Логотип Магариф уку
Цитата:

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГЭ 2022 ГОДА, основные изменения и направления работы в 2023 году

        Обязательным выпускным экзаменом и представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающими...

        Обязательным выпускным экзаменом и представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ среднего общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Принципы структурирования работы для проведения тестирования в формате ЕГЭ по русскому языку определяются современными подходами к преподаванию русского языка в школе – ориентированностью школьного курса на развитие речемыслительных и коммуникативных умений и навыков.
        Концептуальные подходы к по- строению экзаменационных моделей определяются исходя из требований нормативных документов, традиций отечественного образования, современных тенденций в области оценки результатов обучения.
        К основным концептуальным подходам к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку можно отнести следующие:

  • компетентностный подход, проверяющий следующие виды предметных компетенций: лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую, то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;

  • интегрированный подход, проявляющийся как во внутреннем, так и во внешнем по отношению к системе языка (речи) единстве измеряемых умений, в интеграции подходов к проверке когнитивного и речевого развития экзаменуемого и т. п.;

  • коммуникативно-деятельностный подход, основой которого является система заданий, проверяющих сформированность коммуникативных умений, обеспечивающих стабильность и успешность коммуникативной практики выпускника школы; 

  • когнитивный подход, традиционно связывающийся с направленностью измерителя на проверку способности осуществлять такие универсальные учебные действия, как РУССКИЙ ЯЗЫК сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация, установление определенных закономерностей и правил и т. п.;

  • личностный подход, предполагающий ориентацию экзаменационной модели на запросы, возможности экзаменуемого, адаптивность модели к уровням подготовки и интеллектуальным возможностям выпускников.


