайцы», «Лиса и куры», «Медведь и пчелы», сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Доктор Айболит», «Цирк»;
– продуктивная деятельность: эксперименты с природным материалом, лепка «Угощение для зверят», рисование «Дикие животные», «Узнай животных по следам»;
– в рамках детско-родительского проекта создание детьми совместно с родителями макета плотины, просмотр познавательных фильмов о бобрах.
Мультимедиа средства: проектор, презентация «Кто такие бобры?», слайды с изображением зимнего леса, бобра, хатки, норки, плотины, поваленных деревьев, аудиозапись музыки Чайковского П.И. «Ноябрь» из цикла «Времена года», видеозапись бобра со словами благодарности детям за помощь.
Структура:
– загадывание загадки,
– беседа об экспедиции;
– просмотр презентации «Кто такие бобры?»,
– беседа по содержанию презентации с использованием мнемотаблицы,
– подвижная игра «Спрячься в норку»,
– выполнение заданий в командах,
– словесная игра с элементами ТРИЗ «Хорошо-плохо»,
– постройка хатки для бобрят;
Ход экспедиции: дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, имитирующий зимний лес (на экране демонстрируется слайд с деревьями, поваленными бобрами).
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, что случилось с деревьями?
Ответы детей: (Был сильный ветер, деревья упали, кто-то срубил.)
Послушайте загадку и узнайте, кто еще валит деревья в лесу:
«Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины». (Бобры.)
Воспитатель. Правильно, бобры. Сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию. Экспедиция – это небольшое путешествие с выполнением различных задач. Согласны? Цель нашей экспедиции – получение знаний о бобре, о том, как он проводит зиму. В нашей экспедиции вы – научные сотрудники, а я – руководитель. Поможет в этой экспедиции нам карта. (Воспитатель из рюкзачка достаёт карту.) На этой карте отмечены задания, которые нам предстоит выполнить. Итак, в путь!
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как снежинки, покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали в зимний лес!
(Слайд «Поздняя осень»: звучит аудиозапись «Ноябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; дети гуляют по лесной поляне.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как красиво в лесу! Вот и первые снежинки! Давайте возьмем себе по одному медальончику (дети берут медальоны в виде снежинок и вешают себе на шею). Эти медальончики нам пригодятся для того, чтобы разделиться на команды.
Первое задание по карте – просмотр фильма о бобрах. Сейчас я предлагаю всем сесть на пенечки или бревнышки и посмотреть небольшой фильм о бобрах (просмотр презентации «Кто такие бобры?»).
Воспитатель. Опишите внешний вид бобра (на мольберте воспитатель выставляет мнемотаблицу для описательного рассказа о животном):
– шерсть,
– лапы,
– хвост,
– морда,
– зубы.
Дети (Отвечают по одному, используя указку и мнемотаблицу.) У бобра красивый черный мех, ноги короткие, между пальцами перепонки, хвост большой и жесткий, как плавник, уши маленькие, зубы большие и прочные, бобр – грызун.
Воспитатель (уточняет ответы детей).
– Для чего бобру нужен хвост? (Для плавания, для защиты, для сохранения равновесия.)
– Где живет бобр? (Бобр живет у лесных рек в норке или в хатке,)
– Чем питается бобр? Вспомните, как называются такие животные, которые питаются растениями? (Травоядные.)
– Что умеет делать бобр? (Бобры строят плотины, хатки, плавают, ныряют.)
(На экране слайд с поваленными бобрами деревьями, дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч в виде снежного кома – словесная игра «Хорошо-плохо».)
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, поваленные бобрами деревья –
это хорошо или плохо? (Ответы детей.)
(Воспитатель обобщает ответы детей, делая акцент на положительном: поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и лосей, которые обгладывают кору со стволов и ветвей, а плотины, построенные бобрами, способствуют очистке воды.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, умеете думать и рассуждать! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Спрячься в хатку».
