Логотип Магариф уку
Цитата:

«Геопространственные данные»

Современное образование претерпевает новый виток внедрения новых подходов, элементов и средств в ограниченном времени. Образовательное пространство школьников уже давно вышло за рамки одного предмета....

Современное образование претерпевает новый виток внедрения новых подходов, элементов и средств в ограниченном времени. Образовательное пространство школьников уже давно вышло за рамки одного предмета. Так же, как и образовательное пространство педагога. Подача готовой информации не воспринимается ребенком, а в лучшем случае заучивается и поэтому в скором времени теряется из памяти. Вспомните, что мы чаще всего долго помним. Несомненно, то, что нам интересно, что открыли сами, придумали, внедрили, повторили несколько раз и получили результат.
Изучая передовые педагогические практики, я обратила внимание на STEM-образование в Финляндии. Финское название программы – LUMA, что в переводе означает интеграцию естественных наук и математики и присоединение к ним технологии. 
В начале 2000-х годов эта программа была проектом развития образования в области науки. Проект координировал Национальный совет образования Финляндии. Цель заключалась в повышении уровня финского научного образования и компетентности на международном уровне, совершенствовании образовательной практики и повышении интереса к науке и технике. В скором времени этот проект охватил все уровни образования и показал достойные результаты в образовании не только в среднем и высшем звене, но и на уровне дошкольного образования.
Например, финские малыши проживают жизнь людей каменного века, добывая пищу, мастеря лук и стрелы, ночуя в шалаше. Это начало 3-летнего проекта детского сада по изучению жизни в каменном веке. А ребята средней школы, используя современные технологии, разработали интеллектуальный шлем для шахтеров. Шлем измеряет, например, температуру, влажность и содержание газа в окружающем воздухе. Он предупреждает шахтера, если уровни параметров опасно изменяются, а также сообщает местоположение и измеренные данные в центральную систему и при необходимости связывается с номером экстренной службы.
LUMA-центры, созданные в Финляндии, первоочередной своей задачей видят привитие интереса школьников страны к математике и естественным наукам. Финское обучение связано с исследованием и выполнением проектов: «обучение, основанное на исследовании» (Inquiry-based learning), «обучение на проектной основе» (project-based learning), «интегрированные учебные проекты» (integrated learning project).
Данную систему работы можно применить при работе с одаренными детьми, которые обучаются в лицее физико-математического профиля. Для этого необходимо изучить темы по предмету географии, где можно было внедрить работу по использованию предлагаемых российскими разработчиками простых и понятных  инструментов сбора и анализа географической информации.
Геоинформационные технологии плохо представлены в школе. Но они существуют, разработаны и могут эффективно использоваться при изучении тем населения, физической географии, экономики страны. Этим вопросом заинтересовались факультеты картографии, геодезии, географии и экологии. Недавно данные вопросы активно обсуждались на заседании круглого стола в Москве. В дискуссии приняли участие специалисты компаний геоинформационного рынка, преподаватели вузов и школ. Решением данного мероприятия стала разработка проекта внедрения в школы данных технологий и проектов.
Мой курс «Геопространственные данные в проектной деятельности» появился после участия в Хакатоне GeoHack в Москве как ответ новым требованиям федерального образовательного стандарта второго поколения, который предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Согласно ФГОС, актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания и применять их на практике, собирать необходимую информацию и делать выводы, производить проекты и готовые продукты. Осуществить эту идею я предлагаю через использование геоинформатики, картографических сервисов, геопространственных данных и геоаналитики. В географии существует много тем, связанных с применением этих данных, такие как экология, урбанистика и городские данные, транспорт, дороги, культура и туризм.
Данная программа представляет собой курс по развитию мейкерских навыков и является метапредметной, объединяя географию и информатику. Это позволит не только сделать изучение географии в лицее более прикладным и интересным, но и применить свои знания, умения и навыки в разработке мобильных приложений, ботов, сервисов, игр с использованием геоданных. Программа создана для обучающихся VIII – IX классов.
Цели:

  1. Приобретение обучающимися навыков по работе с картографическими данными, их анализу и использованию для решения прикладных задач.

  2. Популяризация использования ГИС-технологий в создании проектов.

  3. Приобретение обучающимися навыка по самостоятельному поис-
    ку, анализу и агрегации данных.


Место курса в системе географического образования: данный курс рассчитан на 10 часов при условии проведения занятий 1 час в неделю. Также он дает дополнительные возможности для формирования географической, экологической, экономической грамотности обучающихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.
Форма организации занятий: дополнительное занятие.
Результат по окончании курса –
проект, мобильное приложение, веб-сервис, игра, бот, или прототип мобильного приложения, веб-сервиса, игры.













































Тема занятияКраткое содержание занятияКоличество часов
1.Вводное занятие.Определение направлений занятий. Составление плана изучения. Определение ресурсов, тем для изучения и способов работы с геоданными.1
2.Изучение Next GIS.Изучение выгрузки поточных границ, возможности скачивания данных по регионам. 
3.Работа в nextgis.com, облачной геопространственной службе.Создание аккаунда в my.nextgis.com. Работа в программе по созданию веб-карт. Изучение возможности загружать геоданные. Создание веб-карт на основе этих данных; применение возможности подключаться к своим данным из мобильного и настольного геопространственного программного обеспечения. Использование данных услуг для разработки собственных геопространственных приложений.2
4.Географические информационные системы и дистанционное зондирование в системе GIS-Lab.Возможность изучения вопросов топографических аэрофотосъемок, космических снимков и их обработка. Применение космических снимков в проектной деятельности.2
5.Создание проектов по выбранным темам.Выбор проектов прикладной и социально-экономической направленности.2
6.Защита проектов.Представление проектов. Подготовка проектов к защите на Всероссийских конкурсах и Хакатоне.1

Подводя итог, хочется сказать, что в каждой школе применяются информационные технологии и проектная деятельность. Это диктует нам переход на новые образовательные стандарты. Больше всего возможности применять такие технологии у предметов физико-математического профиля. Однако учителя, ведущие предметы гуманитарного цикла и естественно-научного, не должны оставаться в стороне. Учить географии необходимо наряду со своим предметом, интересоваться эффективными педагогическими технологиями и пытаться их активно внедрять в проектную деятельность.
Ольга Елисеева,

учитель географии высшей квалификационной категории Лицея Иннополис, г. Иннополис

 
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