Логотип Магариф уку
Цитата:

БЕЗ МЕЧТЫ МУЗЫКИ НЕ БЫВАЕТ

Есть ли среди учителей те, кто не исполняет и роль психолога? Особенно это заметно среди учителей музыки. Я почувствовал это после разговора с Гузель Валиевой - учителем фортепиано в Детской музыкальн...

Есть ли среди учителей те, кто не исполняет и роль психолога? Особенно это заметно среди учителей музыки. Я почувствовал это после разговора с Гузель Валиевой - учителем фортепиано в Детской музыкальной школе №3 им. Рустема Яхина. В ходе долгих лет работы с детьми она научилась чувствовать их эмоции.
Музыка — катализатор для мозга
Вот и сейчас она сразу взяла инициативу, задав вопрос: «В ваших глазах есть нотки волнения. Когда вы пришли сюда, вы захотели сказать, что наше здание требует незамедлительного ремонта? И правда, школа уже не новая.»
Даже если меня и поразила ее способность читать по глазам, виду я не подал.
– Не старое, а древнее, – заметил я. А сам про себя задумалась об истории этого здания. Я знал, что раньше здесь находилась 2 мужская гимназия, построенная в 1835 г. по проекту архитектора Владимира Бечко-Друзина. На открытии присутствовал ректор Казанского Университета Николай Лобачевский. В свое время здесь учился революционер Николай Бауман. В главном здании, которое находится на улице Лево-Булачная, теперь разместился Центр Детского Творчества. А часть здания, где сейчас расположена музыкальная школа, пристроена к основной в 1874 году. Я постоянно оглядывался по сторонам, пока поднимался по лестнице, – за школой шли новые стройки. Богатые не могут позволить себе строительства этих зданий. Гузалия быстро сменила ход моих мыслей – вопрос был у нее не один:
– Знаете ли Вы, почему в Японии малышей обучают музыке с 3 лет?
– Наверное, в душу человека основы добра и понятия о красоте мира в первую очередь закладываются именно через музыку, или по-нашему – через мелодию, – предположил я.
– Ваша правда, – сказала учительница, – но среди японцев есть такие, которые мыслят масштабнее.
Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Если левая часть отвечает за логику, речь, то правая в это время  — за воображение. Только музыка способна заставить оба этих полушария работать одновременно, а это позволяет более эффективно развиваться, по сравнению с остальными детьми. Японцы вот из таких детей, по мере их взросления, формируют мастеров своего дела, к примеру IT-специалистов, нейрохирургов, разведчиков...
У нас, конечно, надежды другие. Мы благодаря таланту, даруемому Аллахом, воспитываем музыкантов и певцов, которые в будущем прославят свою нацию. Но я знаю  и писателей, ученых, окончивших в свое время музыкальные школы, училища.
Здесь учился сам Рустем Яхин
Вот настал и мой черед задавать вопросы.
– Вы набираете детей в свою школу с 5-летнего возраста, хотя они не могут до конца понять, кем они хотят быть: певцами или музыкантами?
– Конечно, они не сами приходят в школу, их приводят родители. А у нас есть свои методы отбора. Однако, несмотря на их юный возраст, им нужно сдавать экзамены. Например, ребенок может хлопать руками, петь или танцевать под ритм, который мы ему задали. Образование предоставляется по двум направлениям. В первой группе дети изучают музыку для общего развития. Здесь дети раскрываются в течение одного года. Обучение второй группы ведется по государственному стандарту. Я сама веду классы фортепиано. Научиться играть на фортепиано крайне трудно: когда сидишь за этим инструментом необходимо быть сконцентрированным, спокойным.
Ученик должен уметь каждый раз, как он прикасается к инструменту, пропускать музыку через свое сердце, чувствовать мелодию, представлять в голове образы и сюжеты. А без этого сыграть красивую мелодию нельзя. В свою очередь, и слушатель с вниманием должен слушать мелодию, сменяя в голове различные картины. Кроме фортепиано, мы также учим играть на следующих инструментах: струнные (сюда входят скрипка, виолончель), ударные и духовые (к примеру, флейта, кларнет, саксофон, барабан и другие), баян, гитара, народные музыкальные инструменты. Детей обучают высококвалифицированные сотрудники, известные в Татарстане и России. Это удостоенные многих наград Ильдус Алмазов, Гельфия Валиуллина, Венера и Роберт Гариповы и другие. На базе нашей школы проводятся различные мероприятия: конкурс юных пианистов им. Рустема Яхина, международный фестиваль молодых исполнителей "Птица счастья". Мы также организуем концерты в музеях Н.Жиганова, К.Васильева, В.Аксенова, Ш.Камала, в различных школах и детских садах.