Гульназ НУРИЕВА,
воспитатель детского сада №317 г. Казани
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Предварительная работа:
– знакомство с «Красной книгой», рассказ о Волжско-Камском заповеднике;
– чтение художественной литературы: В.Милов «Поучитесь у бобра», И.Соколов-Микитов «Бобры», загадывание загадок о животных: «Что растет в лесу?», «Как звери готовятся к зиме?», «Кто живет в наших лесах»;
– дидактические игры «Четвертый лишний», «Кто как передвигается?», «Чей хвост?», «Кто что любит?», подвижные игры «Зайцы и лиса», «Волк и зайцы», «Лиса и куры», «Медведь и пчелы», сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Доктор Айболит», «Цирк»;
– продуктивная деятельность: эксперименты с природным материалом, лепка «Угощение для зверят», рисование «Дикие животные», «Узнай животных по следам»;
– в рамках детско-родительского проекта создание детьми совместно с родителями макета плотины, просмотр познавательных фильмов о бобрах.
Мультимедиа средства: проектор, презентация «Кто такие бобры?», слайды с изображением зимнего леса, бобра, хатки, норки, плотины, поваленных деревьев, аудиозапись музыки Чайковского П.И. «Ноябрь» из цикла «Времена года», видеозапись бобра со словами благодарности детям за помощь.
Структура:
- организационный момент:
– загадывание загадки,
– беседа об экспедиции;
- основная часть:
– просмотр презентации «Кто такие бобры?»,
– беседа по содержанию презентации с использованием мнемотаблицы,
– подвижная игра «Спрячься в норку»,
– выполнение заданий в командах,
– словесная игра с элементами ТРИЗ «Хорошо-плохо»,
– постройка хатки для бобрят;
- заключительная часть, подведение итогов.
Ход экспедиции: дети с воспитателем заходят в музыкальный зал, имитирующий зимний лес (на экране демонстрируется слайд с деревьями, поваленными бобрами).
Воспитатель. Ребята, как вы считаете, что случилось с деревьями?
Ответы детей: (Был сильный ветер, деревья упали, кто-то срубил.)
Послушайте загадку и узнайте, кто еще валит деревья в лесу:
«Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины». (Бобры.)
Воспитатель. Правильно, бобры. Сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию. Экспедиция – это небольшое путешествие с выполнением различных задач. Согласны? Цель нашей экспедиции – получение знаний о бобре, о том, как он проводит зиму. В нашей экспедиции вы – научные сотрудники, а я – руководитель. Поможет в этой экспедиции нам карта. (Воспитатель из рюкзачка достаёт карту.) На этой карте отмечены задания, которые нам предстоит выполнить. Итак, в путь!
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем – наоборот.
Как снежинки, покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали в зимний лес!
(Слайд «Поздняя осень»: звучит аудиозапись «Ноябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского; дети гуляют по лесной поляне.)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как красиво в лесу! Вот и первые снежинки! Давайте возьмем себе по одному медальончику (дети берут медальоны в виде снежинок и вешают себе на шею). Эти медальончики нам пригодятся для того, чтобы разделиться на команды.
Первое задание по карте – просмотр фильма о бобрах. Сейчас я предлагаю всем сесть на пенечки или бревнышки и посмотреть небольшой фильм о бобрах (просмотр презентации «Кто такие бобры?»).
Воспитатель. Опишите внешний вид бобра (на мольберте воспитатель выставляет мнемотаблицу для описательного рассказа о животном):
– шерсть,
– лапы,
– хвост,
– морда,
– зубы.
Дети (Отвечают по одному, используя указку и мнемотаблицу.) У бобра красивый черный мех, ноги короткие, между пальцами перепонки, хвост большой и жесткий, как плавник, уши маленькие, зубы большие и прочные, бобр – грызун.
Воспитатель (уточняет ответы детей).
– Для чего бобру нужен хвост? (Для плавания, для защиты, для сохранения равновесия.)
– Где живет бобр? (Бобр живет у лесных рек в норке или в хатке,)
– Чем питается бобр? Вспомните, как называются такие животные, которые питаются растениями? (Травоядные.)
– Что умеет делать бобр? (Бобры строят плотины, хатки, плавают, ныряют.)
(На экране слайд с поваленными бобрами деревьями, дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч в виде снежного кома – словесная игра «Хорошо-плохо».)
Воспитатель. Как вы думаете, ребята, поваленные бобрами деревья –
это хорошо или плохо? (Ответы детей.)
(Воспитатель обобщает ответы детей, делая акцент на положительном: поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и лосей, которые обгладывают кору со стволов и ветвей, а плотины, построенные бобрами, способствуют очистке воды.)
Воспитатель. Молодцы, ребята, умеете думать и рассуждать! Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Спрячься в хатку».
Комментарийлар