«И верю чуду…»

Уникальность казанского Музея Е.А. Боратынского, филиала Национального музея Республики Татарстан, заключается в том, что это, пожалуй, единственный в России школьный музей, доросший до статуса музея государственного. В этом году ему исполнилось 45 лет.

ГЕРОЙ

Казань в биографии выдающегося русского поэта-философа Евгения Боратынского (1800–1844) появляется в связи с его женитьбой.

В июне 1826 года Евгений Абрамович счастливо женился на Анастасии Львовне Энгельгардт, и получил в приданое поместье Каймары в Казанской губернии (ныне село Каймары Высокогорского района Республики Татарстан). В связи с делами поместья он несколько раз посещал Казань в конце 1820-х – 1830-х годах. Общую тональность настроения поэта во время этих визитов отражают строки, написанные в Каймарах осенью 1831 года:

…Страстей порывы утихают,

Страстей мятежные мечты

Передо мной не затмевают

Законов вечной красоты;

И поэтического мира

Огромный очерк я узрел,

И жизни даровать, о лира!

Твое согласье захотел.

Во время приездов в Казань и Каймары поэт занимался хозяйственными хлопотами, много читал, размышлял, вел интенсивную переписку с друзьями. Адресаты его писем – А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Н.М. Языков, П.А. Плетнев, Н.В. Путята. Полнее всего сохранилась его переписка с И.В. Киреевским.

Среди новых знакомых Боратынского в Казани – великий математик Н.И. Лобачевский, историк Н.С. Арцыбашев, астроном и путешественник И.М. Симонов, литератор Э.П. Перцов. Поэт часто бывал в доме профессора Казанского университета К.Ф. Фукса, посещая литературный салон его жены, писательницы и поэтессы Александры Фукс. В сентябре 1833 года Боратынский встретился в Казани с давнишним другом – Александром Пушкиным, который путешествовал на восток, собирая материалы к «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке».

На этом можно было бы завершить рассказ о казанских эпизодах биографии Боратынского, но судьба распорядилась иначе. После смерти поэта его дети получат казанское наследство, и большинство из них поселятся в Казани и Казанской губернии. Младший из сыновей – Николай Боратынский в 1869 году купит в Казани на улице Большая Лядская[1] старинную усадьбу и станет хранителем богатейшего «Казанского архива» поэта Боратынского.

ОСНОВАТЕЛЬНИЦА

Вера Георгиевна Загвоз(д)кина[2], автор книг «Е.А. Боратынский и Казань» и «Литературные тропы: поиски, встречи, находки», известна в Казани как создатель Музея
Е.А. Боратынского, исследователь. Она родилась 14 марта 1924 года в Ростове-на-Дону, только приходившем в себя после страшных событий Гражданской войны. От детских лет осталось смутное воспоминание об отце-персе, горькое сиротство, скитание «в людях».

С началом Великой Отечественной войны, приписав себе год, Загвоздкина (в это время она по документам носит эти имя и фамилию) уходит на фронт во 2-й Ленинградский фронт военфельдшером. Позднее она вспоминала, что во всех военных тяготах с ней неизменно был томик любимого поэта Евгения Боратынского.

В 1945 году Загвоздкина заочно оканчивает историко-филологический факультет Черновицкого государственного университета, поступает в аспирантуру. Но не-
ожиданный поворот судьбы уводит ее на восток России. Она работает учителем, учителем-методистом, завучем в средних школах Кемеровской и Якутской областей, в 1961 году переезжает в город Сокольники Тульской области. Сохранились характеристики с мест работ Веры Георгиевны, где неизменно высоко оцениваются ее великолепное академическое образование, профессиональные качества, педагогическое мастерство и творческий подход.

Новый этап жизни Веры Георгиевны начинается в 1970 году, после переезда в Казань. Здесь она осуществит главное дело всей своей жизни: создаст музей любимого поэта – Евгения Боратынского.

ШКОЛА

Казанские страницы биографии Евгения Боратынского приоткрылись для Веры Загвоздкиной во время работы в средней школе
№ 112, где она преподавала русский язык и литературу и вела факультативный курс «Поэты пушкинский поры». Обладая кипучей энергией и незаурядными организаторскими способностями, она сумела привлечь к работе школьного факультатива именитых ученых из Казанского университета и краеведов.

В 1972 году на одно из занятий пришел известный казанский краевед Николай Александрович Васильев и рассказал о своем знакомстве с потомками поэта Боратынского, которые жили в Казани до революции 1917 года. Рассказ поразил Веру Георгиевну. Она создает кружок «Любителей поэзии Е.А. Боратынского», и кружковцы начинают поиск.

Выяснилось, что круг людей, знавших Боратынских-потомков, достаточно широк, и они с радостью делились не только своими воспоминаниями о былом, но и передали предметы, связанные с семьей Боратынских.