Где бы мы ни выступали, мы всегда с гордостью говорим, что наша школа носит имя Рустема Яхина – известного композитора, Лауреата премии им. Габдуллы Тукая. К слову, Рустем Яхин профессионально начал заниматься музыкой именно во время обучения в нашей 2 музыкальной школе. На его судьбу повлияло то, что по совету сестры отца он переходит в открывшуюся в 1933 году 1 музыкальную школу на Булаке. Директор школы Р.Поляков, а также учитель фортепиано А.Чернышева, заметив у ребенка талант к музыке, советуют ему уехать учиться в Москву. Рустем Яхин возвращается в Казань подготовленным специалистом, окончившим Московскую консерваторию. Он внес значительный вклад в развитие татарской школы композиторов. Р.Яхин вошел в татарскую национальную историю как видный камерник-вокалист, камерник-инструментальщик, мастер татарской песни и романса. В 2006 г. нашей школе было присвоено имя выдающегося гения всего тюркского мира.
Таланта – 5 процентов, труда и стараний – 95
Тропинка, которую проложил  Рустем Яхин, не сузилась до сих пор. Школу также окончили: профессор Казанской консерватории Альфия Бурнашева, профессор ТДГПУ, доктор педагогических наук Фарида Салитова, композитор, лауреат премии имени Г. Тукая Луиза Батыр-Булгари, профессор Монреальского университета, доктор музыкального искусства, дирижер Айрат Ишмуратов, профессор Колумбийского университета Искандер Ахмадуллин, народная артистка Татарстана Лейсан Хаматова.
Конечно, для того, чтобы достичь такого высокого уровня, как они, успешного окончания музыкальной школы мало, так как учащимся в это время будет всего по 14-15 лет. Тем, кто придерживается своих целей, впереди предстоит засучить рукава и пройти долгий-предолгий путь — учиться и получить музыкальное образование в музыкальных колледжах, консерваториях.
– Больших успехов добиваются только те, кто был готов иголкой выкапывать колодец, – считает Гузель Валиева. – Если взять Азата Хамидуллина, то после окончания класса баяна в нашей школе, он отправился учиться в консерваторию. Сейчас он уже сам преподает в ней.
Баянист консерватории Гельфия Валиуллина — еще одна выпускница нашей школы. У выпускника-баяниста нынешнего года Рафаэля Латыйпова тоже большие планы. "Очень трудолюбивый", – основное свойство его характера. Однако бывает и такое, что талантливые дети после окончания школы решают сменить вид деятельности.
– Камилла Кадырова была примером такого талантливого ученика, – начала рассказ Гузель. – Я думала, что из нее выйдет прекрасный пианист или композитор. Но музыка заставила ее полюбить книгу. Увлеченная этим, она забыла весь остальной мир: ученица, которой так легко давались сложные произведения, перевелась в 3 гимназию, оставив музыкальную школу. После этого она поступила на филологический факультет Московского университета. А вот Чулпан Гымадиева, несмотря на свой талант, была средним учеником. Девочка была такой старательной: не пропускала ни одного конкурса или фестиваля. Этим она смогла себя закалить. На зимнем фестивале исполнила "Лунную сонату" Бетховена, поразив всех присутсвующих, включая гостей из консерватории. Сейчас с ней занимаемся отдельно. Как-то виделась с ее мамой. "Гузель Мухаметзакиевна, она теперь и дома себя, как вы, ведет. Речь, взгляды — прямо как у вас. А когда играет на фортепиано... даже в движениях похожа на вас", – говорит она. Если и дальше так будет продолжаться, то Гузель непременно ждет большое будущее. Правду говорят о секрете успеха: 5 процентов таланта и 95 процентов усилий.
Жизнь, посвященная школе
Гузель Валиева и сама впервые познакомилась с татарской мелодией в стенах этой школы. Ее мать, Зубарзят Мухаметдинова, не ошиблась, когда привела ее сюда. Маленькая Гузель очень быстро освоила игру на пианино. Ни дочка, ни ее мать не хотят упустить данный Аллахом талант. Гузель, в то время пока мать задерживается на работе, не сидит сложа руки: в школе она и так уже учится на одни пятерки однако все равно учится правильно сидеть за пианино. Домашнее задание она выполняет так, как и велел учитель – создавая в своей в голове образы. Через пару лет начинает ломать голову над тем, как правильно исполнить сложные произведения известных композиторов. Вот так она начала свою жизнь, и теперь без музыки ее представить не может. Да и беззаботные детские деньки уже давно остались в прошлом. И теперь уже и годы обучения в музыкальном училище им. Ильяса Аухадиева, и годы обучения в Казанской государственной консерватории вспоминаются как красивая сказка. Валеева Гузель Мухаметзакиевна сегодня является учителем высшей квалификационной категории в музыкальной школе, где когда-то сама впервые села за фортепиано. Она работает здесь уже на протяжении 32 лет. За все это время авторитетный педагог успела проявить себя в различной профессиональной сфере: вела специальный класс фортепиано, была концертмейстером в составе камерно-фортепианного дуэта. Гузель Валеева добивается высоких результатов как в профессиональной, так в педагогической деятельности. Среди ее учеников 20 лауреатов международного, 6 всероссийского и 5 республиканского уровней. Стараясь не отставать от времени, она не перестает совершенствовать свое мастерство: участвует в республиканских методических конкурсах, посещает мастер-классы ведущих российских и зарубежных специалистов. Немало у Гузель успехов: Министерство культуры и городское управление многократно вручали ей почетные грамоты и награды за педагогическую и исполнительскую деятельность.
Преданность музыканта своему делу отражается и на детях. Дочь Лилия преподает по классу фортепиано в консерватории, сын Марат, окончивший музыкальную школу по вокалу, сейчас работает юристом.
Однажды Федор Достоевский сказал: "Красота спасет мир". Гузель Валеева живет, доказывая, что красота скрыта в том, о чем она говорит.
Материал Ирека НИГЪМАТИ

Перевод Камиля Таишева

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