Знаки препинания в предложениях с однородными членами
(Урок русского языка с использованием УМК системы «Школа России». IV класс)Ильсияр АГМАЛОВА,учитель начальных классов Камскополянской средней школы №2 Нижнекамского районаЦель урока: формирование ум...
(Урок русского языка с использованием УМК системы «Школа России». IV класс)
Ильсияр АГМАЛОВА,
учитель начальных классов Камскополянской средней школы №2 Нижнекамского района
Цель урока: формирование умения находить однородные члены предложения в тексте и ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Задачи урока:
− изучить правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами с бессоюзной и союзной связью;
− научить составлять схемы предложений с однородными членами;
− совершенствовать личностные навыки, умение работать с тестом;
− совершенствовать умение формулировать цель и задачи деятельности, оценивать результат, соотносить с эталоном;
− формировать сознательное отношение к учебе.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Планируемые результаты
Предметные:
− распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;
− составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
− объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами;
− расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Метапредметные
Познавательные: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.
Регулятивные:
− понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
− находить источники информации;
− работать со схемами предложений;
− развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом, работать в парах;
− оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
− принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
− планировать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные:
− уметь выражать свои мысли полно и точно в устной форме;
− развивать умение слушать и понимать других.
Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка.
Ресурсы: учебник русского языка (IV класс (1 часть), В.П.Канакина, В.Г.Горецкий); дидактический материал (тест на тему «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»); рабочие тетради учащихся; ИКС – компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; презентация к уроку; электронное приложение к учебнику «Русский язык», IV класс.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность учащихся (вид учебной деятельности) | Форма организации учебной деятельности | Содержание учебного материала |
I. Актуализация знанийЦель: повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний. | Слайд №1 | Читают, предлагают свои задания, выполняют в процессе обсуждения.Например, дать характеристику предложения,выделить главные члены предложения,выписать словосочетания и т.п. | Фронтальная | Задание 1. Дать характеристику предложению– Прочитайте предложение и составьте задания для одноклассников.Терпение и труд всё перетрут Вывод: данное предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное, главными членами предложения являются: однородные подлежащие: терпение и труд, сказуемое: перетрут. |
II. Формирование проблемы Цель: обеспечить мотивацию принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П.Канаки-ной, В.Г.Горецко-го, рабочая тетрадь. | Читают, сравнивают,объясняют постановку знаков препинания,выполняют задание. По окончании представляют полученные результаты. | Индивидуальная | Задание 2.Выпиши предложения в следующем порядке:а) с однородными подлежащими;б) с однородными сказуемыми;в) с однородными второстепенными членами предложения. – Подчеркните слово, от которого зависят однородные члены предложения. – Прочитайте с интонацией перечисления. – Какое определение вы можете им дать? |
III. Постановка учебной задачиЦель: формирование целостной системы знаний. | Учебник, стр. 28 – 31. | Делают выводы о связи однородных членов между собой перечислительной интонацией и о выделении запятыми. Соотносят сделанный вывод с информацией, представленной на стр. 28 учебника. Подбор вариантов | Фронтальная Фронтальная | Вывод: однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. Могут быть любым членом предложения. При перечислении отделяются интонацией перечисления, а при записи – запятой.– Сформулируйте тему урока. (Знаки препинания в предложениях с однородными членами.)– Какую цель урока вы поставите? (Обосновать постановку запятых в предложениях с однородными членами.) – Что вы можете сказать об однородных членах в первом предложении? Вывод 1. Несколько подлежащих при одном сказуемом. (По аналогии разбираются остальные предложения) Вывод 2. Несколько сказуемых при одном подлежащем. Вывод 3. Несколько второстепенных членов предложения, зависящие от одного и того же слова. – Как отделяются однородные члены предложения? Вывод. Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, а на письме отделяются запятой. – Вы, молодцы! Я предлагаю вам сравнить свои умозаключения с выводами на стр. 29. – Что вы можете рассказать о предложении с однородными членами? Вывод. Однородными членами предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения |
IV. Открытие новых знанийЦель: наблюдение за особенностями записи предложений с однородными членами. | | Выполняют упр. 39, соотносят предложения со схемамиСравнивают,меняют, вносят корректировку | Фронтальная Фронтальная | Задание 3. Рассмотрите условные обозначения однородных членов предложения в упр. 39.Запишите предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемымиПисьменное выполнение упр. 39 на стр. 30 Проверка: – В чём сходство и различие каждой пары предложений? – Когда между однородными членами предложения ставится запятая, а когда не ставится? Вывод. Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится. Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиЦель: проговаривание нового знания (запись в виде опорной схемы). | Учебник,упр. 41. | Читают и выбирают задание, выполняют задание.Обсуждают по окончании работы. | ИндивидуальнаяФронтальная | Задание 4. Составьте из каждой пары предложений одно, но с однородными членами. Расставьте запятые.– Прочитайте предложения.Птицы живут в лесах, на озёрах, на болотах. На пруду плавают, ныряют, достают из тины червячков утки.Вывод. Несколько предложений можно объединить в одно, используя однородные члены предложения. Между однородными членами предложения без союзов ставится запятая. |
VI. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталонуЦель:применениеполученного знания;осуществление контроля. | Упр. 40,приложение 1 – тест,словарь стр.152-153,электронное приложение к учебнику . | Читают, наблюдают, расставляют, где нужно запятые Объясняют, опираясь на изученное правило. Читают предложение с правильной интонацией,самостоятельно делают выводы,сравнивают,изменяют,вносят корректировку, выполняют взаимопроверку, взаимооценка | В парахИндивидуально Фронтальная | Задание 5. Самостоятельная работаI вариант. Выполнить упр. 40.II вариант. Работать с тестом.– Объясните постановку запятых. Каким членом предложения являются однородные члены? (Второстепенные члены предложения.) – Прочитайте предложение с правильной интонацией – Что обозначают слова саквояж, багаж? Саквояж – дорожная сумка с запором, обычно кожаная. Багаж – упакованные для отправки поездом, автобусом, самолётом вещи, груз – Запишите и запомните написание слова багаж. – Как вы думаете, для чего в русском языке нужны предложении с однородными членами? Вывод. Однородные члены предложения нужны для того, чтобы сократить и украсить текст, избавить его от повторов (В случае затруднения сделать вывод – послушать объяснение материала из электронного учебника.) |
VII. Итог урока. РефлексияЦель: самоанализ достигнутого. VIII. Домашнее задание (творческое). | | Отвечают на вопросы | Фронтально, индивидуально Фронтально | Закрепление полученных знаний об однородных членах предложения, выражают свою точку зрения.– Я предлагаю вам ответить на вопрос «Что нового узнали о предложениях с однородными членами?».Вывод. Предложения с однородными членами бывают с союзами и без союзов.В предложениях с союзом и запятая не ставится, а перед союзами а, но запятая ставится. – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… Составить памятку о постановке запятых в предложении с однородными членами без союзов и с союзами. |
Комментарийлар