Важнейшим результатом упорной поисковой работы стало налаживание контактов с потомками поэта, жившими в России и за рубежом. Большие коллекции из семейных собраний передали кружковцам правнуки поэта: Ольга Архиповна Храмцова (Москва), Иван Архипович Алексеев (Ленинград), Наталья Константиновна Толстая (Ленинград). Завязались тесные связи с Музеем-усадьбой Мураново (Подмосковье). В 1974 году в школе
№ 112 открылась первая выставка кружковцев «Наши находки».

Успехи окрылили Веру Георгиевну, и она решила, что значимые результаты поисковой работы, активная методологическая помощь научных сотрудников Государственного музея ТАССР и Музея
А.М. Горького, заинтересованное участие самих школьников позволяют создать школьный музей
Е.А. Боратынского.

Мечтой Веры Георгиевны было размещение музея в усадьбе Боратынских на улице Горького (бывшая Большая Лядская). Но тогда это было невозможно.

И случилось чудо. В 1976 году музею предоставили целое крыло на третьем этаже школы-новостройки № 34[3]. Директор школы М.Г. Буздыган, учителя и учащиеся оказали всестороннюю поддержку новорожденному школьному музею. Для создания первой экспозиции был приглашен профессиональный художник и большой почитатель поэзии Боратынского Михаил Борисович Стриженов из Москвы.

21 марта 1977 года состоялось торжественное открытие школьного музея Е.А. Боратынского.

Период формирования музея – начало 1970-х годов – пришелся на время активизации в стране историко-краеведческого движения и создания большого количества музеев на общественных началах, среди которых крупной и активной группой были музеи школьные. В это же время начала прослеживаться тенденция к преобразованию лучших общественных музеев в ведомственные или государственные. Вера Загвоздкина сумела уловить эти актуальные тенденции и воплотить их в жизнь.

Качественные характеристики музейной коллекции, высокий уровень экспозиции, культурно-образовательный потенциал школьного музея оказались столь значимыми, что хлопоты Веры Георгиевны присвоить школьному музею статус государственного увенчались успехом.

В 1981 году Музей Е.А. Боратынского стал филиалом Литературно-мемориального музея А.М. Горького, а с 1983 года – филиалом Государственного объединенного музея ТАССР (ныне – Национальный музей Республики Татарстан).

Последующие десять лет музей активно принимал посетителей, основную часть которых составляли школьники, осваивал новое
направление коммуницирования –музейную педагогику. В этот период была заложена основа, позволившая в дальнейшем перерасти рамки «школьного» музея и стать неотъемлемой частью культурной жизни Казани.

УСАДЕБНЫЙ ФЛИГЕЛЬ
В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

В кризисные 1990-е годы, когда в стране началась смена культурных и идеологических предпочтений, стремительное ослабление общественного интереса к музеям, тут произошло чудо. В 1990 году, когда завершилась реконструкция западного флигеля усадьбы Боратынских[4] в историческом центре Казани, его передали Музею Е.А. Боратынского!

Новоселье состоялось 21 марта 1991 года, когда во флигеле была открыта первая стационарная выставка «Страницы семейного альбома», созданная по проекту группы казанских художников и проектировщиков под руководством В.А. Нестеренко.

Совмещение пространства исторической усадьбы и мемориальных коллекций Боратынских определило место музея в пространстве города, как единственного в Казани музея дворянской культуры XIX – начала XX вв., эпохи великой классической российской литературы.

В этот период сложился собственный стиль работы с посетителями, сформировалась «своя» аудитория, шла кропотливая работа над имиджем. Скромные размеры музея задали камерный, «семейный» характер не только экспозиции и интерьерам, но и алгоритму взаимоотношений с посетителями и партнерами.

Основной целевой аудиторией для музея продолжала оставаться школьная. Интересные программы в русле музейной педагогики были созданы в те годы. Некоторые из них продолжают пользоваться популярностью до сих пор: музейные праздники «Рождество в доме Боратынских» и «Путешествие в страну Азбуки Кириллицы», музейно-педагогические занятия по предметному миру для младших школьников из цикла «Сказки дядюшки Гусиное Перо».

Взрослой публике полюбились новые культурно-просветительские акции «Ночь музеев», «Библионочь», реконструкция в музее красивой старинной формы проведения досуга – суаре (званого вечера). Проект «Суаре у Боратынских» в 2011 году стал дипломантом Всероссийской историко-литературной премии им. Александра Невского. На стыке поэзии, театра, музыки, литературоведения возник популярный проект «Поэтический театр Алексея Гомазкова».

