Географическое положение, административно-территориальное устройство Республики Татарстан

Географическое положение, административно-территориальноеустройство Республики Татарстан

Зулейха ВАФИНА,

учитель географии МАОУ «Гимназия-интернат № 4»

(учитель 1 категории, педагогический стаж 23 года)

Гузель АМАЛИЕВА,

учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия-интернат № 4», кандидат исторических наук

(педагогический стаж 15 лет)

Тип урока Интегрированный, вводный, изучение нового материала
Класс 8
Методы обучения Авторская презентация, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся
Формы обучения Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Цели Рассмотреть географическое положение и административно-территориальное устройство Республики Татарстан, систематизировать и расширить знания учащихся по истории татарского народа
Задачи Образовательные:

познакомить с новым курсом географии «Региональная география Татарстана»;

изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения;

содействовать формированию у учащихся представления об особенностях ГП Татарстана;

дать знания о границах Татарстана и пограничных государствах;

сформировать у учащихся понимание исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России, Татарстана и мира.

Развивающие:

способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные знания;

продолжить развивать умение выделять главное при работе с учебником и с географической картой;

умения показывать на карте границы республики, показывать республики и области, граничащие с РТ.

Воспитательные:

создать условия для повышенного интереса к изучению географии и истории родного края;

воспитывать патриотические чувства, гордость за свой край.

Формируемые УУД Предметные:

·        вывести зависимость силы тока от напряжения на однородном участке цепи и сопротивлением этого участка;

·        решать задачи с применением закона Ома;

·        убедиться на практике в справедливости выдвигаемых гипотез путём проведения эксперимента.

Метапредметные:

·        выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли на английском языке;

·        рационально планировать свою работу;

·        составлять план решения экспериментальной задачи;

·        самостоятельно исправлять ошибки;

·        применять и преобразовывать символы и схемы для решения учебных задач;

·        научиться предвидеть возможные результаты своих действий.

Личностные:

·        сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

·        сформировать коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем;

·        стимулировать использование экспериментального метода исследования;

·        работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся; прилежание и ответственность за результаты обучения.

 

Дидактические материалы и оборудование Политико-административная карта Российской Федерации, настенная карта Татарстана, учебник А.С. Тайсина «География Татарстана», учебник А.Г. Галлямова «История татарского народа (XX –  начало XXI вв.)»,  большой атлас Татарстана, справочно-информационный материал, дополнительная литература по Татарстану, журналы «География в школе» и «История в школе», газета «География. Первое сентября».
Опорные

 знания и

умения

Описание географического положения страны, особенности ГП России, определение по карте расстояния между точками в километрах и градусах, ТАССР, Республика Татарстан.
   

Ход урока

  1. I. Организационный момент, мотивация

— Послушайте стихотворение и попробуйте сказать, какую тему мы будем изучать:

«Друг мой, гость, не дивись, что подснежник растёт

Край цветов за столетья свои не зачах,

Он на щедрой ладони России цветёт,

Татарстан – моя родина, предков очаг!»

                                            (Наби Даули)

Высказывания учащихся о теме урока.

  1. II. Актуализация знаний

Знакомство с целями и задачами краеведческого курса «География Татарстана».

История образования, хозяйственного освоения и заселения Республики Татарстан. (Сообщение заранее подготовленного ученика.)

1920 год – значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Кроме большей части Казанской губернии к ней отошли некоторые уезды Уфимской, Самарской, Вятской и Симбирской губерний, заселённые преимущественно татарами.

30 августа 1990 года – принятие декларации о суверенитете, а в феврале 1992 года ТАССР была переименована в Республику Татарстан. 30 августа считается днём рождения республики. Казань – столица республики.

 

III. Изучение нового материала

  1. Вводная беседа учителя.

— А что, по-вашему, означает «Родной край», какой образ рисуется, когда мы говорим: наша республика?

— Взгляните на карту РФ. Найдите на ней нашу Республику Татарстан. Определите место республики на карте России, каковы её размеры. На фоне крупнейшего государства в мире – Российской Федерации – наша республика выглядит как «маленький островок». Но так ли это на самом деле?

— Откройте тетради, запишите тему урока: «Географическое положение, административно-территориальное устройство Республики Татарстан».

— С чего начинается изучение любой территории, государства? Правильно, с описания географического положения. Вспомните план, по которому даётся характеристика географического положения страны, по которому мы изучали Россию. (Можно раздать на парты лист «План характеристики страны», приложение 1, раздаточный материал.)

  1. Особенности природно-географического положения республики.

Задание: Используя типовой план характеристики ГП страны, определите географическое положение Татарстана.

— Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской Федерации, в месте слияния рек Волги и Камы. Территория республики протянулась с запада на восток на 400 км, с севера на юг на 250 км.

