Географическое положение, административно-территориальноеустройство Республики Татарстан
Зулейха ВАФИНА,
учитель географии МАОУ «Гимназия-интернат № 4»
(учитель 1 категории, педагогический стаж 23 года)
Гузель АМАЛИЕВА,
учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия-интернат № 4», кандидат исторических наук
(педагогический стаж 15 лет)
Тип урока | Интегрированный, вводный, изучение нового материала |
Класс | 8 |
Методы обучения | Авторская презентация, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся |
Формы обучения | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Цели | Рассмотреть географическое положение и административно-территориальное устройство Республики Татарстан, систематизировать и расширить знания учащихся по истории татарского народа |
Задачи | Образовательные:
познакомить с новым курсом географии «Региональная география Татарстана»; изучить главные черты географического положения Татарстана и их влияния на природу и хозяйственную деятельность населения; содействовать формированию у учащихся представления об особенностях ГП Татарстана; дать знания о границах Татарстана и пограничных государствах; сформировать у учащихся понимание исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России, Татарстана и мира. Развивающие: способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные знания; продолжить развивать умение выделять главное при работе с учебником и с географической картой; умения показывать на карте границы республики, показывать республики и области, граничащие с РТ. Воспитательные: создать условия для повышенного интереса к изучению географии и истории родного края; воспитывать патриотические чувства, гордость за свой край. |
Формируемые УУД | Предметные:
· вывести зависимость силы тока от напряжения на однородном участке цепи и сопротивлением этого участка; · решать задачи с применением закона Ома; · убедиться на практике в справедливости выдвигаемых гипотез путём проведения эксперимента. Метапредметные: · выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли на английском языке; · рационально планировать свою работу; · составлять план решения экспериментальной задачи; · самостоятельно исправлять ошибки; · применять и преобразовывать символы и схемы для решения учебных задач; · научиться предвидеть возможные результаты своих действий. Личностные: · сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; · сформировать коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; · стимулировать использование экспериментального метода исследования; · работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся; прилежание и ответственность за результаты обучения.
|
Дидактические материалы и оборудование | Политико-административная карта Российской Федерации, настенная карта Татарстана, учебник А.С. Тайсина «География Татарстана», учебник А.Г. Галлямова «История татарского народа (XX – начало XXI вв.)», большой атлас Татарстана, справочно-информационный материал, дополнительная литература по Татарстану, журналы «География в школе» и «История в школе», газета «География. Первое сентября». |
Опорные
знания и умения |
Описание географического положения страны, особенности ГП России, определение по карте расстояния между точками в километрах и градусах, ТАССР, Республика Татарстан. |
Ход урока
- I. Организационный момент, мотивация
— Послушайте стихотворение и попробуйте сказать, какую тему мы будем изучать:
«Друг мой, гость, не дивись, что подснежник растёт
Край цветов за столетья свои не зачах,
Он на щедрой ладони России цветёт,
Татарстан – моя родина, предков очаг!»
(Наби Даули)
Высказывания учащихся о теме урока.
- II. Актуализация знаний
Знакомство с целями и задачами краеведческого курса «География Татарстана».
История образования, хозяйственного освоения и заселения Республики Татарстан. (Сообщение заранее подготовленного ученика.)
1920 год – значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Кроме большей части Казанской губернии к ней отошли некоторые уезды Уфимской, Самарской, Вятской и Симбирской губерний, заселённые преимущественно татарами.
30 августа 1990 года – принятие декларации о суверенитете, а в феврале 1992 года ТАССР была переименована в Республику Татарстан. 30 августа считается днём рождения республики. Казань – столица республики.
III. Изучение нового материала
- Вводная беседа учителя.
— А что, по-вашему, означает «Родной край», какой образ рисуется, когда мы говорим: наша республика?
— Взгляните на карту РФ. Найдите на ней нашу Республику Татарстан. Определите место республики на карте России, каковы её размеры. На фоне крупнейшего государства в мире – Российской Федерации – наша республика выглядит как «маленький островок». Но так ли это на самом деле?
— Откройте тетради, запишите тему урока: «Географическое положение, административно-территориальное устройство Республики Татарстан».
— С чего начинается изучение любой территории, государства? Правильно, с описания географического положения. Вспомните план, по которому даётся характеристика географического положения страны, по которому мы изучали Россию. (Можно раздать на парты лист «План характеристики страны», приложение 1, раздаточный материал.)
- Особенности природно-географического положения республики.
Задание: Используя типовой план характеристики ГП страны, определите географическое положение Татарстана.
— Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской Федерации, в месте слияния рек Волги и Камы. Территория республики протянулась с запада на восток на 400 км, с севера на юг на 250 км.
(Записать в тетрадь.)