В этот период музей расширяет круг друзей. Наиболее долгосрочными и плодотворными стали взаимоотношения с филологическим факультетом и Научной библиотекой им. Н.И. Лобачевского Казанского университета, Клубом любителей казанской старины, ЛИТО «Белая Ворона» под руководством поэтессы Наили Ахуновой, казанским отделением МНАТ (В.М. Ловчев), певицей Юлией Зиганшиной.

НОВЫЕ ГЕРОИ

Стабилизация социально-экономической обстановки в стране в первое десятилетие XXI века, демократизация общества задали новые импульсы развития музея. Знаковым в этот период стало обращение к жизни и творчеству правнучки Боратынского, поэтессы Серебряного века и писательницы русского зарубежья О.А. Ильиной-Боратынской, литературное наследие которой было тогда неизвестно в России.

Коллекции музея, связи с сыном писательницы Борисом Ильиным из США, Сан-Франциско позволили в 2003 году опубликовать первую часть автобиографической дилогии Ольги Александровны – роман «Канун Восьмого дня». Кропотливая работа по популяризации романа шла несколько лет и принесла ожидаемые результаты: живой читательский интерес к творчеству и биографии автора, рост популярности музея. В 2013 году вышла в свет вторая часть дилогии – роман «Белый путь. Русская Одиссея 1919–1923».

Открытие новых художественных и освоение имеющихся документальных источников, переезд во флигель усадьбы семьи Боратынских определили еще один вектор роста музея – обращение к истории казанских потомков поэта, в чьих судьбах отразился ход истории нашего Отечества.

За годы существования во флигеле музей стал заметным явлением на культурной карте города и начал перерастать его стены. Физические размеры музея превратились в серьезный сдерживающий фактор дальнейшего развития и реализации накопленного потенциала.

И вновь произошло чудо!

БОРАТЫНКА

Усадьба Боратынских, памятник архитектуры и истории федерального значения – последняя деревянная дворянская усадьба Казани конца XVIII – начала XIX века. В разные годы усадьба принадлежала представителям известных казанских дворянских родов – Апраксиным, Мамаевым, Чемодуровым, Казиным, Колбецким. Боратынские стали ее владельцами в 1869 году.

При Боратынских «серый дом» на Лядской превратился в культурный центр Казани, притягивая к себе художников, музыкантов, писателей. Гостями дома были: всемирно из-
вестный ученый-востоковед А.К. Казем-Бек, писатель Н.Г. Гарин-Михайловский, художники Н.И Фешин,
А.И. Фомин, Н.М. Сапожникова, поэт и художник П.А. Радимов, основатель Казанской художественной школы Н.Н. Белькович и даже Григорий Распутин. Горожане называли дом «Боратынка», сюда стекались за помощью: молодежь из обездоленных слоев общества, пытавшаяся получить образование; вдовы, оставшиеся с детьми на руках, в поисках поддержки; пожилые люди, лишенные минимального обеспечения.

События 1917–1918 годов трагически отозвались в судьбе семьи Боратынских. После расстрела в сентябре 1918 года последнего хозяина дома – А.Н. Боратынского, внука поэта, усадьбу реквизировали. Закончилась «семейная» история усадьбы, началась история «гражданская»:
в главном доме размещаются различные учреждения Наркомпроса.
В 1932 году здесь открывается Детская музыкальная школа № 1 им. П.И. Чайковского, из стен которой выйдут прославленные музыканты – Рустем Яхин, Софья Губайдулина, Алмаз Монасыпов и другие.

Но ход времени не пощадил дом, он постепенно ветшал, музыкальную школу перевели в другое здание. В начале XXI века дом оказался на грани уничтожения. Оставалось надеяться на чудо, и оно не замедлило случиться.

Маршруты знаменитых прогулок Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова по историческому центру Казани привели их в музей. Дальше события развивались стремительно.

В мае 2012 года началась реставрация главного усадебного дома, завершившаяся в августе 2015 года. Пережив разные периоды своей биографии, усадьба вновь «вернулась» к Боратынским, к их семейной истории, литературным традициям, системе ценностей, духовным поискам, нравственному опыту.

Семь последующих лет музей не только обживал дом, но и прилагал все усилия для соединения разрозненных фрагментов усадьбы в гармоничное, комфортное и прив-
лекательное пространство диалога Человека с историей его Отечества.

Путь от маленького школьного музея до крупного музея-усадьбы был непрост и занял десятилетия. И все же Музей Е. А. Боратынского – это яркий пример воплощенной мечты его создательницы, тех, кто работал и работает в его стенах, друзей музея и сочувствующих, приложивших немалые усилия, чтобы сохранить драгоценную память нашего общего прошлого.

Елена Скворцова,

старший научный сотрудник
Музея Е.А. Боратынского,

филиала Национального музея РТ.

[1] Ныне ул. Горького, 25/28

 

[2] Девичья фамилия Файруза Бакирова

 

[3] ул. Короленко, 26

 

[4] ул. Горького, 25/28

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.