        Для того чтобы продемонстрировать изменения, произошедшие в КИМ в 2023 году, нужно проанализировать содержание КИМ прошлого года.
        В 2022 году экзаменационная работа состояла из двух частей. Одна включала 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 – это 26 заданий с кратким ответом. В экзаменационной работе были предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа; – задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.
Часть 2 – 1 задание с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
        При правильном выполнении части 1 можно было набрать 33 первичных балла, что составляло 59 % успеха. За выполнение части 2 выпускник получал 25 баллов, что составляло 41 % успеха.
        Задания части 1 охватывали все разделы и аспекты курса: речь, текст, лексику и фразеологию, нормы орфографии, нормы пунктуации, языковые нормы, выразительность русской речи, а также навыки проведения языкового, смыслового и речеведческого анализа текста, на основе которого выпускнику предстояло написать сочинение.
        Каждое правильно выполненное задание первой части оценивалось одним первичным баллом, кроме задания 8 (5 первичных баллов), 26 (4 первичных балла).
        С помощью части 2 (одно задание с развернутым ответом) выявлялся уровень сформированности речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции экзаменуемого: понимание текста; определение проблематики текста, позиции автора; развитие высказанной мысли и аргументация собственной точки зрения, умение выбрать нужный стиль и тип речи, а также умение соблюдать нормы русского литературного языка на письме. Для оценки задания 27 использовалась система, включающая 12 критериев. Одни предусматривали оценку умения от 0 до 1 первичного балла (К1, К3, К4, К11, К12), другие – от 0 до 2 баллов (К5, К6, К9, К10), два критерия – от 0 до 3 баллов (К8, К9) и один критерий (К2) – от 0 до 5 баллов. Таким максимальным баллом оценивался комментарий к выделенной проблеме.
        Как показывает анализ выполненных экзаменуемыми заданий, наиболее трудным оказалось задание, которое непосредственно связано с языковыми явлениями, представленными в тексте (задание 23 части 1). Ошибки в задании 23 (функционально-смысловые типы речи) связаны со специфической чертой рассуждения: оно всегда имеет отвлеченный характер и связано не со зрительными или слуховыми ощущениями, а с чувствами, понятиями, представлениями, оценками, что отражено в абстрактной (отвлеченной) лексике текста. Работа по стилистике традиционно ведется в системе обучения русскому языку на уроках развития речи с 5 класса. Но, к сожалению, в большинстве случаев сводится лишь к фрагментарным теоретическим сведениям о наличии определенных типов и стилей речи в русском языке. Учащиеся должны уметь доказывать принадлежность текста к определенным стилю и типу речи. К сожалению, умением проводить грамотный речеведческий, лингвистический анализ текста, адекватно воспринимать и анализировать полученную информацию, устанавливать логические связи обладают далеко не все учащиеся, что отражается на выполнении заданий подобного типа на экзамене. Безусловно, следует уделять особое внимание детальному анализу текста при подготовке обучающихся к экзамену, отработке навыков комплексного подхода к рассмотрению текстов разных стилей. Следует развивать способности и умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы, обратить внимание на теоретические (лингвистические) знания для успешного формирования практических речевых умений.
        Следует отметить, что в 2022 г., как и в 2021 г., среди заданий по орфографии низкий процент выполнения у задания 12 (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий). В первую очередь это связано с тем, что зачастую экзаменуемые не умеют восстанавливать неопределенную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот. Зачастую помехой в определении спряжения глагола нередко является возвратный постфикс -ся. Кроме того, ошибки возникают из-за того, что глаголы в видовой паре относятся к разным спряжениям, например, объявлять – объявить. Нередко ошибки связаны с неумением правильно определить время причастия или глагола.
        Произошло резкое снижение среднего процента выполнения задания 16 (знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами).
        В первую очередь это связано с изменением формулировки, оценивания и спектра предъявляемого языкового материала. Задание в КИМ 2022 г. может содержать от двух до четырех правильных ответов (в 2021 г. – только 2 ответа). Максимальный балл, полученный за выполнение этого задания в 2022 г. – 1 балл (в 2021 г. – 2 балла). Очень часто выпускники допускают ошибку, ставя запятую между частями сложносочиненного предложения в том случае, когда в его начале есть общий второстепенный член. Кроме того, в 2022 г. произошло расширение языкового материала за счет включения в варианты ответов примеров с однородными и неоднородными определениями.
        Понизился процент выполнения задания 11 (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н-/- нн-).
        Учащимся необходимо выстраивать работу по формированию умения правильно писать суффиксы в словах разных частей речи, а также проводить морфемный разбор слова, т. е. умение четко представлять себе структуру данного слова. Кроме того, особое внимание следует уделить словам-исключениям. При выполне- нии задания 11 важно не допустить РУССКИЙ ЯЗЫК ошибки в определении морфемного состава слова. Кроме того, ошибки связаны с неразличением глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- и суффикса -ва-.
        Большинство ошибок при выполнении задания 17 связаны с построе- нием предложения с деепричастным оборотом, который не опознается участниками экзамена в том случае, когда предложение начинается с деепричастного оборота. Это объясняется тем, что в предложении в таком случае ни субъект основного, ни добавочное действие еще не выражены. Сложность вызывают случаи, когда в деепричастный оборот включается причастный.
        Учащимся необходимо методически грамотно выстраивать работу с текстом, включая различные виды пунктуационного анализа, направленные на опознавание подобных предложений, расстановку знаков препинания в них, конструирование и моделирование предложений по схемам.
        Задание 1 предполагает проверку умения анализировать: разговорную речь; научный, публицистический, официально-деловой стили; язык художественной литературы. При выполнении задания 1 выпускнику предстояло выполнить речеведческий анализ текста, который предполагает поиск верных ответов, связанных с формулировкой основной мысли текста; выявление коммуникативных задач автора текста; определение смысловых отношений между предложениями абзаца (пояснительные, причинно-следственные, противительные, соединительные и т. п.). Сложность выполнения задания связано, в первую очередь, с тем, что каждый из стилей имеет свои специфические признаки, при этом, говоря о какой-либо одной цели-доминанте в том или ином стиле, необходимо иметь в виду, что все цели могут присутствовать в любом стиле речи, не исключая, а взаимно дополняя друг друга. Экзаменуемые, как правило, безошибочно отличают повествование, в котором действие динамично, от описания, в котором действие статично, однако нередко испытывают затруднения, путая, в частности, повествование с рассуждением в публицистических текстах. Умения определять функционально-смысловые типы речи, средства связи предложений в тексте – умения, связанные с анализом структуры текста, выяснением способов и средств связи предложений в тексте, остаются недостаточно усвоенными, несмотря на то, что служат основой для создания связного высказывания при построении логически цельного текста.
        Задание 18 направлено на про- верку умений выпускников ставить запятые при вводных словах (словосочетаниях) и обращениях, отличать вводные слова от омонимичных членов предложения. Трудности у экзаменуемых возникают при определении функций слов и словосочетаний, совпадающих по написанию. Часто аттестуемые принимают за вводные слова частицы, а также при определении грамматической основы забывают, что местоимения не бывают обращениями, а также забывают, что некоторые слова никогда не являются вводными. Ошибки в пунктуационном оформлении предложений разных структурных типов обусловлены сложностью самого языкового материала (стихотворные тексты), а также неумением выделять грамматическую основу предложения.
        Задание 22 (теория и практика. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста). Задание нацелено на проверку понимания большого по объему текста, и чтобы верно решить его, необходимо внимательно и неторопливо читать текст и найти в нем подтверждение или опровержение заданной задачи. Сложность выполнения задания обусловлено невнимательной работой с текстом, невнимательностью к деталям происходящего в тексте, к фактическому материалу.
        Следует отметить, что сложность вызывает и задание 5, которое проверяет умение опознавать слова-паронимы, подбирать синонимичную пару. Для успешного выполнения заданий по лексике необходимо формировать навыки работы со словарями, а также привычку внимательно вчитываться в любой текст, стараясь понять в нем не только общий смысл, но и смысл каждого слова.
        Что касается изменений в КИМ 2023 г., то они заключаются в следующем:

