Логотип Магариф уку
Цитата:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Елена ХАЛИКОВА, учитель начальных классов гимназии № 125, победитель Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России» (2012 г.)Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом...

Елена ХАЛИКОВА, учитель начальных классов гимназии № 125, победитель Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России» (2012 г.)


Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».


Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:


• объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;


• нагрузка от дополнительных занятий в школе;


• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.


От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.


Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.


 Структурными элементами моих уроков выступают: приветствие; опрос самочувствия; релаксация; оздоровительные упражнения; рефлексия; прощание.


Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.


Например, на уроках русского языка я использую разные приемы: …..



  1. «Рисуем глазами». Рисование разного рода траектории, по  которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии – 1см.

  2. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 3 см. Дети повторяют движения человечка.

  3. «Симметричные рисунки». Этот прием используется для развития мелкой моторики и для равномерного развития правого и левого полушария. Дети обеими ручками рисуют какую-то фигуру или даже букву, но обязательно симметричную.

  4. «Цветовая гамма». Использую  материал психологического воздействия цвета на ребёнка: белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему; чёрный – в небольшой дозе сосредотачивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли;  красный – возбуждает, раздражает; голубой -  ухудшает настроение;  зелёный – улучшает настроение, успокаивает; желтый – тёплый и весёлый, создаёт хорошее настроение;  коричневый – в сочетании с яркими цветами создаёт уют, без  сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сон, депрессию.

  5. «Массажисты». Во время физкультминутки использую приёмы самомассажа, точечного массажа.

  6. Упражнения для мышц рук.


 «Моя семья»


Этот пальчик – дедушка,


Этот пальчик – бабушка,


Этот пальчик – папочка,


Этот пальчик – мамочка,


А вот этот пальчик – я,


Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)


«Капуста»


Мы капусту рубим-рубим,


Мы капусту солим-солим,


Мы капусту трём-трём,


Мы капусту жмём-жмём.


(Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)


Фрагменты уроков русского языка.


1. Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.


Учитель. Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: «Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:


– Я хочу быть здоровым!


– Я могу быть здоровым!


– Я буду здоровым!


   2. Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.


Русская народная сказка «Колобок».


Дети легко и охотно приходят к заключению:


– Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


– Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.


–  Если вода прозрачная, красивая, она чистая?


– Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.


Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:


– Мойте руки перед едой и т.д.


Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:



  • выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;

  • правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);

  • применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе  данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);

  • соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.


В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


 
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