Площадь республики равна 67836,2 км. (0,4 % общей площади Российской Федерации). По размерам территории Татарстан уступает Башкортостану и Калмыкии (найдите их по карте), но значительно превосходит Чувашию, Мордовию, Удмуртию и Марий Эл. Из европейских государств Татарстан по площади больше Бельгии, Нидерландов, Дании, Швейцарии и примерно равен Ирландии. Площадь Татарстана – это территория острова Шри-Ланка или Бельгии и Нидерландов, вместе взятых.
Граница имеет вид сильноизвилистой и ломаной линии и не связана с какими-либо природными рубежами. Исключение составляет лишь граница с Башкортостаном, которая на большом протяжении проходит по реке Ик.
— Скажите, пожалуйста, какую долготу и широту будут иметь крайние точки республики?
- Соседи Татарстана.
Работа с картой.
Задание: назовите и покажите на карте (рис. 1), с какими субъектами РФ граничит Республика Татарстан на севере, юге, востоке и на западе.
Рисунок 1. Карта Республики Татарстан
— Татарстан граничит с восемью субъектами Российской Федерации: (записать в тетрадь и перенести таблицу в тетради)
Стороны горизонта | Субъекты РФ |
На западе и северо-западе | Чувашская Республика, Республика Марий Эл |
На севере | Кировская область, Удмуртская Республика |
На востоке и юго-востоке | Оренбургская область, Республика Башкортостан |
На юге | Самарская и Ульяновская области |
Ее территория включает северную часть Поволжья и соседствует с Предуральем.
В физико-географическом отношении такое ГП республики определяет континентальность климата, что отражается на почвенном покрове, растительности, животном мире и других компонентах природы, о которых мы поговорим на последующих уроках.
Административно-территориальное деление – это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части. Россия – федеративное государство, состоящее из 85 субъектов. Каждый субъект РФ имеет собственное административно-территориальное деление.
Республика Татарстан состоит из районов и городов республиканского значения, перечень которых устанавливается Конституцией Республики Татарстан. В настоящее время в республике 43 муниципального района и 2 городского округа (Казань и Набережные Челны).
Каждый субъект РФ имеет свой гимн, флаг и герб. Учащимся демонстрируется флаг, герб республики и рассказывается о них.
- Сообщения учащихся.
История образования, хозяйственного освоения и заселения республики Татарстан, герб и флаг РТ.
- IV. Закрепление учебного материала
1-й вариант. Задание краеведческого характера. Дайте характеристику географическому положению города Казани, используя карты атласа и план (устно).
2-й вариант. Практическая работа.
Работа с контурной картой Татарстана (приложение 3).
Задание 1. Обведите цветом границы Татарстана, их соседей.
Задание 2. Отметьте крайние точки, подпишите их координаты (приложение 2).
Задание 3. Подпишите пограничные районы (области, республики), с которыми граничит наша республика, используя таблицу, заполненную на уроке, и выделите их цветом.
Задание 4. Определите протяжённость в градусах и километрах с севера на юг по 50° в.д, и с запада на восток по 56° с.ш.
Задание 5. Обозначьте на контурной карте муниципальные районы и городские округа РТ.
- V. Рефлексия и оценивание
Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о нашей республике по сравнению с началом урока?
Выставление оценок за урок. Уходя с урока, оставьте на карте тот смайлик, который отражает ваше впечатление от урока. Красный – многое получалось, узнал (а) и понял (а) новую тему, настроение хорошее. Жёлтый – не многое получалось, не все было понятно, настроение среднее. Зелёный – многое не получалось, многое было не понятно, настроение плохое.
- VI. Домашнее задание
1) графический конспект урока;
2) уметь сравнивать ГП РТ с другими территориями;
3) представить рекламу РТ в виде слайдовой презентации;
4)выучить этапы становления современного Татарстана.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение № 1
План характеристики географического положения России
- Положение на материке по отношению к экватору и нулевому меридиану;
- Крайние точки, их координаты;
- Протяжённость в градусах и км с севера на юг и с запада на восток;
- Размеры территории России;
- Положение в тепловых поясах и природных зонах;
- Сухопутные границы. Соседние государства;
- Морские границы. Соседние государства;
- Влияние особенностей географического положения России на природные условия и жизнь населения.
Приложение № 2
Крайние точки республики
Стороны горизонта | Координаты | Где находится точка |
Северная | 500 52 в.д., 570 с.ш. | Балтасинский район, дер. Верхний Сардек |
Южная | 53052 в.д., 540с.ш. | Бавлинский район, с. Хансверкино |
Западная | 470 в.д., 54,50 с.ш | Дрожжановский район, с. Татарская Бездна |
Восточная | 54,50 в.д., 560 35 с.ш. | Актанышский район, дер. Тыннамасово |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3