1. В части 1 экзаменационной работы изменен порядок следования заданий на основе микротекста (1 – 3).


Непростым выглядит и задание 1 (раньше это было задание 2), требующее знания частей речи и проверяющее умение проводить логико-смысловой анализ текста. На месте пропуска нужно вставить слово, соответствующее заданным параметрам. Слож- ность задания заключается в том, что в нем сочетаются морфологические и синтаксические характеристики слова. Так, можно встретить вариант задания, где требуется вставить вводное слово (синтаксическая конструкция), и варианты, где пропущены союз, частица, местоимение. Нужно понимать разницу между непроизводным и производным предлогом, знать разряды частиц и местоимений, типы союзов. В учебнике русского языка приведены таблицы, систематизирующие сведения об этих словах.


2. В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала. Важно знать, что значение слова раскрывается в контексте. Поэтому, читая фрагмент словарной статьи, приведенный в задании, обязательно нужно обратить внимание на пример употребления слова (он выделен курсивом), а потом обратиться к содержанию текста и конкретного предложения, в котором находится данное для анализа слово.


3. Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Так, задание 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1) становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Задания 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточненным перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средств языка, представленных в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образова- тельной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Кроме того, в задании 26 изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 4 до 3).


4. В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал (обновлен Орфоэпический словник). К выполнению данного задания можно и нужно подготовиться заранее. На сайте ФИПИ размещен Орфоэпический словник. Если взять за правило повторять их в течение определенного времени, на экзамене появится уверенность в выполнении задания. Нужно учесть, что в 2023 г. в задании 4 множественный ответ (т. е. несколько вариантов ответов), поэтому без опоры на Орфоэпический словник и тренировки не обойтись.


5. В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлен Словарик паронимов).


6. В задании 8 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5 до 3).


7. В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10 – 12). Если в прошлом году акцент был сделан на разграничении типов орфограмм (гласная, проверяемая ударением, или непроверяемая гласная, или чередующаяся), то теперь нужно показать навыки культуры правописания: вставить в словах пропущенные буквы и указать ряды слов, где вставлена одна и та же буква. Сложности могут вызвать слова типа компания – кампания, умалять – умолять, развивается – развевается и т. д. Необходимо помнить, что значение слова раскрывается в контексте, и обратите внимание на подсказку – слово, данное в скобках и помогающее понять значение корня. Если мы видим сочетание ум.лять (важность), то подбираем проверочное слово малый. Ложные ассоциации могут спровоцировать слова укрощать и сокращать, палисадник и полировать. Перед нами не родственные слова. В первом случае можно подобрать проверочные слова (кроткий, краткий), во втором случае слова нужно запомнить. Списка слов, которые могут встретиться в задании 9, не существует.


8. Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; изменен максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».


9. Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической (-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.


10. В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объем сочинения.


11. Изменен первичный балл за выполнение работы с 58 до 54.


        Посмотреть на содержание и структуру контрольного измерительного материала (КИМ), формулировки заданий, познакомиться с тем, какие умения проверяют эти задания, а также узнать критерии, по которым оценивается сочинение, можно на сайте ФИПИ. Там же размещен открытый банк заданий ЕГЭ и Навигатор самостоятельной подготовки по каждому учебному предмету, которые можно использовать при подготовке к ЕГЭ.
        В ходе самостоятельной подготовки полезно воспользоваться материалами с анализом результатов ЕГЭ прошлых лет, разбором структуры КИМ-2023 г. и рекомендациями по подготовке к экзаменам по каждому учебному предмету.
        Еще один полезный ресурс для подготовки к экзаменам – независимые диагностики в формате ЕГЭ. Участие в независимых диагностиках в формате ЕГЭ позволит проверить, насколько вы готовы к экзаменам, оценить уровень своих знаний и на основе полученных результатов построить личный план подготовки к экзаменам. Независимые диагностики проводятся полностью в соответствии с процедурой реального ЕГЭ, и, помимо возможности увидеть примерные задания, вы сможете ознакомиться с правилами поведения на экзамене, потренироваться в заполнении бланков, узнать, что можно брать с собой на экзамен из дополнительных материалов. Опыт участия в независимых диагностиках в формате ЕГЭ также поможет научиться справляться со стрессом и волнением, правильно распределить и использовать время, отведенное на выполнение экзаменационной работы, разрушить мифы, связанные с ЕГЭ.
        Обобщая сказанное, хотелось бы дать некоторые рекомендации по подготовке учащихся к экзамену по русскому языку:

1. Русский язык обладает строгой системой, и понятие об этой системности должно лежать в основе обучения русскому языку, иначе заучивание пра- вил будет простой и неэффективной зубрежкой, а полученные на уроках русского языка будут представляться учащемуся нагромождением не связанных между собой фактов, применить которые он не сможет. «Натаскивание» на экзамен не позволит в должной мере систематизировать знания, развить личность ученика и решить его проблемы в усвоении курса.


2. Необходимо уделять должное внимание на уроках русского языка развитию лингвистической компетенции и включать соответствующие тематические разделы в часы, отведенные на повторение изученного материала, причем не только в выпускном классе.


3. Одним из самых сложных уровней языковой системы традиционно считается синтаксис. Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на усвоение теории в области синтаксиса, связанной с понятием предложения как основной синтаксической единицы, умением анализировать структуру предложения. Известно, что синтаксис ведает построением речи, тесно связан с мышлением человека, поэтому так важно дать основные базовые знания еще в школе для того, чтобы молодой человек не испытывал в дальнейшем затруднений, выражая свою точку зре- ния в письменной или устной форме. Кроме того, успешное освоение теории синтаксиса поможет учащимся лучше понять систему знаков препинания, которая немыслима в отрыве от синтаксиса. Только теория, подкрепленная практикой, даст достойные результаты в сфере освоения синтаксиса и пунктуации.


4. Большое количество речевых и грамматических ошибок в письменной и устной речи учащихся, неумение выявить чужую ошибку в речи является свидетельством недостаточного внимания к этой проблеме со стороны учителей-предметников. Не только поверхностное знакомство с понятием нормированности на том или ином языковом уровне (фонетическом, лексическом, морфологическом и др.), но и регулярные практические задания на уроках, внимание к речи самих учащихся, на наш взгляд, поможет повысить общий уровень речевой культуры будущего общества.


Материал: Лилия КОРБАНОВА,
председатель Республиканской
предметной комиссии ГИА по русскому языку,
директор средней школы № 41 г. Казани

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