ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Алия ЗАКИЕВА, заведующая кафедрой современных образовательных технологий ГАОУ ДПО ИРО РТ, доцент, кандидат педагогических наук

Ирина ЛУШПАЕВА, доцент кафедры педагогики и психологии ГАОУ ДПО ИРО РТ, кандидат педагогических наук

В условиях современной педагогической действительности необходимы методы, способствующие решению прикладных задач. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Модернизировать методический потенциал школьного образования нашей республики призван проект «Совершенствование качества образования в Республике Татарстан». Данный проект стартовал в рамках реализации Стратегии Развития Образования в РТ 2010-2015 гг. «Килэчэк» при поддержке Министерства образования и науки РТ, Института развития образования РТ совместно с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited.

Образовательные структуры (такая формулировка предложена сингапурской компанией Educare Cooperative Limited), отработанные и систематизированные сингапурскими педагогами,   дают возможность для реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся. Сингапурское видение основывается на исследованиях Л.С.Выготского,  теории деятельности А.Н.Леонтьева, коллективистского воспитания  А.Макаренко, гуманистической педагогике В.А.Сухомлинского и опыта педагогов-новаторов 60−80-х гг. XX в. Имеющийся педагогический опыт  является безупречным вкладом в мировую науку и сохраняет свое значение для современной российской школы.

Основная инновационная идея программы «Преобразование обучения в 21 веке» (Сингапурская компания Educare Cooperative Limited в реализации проекта «Совершенствование Качества Преподавания в Республике Татарстан») – проектирование в учебном и социальном пространстве урока  условий для формирования учебной самостоятельности учащихся, умений эффективно сотрудничать в процессе обучения со сверстниками и учителем. И через освоение активных форм учебного сотрудничества формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте для всех возрастных ступеней обучения.

Современная постановка задачи внедрения новой технологии в педагогическую практику предполагает анализ дидактических возможностей данной технологии, необходимости ее социально-прикладной конкретизации и продуманного методического сопровождения. Поэтому основной задачей сегодня является методическая помощь учителю при подготовке урока с использованием обучающих структур. Какие структуры нужно использовать в соответствии с поставленными целями и задачами, решаемыми на каждом этапе урока?

В первую очередь, подбор обучающих структур должен осуществляться с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, т.к. интеллектуальные, эмоциональные, психические возможности и темп  умственной деятельности детей на каждой возрастной ступени различны.

Включение обучающих структур должно помочь учащимся не только организовать учебную деятельность на уроке, но и отработать учебные действия, т.к. помимо формирования умений коллективного учебного сотрудничества учащиеся должны приобрести конкретные учебные умения, сформировать умения ретроспективной самооценки умственной деятельности.

Внедрение новой технологии программы «Преобразование обучения в 21 веке»  должно  не только активизировать деятельность детей на уроке при помощи структур, но и научить их оценивать собственную учебную деятельность на уроке в целом, подводить итоги на основе соотнесения целей и результатов своей интеллектуальной работы на уроке: что поняли на уроке?, что научились делать?, в чем испытывали затруднения? и др.

Многолетний опыт отечественной педагогической практики показывает, что не  бывает идеальных программ обучения и технологий развития,  каждая программа, развивая что-то одно,  рискует затормозить какой-либо другой психический компонент. Поэтому,  в данных ситуациях,  необходим ответственный подход к анализу  содержания  образовательных технологий  на предмет того, какие способности они развивают, а  какие останутся «без внимания».  И  взрослый выступает здесь либо как человек, открывающий широкие возможности для развития ребенка и максимально создающий для этого все условия, либо, как человек, ограничивающий перспективу  его развития.

Образовательные структуры построены на знакомых нашим учителям методах – кооперативный  метод обучения, работа в малых группах, парное обучение, проектная деятельность. Они основаны на  командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т.д. Кооперативный метод имеет продуманную систему командной работы, процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма  выполняемых действий. Также появляется возможность продуктивного освоения активных форм учебного сотрудничества, формирования необходимых универсальных учебных действий, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом.

Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, призваны обеспечить реализацию технологии деятельностного обучения.

Системно-деятельностный подход, в свою очередь, обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, добывая знания, осознает содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

2) Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Образовательные структуры, предложенные сингапурскими коллегами, являются одним из инструментов реализации этих принципов.

Преимущество используемых образовательных структур в том, что продумано время, место и способ действия обучающегося, который нацелен на результат, отмеченный в Федеральных образовательных стандартах. При этом учебные задачи по предмету, направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО), прописанные в новом стандарте, необходимо конкретизировать и дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на предметные, метапредметные и личностные.

Инновационность использования образовательных структур заключается, прежде всего, в четко организованных действиях обучающихся на уроке. Проектирование урока с применением современных образовательных технологий,  в том числе образовательных структур, предполагает соблюдение следующих требований.

1. Профессиональный подход к постановке целей урока. Необходимо ясное понимание: с какой целью обучающиеся выполняют то или иное задание. При подготовке к уроку следует продумать цели всех уровней: цели обучения данному предмету; цели раздела, темы, цели всего урока, цели этапов урока – его частей или эпизодов, отдельных зада­ний и т.д.

Например, одной из главных целей обучения русскому языку в основной школе по требованию ФГОС является овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.). Цель обучения раздела «Речь» в 5 классе (речевая деятельность):  научить владеть техникой чтения;  выделять в тексте главную и второстепенную информацию;  разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;  отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;  извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;  правильно расставлять логические ударения, паузы;  выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста и т.д. Какую из этих целей учитель реализует на конкретном уроке, на примере конкретной темы? Как эта цель будет достигнута на различных этапах урока?

Сегодня целевая установка урока – это совместная деятельность учителя и обучающихся. Тема урока не преподносится учителем, она выводится через проблемные ситуации, проблемный диалог, и каждый из присутствующих на уроке имеет возможность определить приоритетные цели и свои результаты урока.

2.  Работа над плотностью урока. За счёт более глу­бокого планирования, дифференциации и индивидуализа­ции необходимо довести плотность уроков до оптимального уровня. Сингапурскими коллегами предложено использование таймеров (часов) для формирования у детей «чувства» реального вре­мени. Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае — организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не «работает» на достижение цели. Самой распространенной ошибкой потери времени на урок является любая деятельность учителя или обучающихся, которая не предваряется вопросом (заданием) и результат которой не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к реализации приемов образовательной деятельности: вопрос (задание) – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения.

3. Адресная информация. Необходимо использовать максимальное число кана­лов полу­чения информа­ции (слуховой, зрительный, моторный).

4. Четкость и продуманность заданий. Ясный инструктаж  по выполнению заданий, точная постановка учебных во­про­сов помогут добиться исчерпывающих ответов. Постоянное обучение детей формулировать вопросы поможет развивать регулятивные универсальные учебные действия.

5.  Ответственность обучающихся на уроке формируется через привлечение обучающихся в качестве тренеров, помощников учителя и т.д.

6. Комплексное требование к решению образовательных задач  посредством учебного предмета. Данное требование возможно через систематическое использование пропедевтических творческих и информационных заданий (на 1-3 урока впе­рёд) для пар, команд, отдельных детей.

7. Работа над развитием речи уча­щихся. Умение вести диалог, дебаты, публичные выступления, говорить шепотом, умение взаимодействовать предусмотрено каждой образовательной структурой. РЕЛЛИ РОБИН (Rally Robin) — обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка. СИНГЛ   РАУНД   РОБИН   (Single   Round  Robin  или   Round  Robin)   -«однократный раунд робин» — обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.    КОНТИНИУС    РАУНД    РОБИН     (Continuous    Round    Robin) «продолжительный  раунд  робин»  —  обучающая  структура,  в  которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга. ТАЙМД РАУНД РОБИН (Timed Round Robin) — «раунд робин в течение определенного  времени» —  обучающая  структура,  в  которой  каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени. ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН  (Think-Write-Round Robin)  —  «подумай-запиши-обсуди  в  команде».  Во  время выполнения данной  структуры участники   ОБДУМЫВАЮТ   высказывание   или   ответ   на   какой-либо вопрос,  ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде. ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) — «все пишут раунд робин»   —   обучающая   структура,    в   которой   ученики   по   одному ЗАЧИТЫВАЮТ   свои   ответы   по   кругу,   а   ВСЕ   остальные   ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.