(Записать в тетрадь.)

Площадь республики равна 67836,2 км. (0,4 % общей площади Российской Федерации). По размерам территории Татарстан уступает Башкортостану и Калмыкии (найдите их по карте), но значительно превосходит Чувашию, Мордовию, Удмуртию и Марий Эл. Из европейских государств Татарстан по площади больше Бельгии, Нидерландов, Дании, Швейцарии и примерно равен Ирландии. Площадь Татарстана – это территория острова Шри-Ланка или Бельгии и Нидерландов, вместе взятых.

Граница имеет вид сильноизвилистой и ломаной линии и не связана с какими-либо природными рубежами. Исключение составляет лишь граница с Башкортостаном, которая на большом протяжении проходит по реке Ик.

— Скажите, пожалуйста, какую долготу и широту будут иметь крайние точки республики?

  1. Соседи Татарстана.

Работа с картой.

Задание: назовите и покажите на карте (рис. 1), с какими субъектами РФ граничит Республика Татарстан на севере, юге, востоке и на западе.

Рисунок 1. Карта Республики Татарстан

— Татарстан граничит с восемью субъектами Российской Федерации: (записать в тетрадь и перенести таблицу в тетради)

Стороны горизонта Субъекты РФ
На западе и северо-западе Чувашская Республика, Республика Марий Эл
На севере Кировская область, Удмуртская Республика
На востоке и юго-востоке Оренбургская область, Республика Башкортостан
На юге Самарская и Ульяновская области

Ее территория включает северную часть Поволжья и соседствует с Предуральем.

В физико-географическом отношении такое ГП республики определяет континентальность климата, что отражается на почвенном покрове, растительности, животном мире и других компонентах природы, о которых мы поговорим на последующих уроках.

Административно-территориальное деление – это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части. Россия – федеративное государство, состоящее из 85 субъектов. Каждый субъект РФ имеет собственное административно-территориальное деление.

Республика Татарстан состоит из районов и городов республиканского значения, перечень которых устанавливается Конституцией Республики Татарстан. В настоящее время в республике 43 муниципального района и 2 городского округа (Казань и Набережные Челны).

Каждый субъект РФ имеет свой гимн, флаг и герб. Учащимся демонстрируется флаг, герб республики и рассказывается о них.

  1. Сообщения учащихся.

История образования, хозяйственного освоения и заселения республики Татарстан, герб и флаг РТ.

 

  1. IV. Закрепление учебного материала

1-й вариант. Задание краеведческого характера. Дайте характеристику географическому положению города Казани, используя карты атласа и план (устно).

2-й вариант. Практическая работа.

Работа с контурной картой Татарстана (приложение 3).

Задание 1. Обведите цветом границы Татарстана, их соседей.

Задание 2. Отметьте крайние точки, подпишите их координаты (приложение 2).

Задание 3. Подпишите пограничные районы (области, республики), с которыми граничит наша республика, используя таблицу, заполненную на уроке, и выделите их цветом.

Задание 4. Определите протяжённость в градусах и километрах с севера на юг по 50° в.д, и с запада на восток по 56° с.ш.

Задание 5. Обозначьте на контурной карте муниципальные районы и городские округа РТ. 

 

  1. V. Рефлексия и оценивание

Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о нашей республике по сравнению с началом урока?

Выставление оценок за урок. Уходя с урока, оставьте на карте  тот смайлик, который отражает ваше впечатление от урока. Красный – многое получалось, узнал (а) и понял (а) новую тему, настроение хорошее. Жёлтый – не многое получалось, не все было понятно, настроение среднее. Зелёный – многое не получалось, многое было не понятно, настроение плохое.

  1. VI. Домашнее задание

1) графический конспект урока;

2) уметь сравнивать ГП РТ с другими территориями;

3) представить рекламу РТ в виде слайдовой презентации;

4)выучить этапы становления современного Татарстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение  № 1

План характеристики географического положения России

  1. Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану;
  2. Крайние точки, их координаты;
  3. Протяжённость в градусах и км с севера на юг и с запада на восток;
  4. Размеры территории России;
  5. Положение в тепловых поясах и природных зонах;
  6. Сухопутные границы. Соседние государства;
  7. Морские границы. Соседние государства;
  8. Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.

 

Приложение № 2

 

Крайние точки республики

Стороны горизонта Координаты Где находится точка
Северная 500 52 в.д., 570 с.ш. Балтасинский район, дер. Верхний Сардек
Южная 53052 в.д., 540с.ш. Бавлинский район, с. Хансверкино
Западная 470 в.д., 54,50 с.ш Дрожжановский район, с. Татарская Бездна
Восточная 54,50 в.д., 560 35 с.ш. Актанышский район, дер. Тыннамасово

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.