8.  Организация самостоятельной деятельности обучающихся.

9.  Использование различных режимов или уровней коммуникации с детьми (индиви­дуальный, парный, групповой, общий).

10. Чёткое структурирование учебного материала. Ученику необходимо увидеть основные понятия, их  углублён­ный вариант и дополнительные све­дения культурологического характера, необязательные для запоминания. Создание учителем интел­лектуаль­ного «фона»/среды возможно через использование следующих образовательных структур. КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ    (Connect-Extend-Challenge)    —    «связать-расширить-продумать» — обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить)   знания   по   теме,   СВЯЗЫВАЯ   их   с   предыдущим   опытом   и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ. ЗУМ ИН (ZoomIn) — «увеличивать» — обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.

11.  Соблюдение здоровьесберегающего аспекта урока возможно в том числе через использование следующих приемов. МИКС ПЭА ШЭА (Mix Pair Share) — обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов). МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) — обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

12.  Дифференцирование домашних заданий. Домашнее задание требует от учителя четкого программирования дифференциации домашних заданий, подробные инструкции по использованию наиболее рациональных приёмов и времени. Необходимо донести до учащихся способ выполнения домашнего задания, это даст более продуктивный результат.

Важно понять, что технология, метод, прием – не самоцель, а способ достижения оптимального результата. Поэтому весьма важно разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения. Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения принесёт максимальный образовательный эффект.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс]. – 56 с. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2011/06/Стратегия-и-методология-социокультурной-модернизации-образования-с-приложениями.doc (дата обращения 25.03.12)

2. Калуненко А.М. О преимуществах системно-деятельностного подхода к педагогическому дискурсу // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., 2012. – №4.

3. Живокоренцева Т.В. Вариативность образования: проблемное поле современных интерпретаций // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Иркутск: Сер.: Филология.-Б.м.: Б.и., №4. – 2012.

4. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента. — Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2012. – №2. – URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/zhdanko_v_razdel_sobytiya.pdf (дата обращения 25.09.12)

5. Петрова М.А. Отличительные особенности компетентностного и системно-деятельностного подходов в образовании // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации: материалы научно-практической  Интернет-конференции (2-8 мая 2012 г., г. Иркутск) / под ред. Л.А. Выговского, Т.В. Живокоренцевой, Т.А. Жданко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2012. – С. 6-12

One thought on “ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  1. 1.Урта һәм югары белем системасында укып тормыш сөргән вакытта, иң җенем сөймәгән нәрсә, юлбашчыларны һәм аларның юлдашларын, Путинны һәм аның иярченнәрен дәреслекләрдә күрү иде. Бу адәми затларның белем һәм фәннәр системасына ни катнашлары бар.Белем һәм фәннәр системасы политиклаштыру, яшь буыннарның аңын, акылын агулау ул. Фәннәрнең дөнъяны танып белү тарихында үзләренең күренекле галинәре бар. Белем һәм фәннәр системасында дөнъяны тнып белә тарихын алга алып барган, алга алып баручы галимнәр авторитет булырга тиеш. 2. Укыту һәм белем бирү дәреслекләрен фәннәрнең дөнъяны танып белү тарихларына таянып иҗат итәргә кирәк.Бу, үз чиратында, фәннәрне өйрәнү өчен дә , фәннәрнең проблемалары белән танышу өчен дә бик кирәкле. Менә шушы язганнардан чыгып, укыту программасы эшләнергә тиеш. Укыту программасы Путин , Медведев , Хуҗин тарафыннан эшләнелми. Белем һәм фәннәр системасының үзенең күренекле галимнәре, тәҗрибәле укытучылары бар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.